Асия Тимирясова: «При выставлении оценок за ЕГЭ последнее слово должно оставаться за человеком»Интервью    15 апреля 2019, 12:0312 апреля гостем пресс-клуба портала «Вверх» стала координатор федерального партийного проекта «Единой России» «Новая школа» в Татарстане, ректор Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова Асия Тимирясова. В ходе беседы речь шла об объективности процедуры ЕГЭ, перспективах оценки результатов экзамена искусственным интеллектом, развитии системы инклюзивного образования, обязательности медицинского кабинета и психолога для каждой школы, а также развитии системы профориентации и улучшении качества школьного питания. - Уже в конце мая начнется основной период ЕГЭ-2019. Каким образом «Новая школа» будет мониторить проведение этого экзамена? - Активисты, эксперты партийного проекта «Новая школа» ежегодно проводят мониторинг хода ЕГЭ и ОГЭ. И этот год не станет исключением. Такой мониторинг уже начался, потому что сейчас ведется активная подготовка к экзаменам, школьники уже определились с предметами, которые будут сдавать, сформированы списки пунктов приема экзаменов.
В прошлом году по результатам мониторинга мы вышли с инициативой, чтобы часы работы педагогов во время проведения ОГЭ и ЕГЭ засчитывались, и за них предусматривалась денежная компенсация. Наша инициатива была поддержана, и в настоящее время все педагоги, задействованные в организации и проведении ОГЭ и ЕГЭ, получат соответствующие выплаты. В 2019 году эта норма стала обязательной, в том числе, и благодаря проекту «Новая школа». - Мониторился ли характер жалоб от выпускников и родителей? - Различные жалобы поступают ежегодно. К счастью, с каждым годом количество таких обращений снижается. В каждом случае происходит индивидуальное рассмотрение поступающих замечаний и предложений. - С учетом пожеланий и предложений ежегодно вносятся изменения в систему сдачи ЕГЭ. Как вы ее оцениваете на сегодняшний день и что бы вы еще изменили? - С того момента, как были проведены в виде эксперимента экзамены в форме ЕГЭ в отдельных регионах России, споры не стихают. Мы знаем, что были вопросы по форме и методам проведения экзаменов, содержанию заданий, были конфликтные ситуации, когда контрольно-измерительные материалы становились достоянием общественности в Интернете. Были и ситуации, когда дети умудрялись пользоваться гаджетами.
Благодаря этой системе каждый школьник, имеющий хорошие результаты по своим предметам, может поступить в один из ведущих вузов страны. Совсем недавно министр просвещения России Ольга Васильева в одном из интервью отметила, что в настоящее время в вузах Москвы и Санкт-Петербурга около 70 процентов обучающихся студентов – иногородние. Раньше этот показатель был прямо противоположным: 30 процентов иногородних и 70 процентов – столичных жителей. Благодаря системе ЕГЭ каждый ребенок имеет возможность поступить в любой ведущий вуз России. Что касается совершенствования процедуры проведения ЕГЭ, эти процессы ведутся постоянно. Если раньше ответы на некоторые задания можно было просто угадывать, то сегодня мы уже ушли от этого. Сейчас следят за тем, чтобы задания включали в себя анализ, могли показать аналитические, логические возможности ребенка, способность высказываться на те или иные темы. - Эксперты ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) утверждают, что с 2030 года компьютеры начнут проверять развернутые ответы на вопросы ЕГЭ. Разве искусственный интеллект сможет оценить, например, образное мышление школьника? - Я думаю, это станет возможным, только если к 2030 году уровень развития искусственного интеллекта достигнет таких высот, что станет возможным понимать развернутые ответы школьников. В настоящее время около 40 тысяч педагогов участвуют в проверке и оценивании заданий ЕГЭ, и имеют для этого очень ограниченный промежуток времени.
В любом случае, при выставлении оценок последнее слово должно оставаться за человеком. - И апелляции, наверное, в любом случае будут рассматриваться… - Конечно. Полностью заменить человека искусственный интеллект не сможет. - Еще одно важное направление парпроекта «Новая школа» - это инклюзивное образование. Ваш университет также много занимается этой проблемой. Недавно в Казани прошла крупная тематическая конференция. Как вы оцениваете ее итоги и есть ли какое-то решение, которое позволит сделать прорыв в инклюзивном образовании? - Одной из задач партийного проекта «Новая школа» является как раз содействие созданию равных условий для всех участников образовательного процесса. Впервые норма об инклюзивном образовании была закреплена в федеральном законе «Об образовании» в 2012 году. Несмотря на законодательное закрепление, к сожалению, остается немало проблем в реализации инклюзивного образования. И я имею в виду не отсутствие где-то пандусов или тротуаров, а, в первую очередь, неготовность самой образовательной организации принять ребенка с особыми образовательными потребностями. Проблемы, существующие в настоящее время в нашей системе образования, и обсуждались на недавно прошедшей конференции. Татарстан накопил значительный положительный опыт в реализации задач по инклюзивному образованию. Со своими коллегами мы делились этим опытом на конференции, которая была посвящена развитию преемственной системы инклюзивного образования. Мы говорим о том, что выстраивать инклюзивный образовательный процесс необходимо на всех уровнях, начиная от дошкольного учреждения и заканчивая вузом.
- В Казани постепенно меняется ситуация в сфере инклюзивного образования. Готова ли наша образовательная система к изменениям? - В 2010-х годах образовательных организаций, готовых принять ребенка с особыми образовательными потребностями, были единицы. Сегодня же практически в любом районе республики и города Казани есть такие образовательные организации. Но, конечно, сложности еще остаются. Эксперты нашего партийного проекта проводили анкетирование педагогов, чтобы выявить, какие проблемы у них есть в этой сфере. В первую очередь, это нехватка знаний и умений для подготовки адаптированной образовательной программы. В рамках проекта «Новая школа» мы регулярно проводим методические семинары для педагогов по этим злободневным проблемам. Поэтому ситуация меняется в лучшую сторону каждый день. После появления закона прошло всего семь лет. За это время определенные успехи достигнуты.
Поэтому постепенно и мы придем к тому, что у нас будет выстроена система инклюзивного образования. Буквально в декабре 2018 года на экономическом форуме в Давосе впервые был озвучен индекс инклюзивности стран. Страны оценивались не по экономическим, а по социальным критериям, в том числе, и по возможностям людям с различными особенностями здоровья получать образование в равных условиях со всеми. - Еще один партпроект «Здоровое будущее» очень остро поднял вопрос о необходимости функционирования медицинских кабинетов в каждой школе. На сегодняшний момент не каждая школа имеет свой медкабинет или врача вообще. Как вы считаете, нет ли необходимости в обязательном порядке вернуть в школу еще и ставку психолога, чтобы следить за психологическим состоянием школьников, учитывая периодически возникающие неприятные публичные истории? - В ноябре прошлого года именно этому вопросу было посвящено заседание Общественного совета нашего партийного проекта. С того времени появились достаточно серьезные подвижки. Например, определено, что к сентябрю 2020 года каждая образовательная организация будет оборудована современным медицинским кабинетом. Что касается обязательности введения ставок педагогов-психологов в школах, то на сегодня уже есть нормативный документ и по решению этого вопроса. Согласно нему, к 2020 году каждая образовательная организация должна выделить такую ставку: если это детсад, то на 200 воспитанников должен быть один педагог-психолог, если школа – на 300 учащихся, если учреждение среднего профессионального образования – то на 500 студентов. К 2020 году выстроена дорожная карта, как эта проблема будет решаться. Есть решение и по сельским малокомплектным школам. В частности, будут открыты пункты психолого-педагогической помощи, к которым будут прикреплены образовательные организации. - Как защитить учителя, учитывая последние события? В частности, речь идет об истории учителя одной из школ, личные фотографии которой стали достоянием общественности. Где есть границы этики и свободы в этом вопросе? - В этом вопросе разбираются компетентные органы, но я выскажу свое личное мнение. Министр просвещения России сказала, и я абсолютно с этим согласна, что каждый человек имеет право на личную жизнь. Но при этом мы должны понимать, что сегодня наша жизнь – это жизнь практически напоказ. Любое наше действие, слово, может быть записано и выставлено в социальные сети. И любой педагог должен понимать, что его действия могут быть выставлены напоказ многим, и выкладывая фотографии, он должен анализировать, к чему это в дальнейшем может привести. - Есть ли в России опыт функционирования какой-то профессиональной, корпоративной комиссии, которая бы рассматривала подобные ситуации еще до попадания в полицию, следственные органы? Есть ли какая-то структура, которая могла бы встать на защиту прав педагога и объективно разобраться в ситуации? - Я думаю, что в каждом подобном случае проводится объективное разбирательство, в котором участвуют и представители школы, в которой работает педагог, и управления образования. Все случаи рассматриваются объективно. - В августе этого года Казань примет мировой чемпионат по рабочим профессиям WorldSkills. Это стало поводом, чтобы поднять проблему профориентации. И родители, и педагоги говорят о том, что профориентационные мероприятия необходимо начинать проводить как можно раньше, а не в старших классах, когда дети уже с большим трудом понимают, кем они хотят стать. Есть ли интересные предложения по профориентации в Татарстане? - Казань действительно живет в предвкушении крупного международного события – чемпионата мира по WorldSkills, в котором примут участие более 2 тысяч профессионалов из разных стран. Движение WorldSkills изменило отношение к профессиональному образованию, дало огромный толчок его развитию.
Если говорить о системе профессионального образования в республике, то в этой сфере, на мой взгляд, сделан колоссальный прорыв в плане материально-технического оснащения. В настоящий момент открыт 31 центр развития компетенций, еще шесть будут открыты в 2019 году. Это современнейшие центры, где можно получить не только теоретические знания, но и практически навыки работы и фактически стать готовым, востребованным специалистом на рынке труда. Учитывая, что ситуация на рынке труда непростая, то вопрос профориентации является крайне важным.
Проблема ранней профориентации очень явно была озвучена в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию, когда он заявил, что в стране начинает реализовывать программа ранней профориентации «Билет в будущее» для учащихся 6-11 классов. Каждый школьник через интернет-тестирование сможет получить примерное представление о том, какая профессия может быть ближе ему. А дальше уже будет идти более глубокое погружение в профессию. То есть профориентация - очень актуальный вопрос на повестке в системе образования. Мы все понимаем, что правильно выбранная профессия – это залог успешного и счастливого человека. - Очень многих родителей волнует качество школьного питания. Каким образом можно контролировать эту систему и что можно сделать, чтобы ее улучшить? - Вопрос повышения качества питания и обеспечения горячим питанием школьников стоит на повестке нашего Министерства образования и науки. Мало того, этот вопрос пошел в перечень семи приоритетных целей и задач, которые должны быть реализованы министерством в 2019 году. Эти цели и задачи сформировали сами родители. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что, к сожалению, не все школьники обеспечены горячим питанием. В настоящий момент охват составляет около 95 процентов, но в некоторых районах он доходит и до 100 процентов. Все службы, участвующие в обеспечении школьным питанием, заинтересованы в повышении его качества. А мы как активисты, общественники регулярно проводим мониторинги. Один из них – федерального уровня – будет запущен 15 мая. Он будет проходить по всем школам России. Активисты вместе с представителями родительского сообщества будут ходить по школам и проверять качество школьного питания, давать свои рекомендации. Таким образом будет реализован общественный контроль. Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|