Воспитатель зрительских душОбщество    29 апреля 2019, 09:13
Скажи мне, кто твои друзья…Впечатления зрительницы были навеяны очередным творческим свершением создателя, художественного руководителя и главного дирижера Казанского камерного оркестра La Primavera Рустема Абязова. К своему 60-летию он подарил публике концерт из двух серий. Первая серия «День дурака, или На дураках держится мир» была показана 3 апреля, вторая – в минувшую пятницу (26 апреля). Перед началом концерта юбиляра поздравила министр культуры РТ Ирада Аюпова. Она отметила, что в «век золотого тельца» Рустем Юнусович являет собой яркий пример служения искусству, а не профессии и поздравила оркестрантов с тем, что у них такой замечательный руководитель. Начальник управления культуры казанского горисполкома Азат Абзалов подкрепил высокую оценку творческого пути маэстро вручением ему знака отличия «За безупречную службу Казани». Самые главные и ожидаемые слова в адрес Рустема Юнусовича прозвучали из уст его друзей по исполнительскому цеху. Поздравить и выступить с маэстро на сцене ГБКЗ приехали звезды первой величины: гобоист Алексей Балашов (Москва), виолончелист Марк Дробинский (Франция), пианист Евгений Михайлов (Казань), скрипач Граф Муржа (Москва) и солистка Краснодарского музыкального театра Гюльнара Низамова. Весною о зимеВнутренне сопереживаю артисту, когда вижу, сколько усилий он вкладывает в свой инструмент. Красное от натуги лицо Алексея Балашова резко контрастировало с его белоснежным костюмом, когда он извлекал звуки из гобоя. Оно и понятно - человек вдувает воздух в трубку через тонюсенькую трость. Добавьте к этому сложную систему стержней и клапанов и поймете, почему гобой занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный инструмент. Балашова сменили пианист Евгений Михайлов, блистательно исполнивший первую часть концерта для фортепиано с оркестром №12 A-dur Моцарта, и виолончелист Марк Дробинский. «Для меня символическое значение имеет зима, – сказал Дробинский перед своим выступлением, – в это время года я часто приезжаю в Россию или, наоборот, Рустем выбирается со своим оркестром в наше захолустье, во Францию и Швейцарию». После такого признания музыкант закономерно исполнил «Зиму» Вивальди в переложении для виолончели с оркестром. Украшением всякого концерта являются женские голоса. Особенно если они принадлежат таким эффектным солисткам как Гюльнара Низамова (сопрано). Гостья из «жаркой Кубани» сначала перенесла зал в Австро-Венгерскую империю периода Первой Мировой (ария Сильвы), а потом в Рим эпохи наполеоновских войн (ария Тоски). Произведения, соответственно, Кальмана и Пуччини прозвучали в оркестровке маэстро Абязова. Совершенно другие мозгиОтдельного внимания заслуживает выступление Графа Муржы. Он учился в Московской консерватории у того же самого педагога, что и Абязов (класс профессора Ирины Бочковой) и, по его собственному признанию, знает маэстро с тех самых пор, когда тот патронировал над ним во время отъездов Ирина Васильевны. Граф Муржа поблагодарил юбиляра за наставничество и сделал ему нетривиальный комплимент: «Рустем Юнусович не только выдающийся дирижер и виртуозный скрипач, но и композитор. Это совершенно другие мозги и это, что в отличие от исполнительского искусства перейдет без потерь следующим поколениям».
На пару с Алексеем Балашовым он исполнил концерт для скрипки и гобоя с оркестром d-moll Баха, вместе с Евгением Михайловым – фрагмент для скрипки и фортепиано с оркестром d-moll Мендельсона, в тандеме с Марком Дробинским – танец жениха и невесты из балета «Барышня-служанка» Глазунова. Но, конечно, все ждали, когда Абязов будет играть на скрипке вместе с Графом Муржой. Что ни говори, это две совершенно разных манеры игры. У Муржи экспрессивная, мимически визуализирующая каждую ноту. У Абязова, наоборот, внешне сдержанная, склонная к самоанализу. Обе эти манеры прекрасно раскрылись во время исполнения песни «Дым» для двух скрипок с оркестром (композиторы Керн и Фролов). Все концерты La Primavera отличает теплая, прямо-таки домашняя атмосфера. Отдыхаешь на них и душой, и телом. Но «Таинство музыки» даже на фоне других концертов оркестра получился особенным. Наверное, все дело в том, что в ложе сидели самые близкие маэстро люди: мама Лилюсь Сарварутдиновна, жена Юлия, сын Фархат и дочка Лейла. Глядя на то, как Рустем Абязов ближе к финалу концерта подошел к ложе и поцеловал руку своей маме, я подумал, что счастливый человек счастлив во всем. И умеет делиться этим счастьем с другими. Долгих вам лет, Рустем Юнусович! Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|