Релакс комната для детей и психолог для педагога

Общество    22 апреля 2019, 11:59
Фото: Здоровье школьника
Фото: Здоровье школьника
Учителя, родители, ученики и директора составили свои списки того, что нужно сделать, чтобы не подорвать здоровье в школе

Во время учебы в школе школьник максимально подвержен тому, чтобы заполучить хроническое заболевание. А то и не одно. В рамках проекта «Единой России» «Здоровая школа» у участников процесса была возможность составить перечень самого необходимого, чтобы как-то смягчить проблему. Отказ от вредных привычек через виртуальную реальность,  отмена домашнего задания для младших классов, телеграм-боты про правильное питание – корреспондент портала «Вверх» изучал, чего еще не хватает современному учебному учреждению.

«Это не значит, что школа вредит. Просто дети в этом возрасте более уязвимы к болезням»

В России если даже из детского садика ребенок приходит в школу абсолютно здоровым, то  по ее окончанию он уже имеет как минимум два-три хронических заболевания. Такие неутешительные данные были озвучены на общественном совете федерального партийного проекта «Единой России» «Здоровое будущее». Правда, Рафаэль Шавалиев – главный врач ГАУЗ РКБ поправился, и отметил, что это не значит, что школа вредит. Это значит, что дети в этом возрасте более уязвимы к болезням.

С сентября 2016 года в образовательных организациях началась реализация проекта «Здоровая школа». Инициатором его разработки выступила рабочая группа специалистов  ДРКБ, Республиканского центра медпрофилактики и Татарстанское региональное отделение всероссийской политической партии «Единая Россия». В нем приняли участие 21 казанская школа, и пять из сельских районов Татарстана.

Кроме лекций для детей и родителей о пользе здорового образа жизни, школам бесплатно передали видеомониторы и видеоматериалы, на которых ежедневно транслируется тематическая информация.

И это далеко не все проекты в рамках этой программы.

«Потребность  в проведении дискуссионной площадки в стенах КГМУ родилась после того, как мы получили множество предложений от самих школьников и их родителей, - признался Шавалиев. - И важно было сблизить все мнения и вывести определенную резолюцию. Мы посоветовались с мэром Казани Ильсуром Метшиным и пришли к тому, что нами должна быть выработана концепция, которая будет использована при формировании всех школьных проектов в Казани».

Однако руководитель Республиканского центра медицинской профилактики Римма Садыкова для начала описала всю ситуацию, какая сегодня складывается со здоровьем у школьников, и временами это походило на устрашающий рассказ.

 По ее словам, за последние семь лет демографическая ситуация в Татарстане сложилась достаточно благоприятной. Отмечается стабильный рост рождаемости, на фоне снижения уровня смертности населения, снижения младенческой смертности. Это обеспечило увеличение доли детского населения с 18,9% до 20,6%. На 31 декабря 2018 года численность детского населения в Татарстане составила 826 тыс. 872 ребенка.

«За последние семь лет детей в Татарстане стало почти на 100 тысяч больше, при этом ресурсы детского здравоохранения остались на прежнем уровне», - сокрушалась она.

В то же время, в течение  15 лет отмечается рост первичной заболеваемости у школьников на 30% практически по всем позициям. Лидирующие позиции – это заболевания органов дыхания и пищеварения.  Ежегодно растет количество детей с превышением массы тела до 20%, что связано с малоподвижным образом жизни и нерациональным питанием.

В Татарстане на 1 января 19 года функционирует 1392 школы, обучается 414 тысяч 563 ребенка.  И по данным всемирной организации здравоохранения, школьники являются наиболее уязвимой группой по  развитию хронических  неинфекционных  заболеваний. Ведущее место в структуре проблем – болезни костно-мышечной системы, зрение желудочно-кишечного тракта, нервной системы и сердечнососудистой системы. 

Все причины заболеваемости можно условно разделить на две группы: это внутришкольные факторы и пребывание ребенка в семье.

Часто в школах освещенность в помещении не соответствует детской физиологии, несоблюдение гигиенических режимов работы на компьютере приводит к формированию нервно-психических  нарушений и болезни глаз. Товары детского ассортимента часто не соответствуют требованиям безопасности. К примеру, печатная продукция. Учебники по качеству  печати и шрифтов часто не выдерживают никакой критики. Ну и на здоровье в школе играет повышенная сложность учебных программ и проблемные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Школьный хит-парад

Дома причинами появления хронических заболеваний становятся нарушение режима дня,  уменьшение продолжительности сна, нерациональное питание, психологические проблемы. Все это как бы дополняет имеющиеся  вредные факторы внутришкольной среды и создается замкнутый круг, что в конечном итоге приводит к развитию хронических заболеваний и усугубляет имеющиеся.

«В последнее время классы и школы переполнены, - вступила в дискуссию директор казанской гимназии № 6 Ольга Баклашова. - Вместе с увеличением количества учеников, школы перешли на двусменный режим работы. Это отрицательно сказывается на здоровье детей. Использование новых форм и технологий обучения, интенсификация учебного процесса привели к значительному росту количества детей, неспособных полностью адаптироваться к школьным нагрузкам. Соответственно выдвигаются принципиально новые требования к профессиональной деятельности учителя».

В самой гимназии существует так называемый театр здоровья, отчего профилактическая работа стала системной. Также там создали волонтерскую группу старшеклассников из тех, кто уже имеет установку на здоровый образ жизни.

Старшеклассники  идут к малышам, среднему звену, и на своём собственном примере показывают, для чего нужен здоровый образ жизни.

Школьники, которые также оказались на этом заседании общественного совета, предложили отключить социальные сети в определённое время. Еще одно предложение с их стороны - ученики переходят на пятидневное обучение, но в субботу все равно в школу, где будут происходить различные спортивные игры и соревнования, направленные на лучшее взаимодействие педагогов с учениками. Десятиклассница и вовсе предложила, чтобы в школах за выполнение определенного спектра упражнений ученикам выдавали призы.  Также дети предложили создать телеграм-бот, инстаграм аккаунт, где в «сторис» ежедневно выкладывалась информация о рациональном питании. А о вредных привычках дети предпочли узнать через виртуальную реальность, видимо, чтобы с помощью современных технологий «пример со стороны» быстрее доходил до мозга, и восприятие проблемы чувствовалось бы острее.

Директора школ в свою очередь предложили разнообразить питание, во время уроков делать динамические музыкальные паузы, возродить воскресные семейные клубы, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение каждого педагога, отменить домашнее задание у младших классов.  

Со стороны родителей были предложения обеспечить питьевой режим в школах и убрать полуфабрикаты из столовых, установить бесплатные спортивные комплексы, релакс-комнаты для детей. В школах должны появиться семейные психологи, «живые» уголки, а домашнее задание должно рационально дозироваться.

Ну и наконец, сами учителя активно включились в дискуссию. В плане питания они предлагают обратить внимание на гигиеническое воспитание школьников, а также создать при школах теплицы. В плане активностей они предлагают сделать доступный спорт для самих педагогов, устроить соревнования между классами с помощью спортивной копилки, в которую будут копиться балы за активность, создать преимущество для спортсменов при поступлении в вуз, а также создать  курсы по невербальному общению для учеников. И это далеко не все предложения, которые были озвучены всеми участниками школьного процесса.

Что касается домашних условий, то тут делегаты общественного совета отметили, что тот же режим дня, да и сам здоровый образ жизни должен начинаться с родителей.
Здоровый образ жизни начинается с родителей. И что не нужно перекладывать ответственность за это на другие плечи.  Потому что все находятся в одной упряжке.

Какие из предложений войдут позже в государственные программы, узнаем в ближайшее время. А пока депутат Госдумы Ольга Павлова пригласила на заключительный этап фестиваля «Здоровая школа». Он состоится в школе № 183 15 мая при участии первых лиц республики и города.

Олеся Ткаченко



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2024 Новую поликлинику в ЖК «Салават Купере» планируют сдать в декабре этого года Партдесант «Единой России» проверил ход строительства поликлиники - работы находятся в финальной стадии
20.11.2024 На вокзале «Юдино-2» открылся зал ожидания для маломобильных пассажиров Открытие прошло в рамках федерального партпроекта «Единая страна — доступная среда»
19.11.2024 Татарстанское реготделение «Единой России» поблагодарило бойцов, работавших на выставке трофейной военной техники В Казани на выставке трофейной военной техники работала площадка «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх