Владимир Чагин: «Приехать на ралли-рейд на автомобиле прошлогоднего поколения – значит не иметь никаких шансов на подиум»

Интервью    14 мая 2019, 09:20
Фото: Red Bull
Фото: Red Bull
Руководитель гоночной набережночелнинской команды «КАМАЗ-мастер» и проекта «Ралли "Шелковый путь", директор НП «КАМАЗ-Автоспорт», семикратный победитель «Дакара», лауреат Государственной премии РФ Владимир Чагин в эксклюзивном интервью порталу «Вверх» рассказал о концепции создания в Автограде спортивно-образовательного центра для детей и молодежи, карьере сына в качестве пилота и его выборе в пользу местного вуза, а также экзамене для участников команды в преддверии «Дакара» и многом другом

10 мая Владимир Чагин стал участником дебатов праймериз «Единой России» в Казани. На этот раз обсуждение в рамках предварительного голосования было посвящено теме «Благополучие будущих поколений». Руководитель гоночной команды «КАМАЗ-мастер» презентовал концепцию создания в Набережных Челнах многофункционального спортивно-образовательного центра для детей и подростков. Центр станет площадкой дополнительного образования для молодежи, заинтересованной в инженерных профессиях, автомоделировании, робототехнике, автоспорте. Он объединит комплекс из 6 различных гоночных трасс и различные образовательно-тематические площадки, а также музейную экспозицию грузовой автотехники.

В настоящее время центр находится на стадии проектирования. Под его строительство выделены земли ПАО «КАМАЗ» в промышленно-коммунальной зоне предприятия площадью более 25 га.

Предварительная стоимость проекта – порядка 4-5 млрд рублей.

- Откуда возникла идея создания такого многофункционального центра в Автограде?

- Мы выступаем как идейные вдохновители, создатели концепции такого центра. Видя интерес молодежи и детей к автомобильному спорту и к команде «КАМАЗ-мастер», учитывая количество проходящих у нас экскурсий, особенно в каникулы, мы пришли к выводу о необходимости открытия такого центра. Объект разместится в удобном месте, чтобы до него можно было добраться на общественном транспорте. Согласно концепции проекта, мы решили совместить образовательную  и спортивную составляющие. Мы планируем формировать у детей и молодежи тягу к автомобильному спорту, конструированию, производству автомобилей. Это привлечет их к выбору будущей профессии и сформирует важные качества – нацеленность на результат, лидерские качества, что позволит добиться успеха в жизни.

Для нашего города, региона, особенно важно привить молодежи интерес к техническим специальностям.

На «КАМАЗе» реализуется масштабная стратегическая программа развития модельного ряда. К тому же, ежегодно в нашем городе открывается огромное количество производственных предприятий, совместных предприятий с ведущими мировыми брендами. Но при этом, им всем не хватает кадров. Идет переманивание хороших специалистов.

- Какие активности будут предусмотрены в центре?

- Семья, придя туда, найдет интересы для детей любого возраста, начиная с 3-4 лет. Самые маленькие смогут сесть на машинку, велосипед и прокатиться по фрагменту мини-города со светофорами, улочками, попробовать себя в роли представителя одной из технических профессий. И родители сразу увидят, где ребенку интереснее, куда его больше тянет. То есть мы планируем развивать в том числе и принципы, заложенные в «КидСпейсе», «Кванториуме». Ребенку важно все потрогать руками, своими глазами увидеть, сесть прокатиться, разобрать, собрать, а не просто полистать книжку и прочитать инструкции.

На территории центра будут представлены и автомобили, детали в разрезанном виде. Мы хотим создать возможности, чтобы школьники могли сами собрать автомобиль и проехаться на нем, чтобы понять, что нужно в нем изменить.

Центр будет интересен детям и молодежи различных возрастов. И студенты обязательно найдут здесь много интересного для себя.

- Когда планируется открытие центра?

- В настоящее время он находится в стадии проектирования, поиска финансирования. Проект не дешевый, но все видят его необходимость – и руководство ПАО «КАМАЗ», и руководство города, и республики. Проект был представлен в программе по улучшению социальной сферы Набережных Челнов в связи с 50-летием «КАМАЗа». Сейчас идет его проработка в федеральном Правительстве. Проект подразумевает совместное финансирование со стороны федерального центра и республиканского бюджета, а также привлечение спонсорских средств. В этом проекте очевиден интерес и тех предприятий, которые сейчас создают производства в Набережных Челнах. Так, например, до конца мая будет открыт завод Haier. Когда производство развивается столь интенсивными темпами, важно, чтобы создаваемые рабочие места были обеспечены кадрами.

У руководителей всех предприятий схожие проблемы – где найти квалифицированные молодые кадры?

Обучение детей в школе и их профориентирование должно идти в одном русле с потребностями в конкретном городе и регионе. Сегодня некоторый процент молодежи уезжает обучаться в другие регионы, и даже страны и многие, к сожалению, не возвращаются обратно. В этом случае важно не заставить их остаться, а вызвать это желание у них самих и их родителей. Потому что, как правило, именно на домашнем совете решается, куда ребенку идти учиться. Мы должны создавать хорошие учебные объекты и молодежь должна видеть, куда может прийти работать после вуза, даже уехав на обучение в другой город или страну. Все пять лет они должны учиться с мыслью, что после окончания вуза вернутся к себе и смогут самореализоваться в качестве хорошего специалиста, а работодатели будут ждать их.

- Какова предварительная стоимость объекта?

- От 4 до 5 млрд рублей. В этом году запланирована реализация программы улучшения социальной сферы города, связанная с 50-летием «КАМАЗа». Мы очень хотим, чтобы основные вопросы по финансированию объекта были решены в этом году именно в ее рамках. Надеемся, что работы будут поручены ведущим строительным организациям Татарстана.

- В связи с этой деятельностью не удивительно, что вы стали послом чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019, который столица Татарстана примет в августе этого года…

- Я считаю, что WorldSkills – это замечательное и очень правильное движение, которое добавляет престиж рабочим профессиям, наглядно демонстрирует, что это такое, а также создает у молодежи правильную конкуренцию, стремление быть лучшим. Я с удовольствием два года назад принял приглашение стать послом WorldSkills, учитывая направление по работе с молодежью, которым в последнее время активно занимаюсь.

- «КАМАЗ-мастер» как-то будет задействован в чемпионате?

- 20 мая состоится открытие регионального этапа чемпионата, в котором я буду принимать участие. Экспозиция «КАМАЗ-мастера» будет представлена на этой площадке. Участие в мировом чемпионате, который пройдет в Казани в августе я также уже запланировал в своем рабочем календаре. Наша команда испытывает постоянный интерес со стороны молодежи, которая как раз и задейстована в этом движении.

- В чем основная составляющая успеха в вашей профессии?

- Автоспорт – тот вид спорта, в котором спортсмен сам себе создает спротинвентарь. Чтобы быть успешным спортсменом в нашей профессии, нужно быть хорошим конструктором, механиком. В этом и состоит уникальность нашей команды, членов которой хорошо знают как спортсменов. Но они спортсмены только те дни, когда идет гонка. В остальное время они инженеры, технологи, механики. Это позволяем им досконально знать конструкцию автомобиля, постоянно модернизировать свою технику, чтобы быть конкурентными. Чтобы быть успешным, быть впереди, необходимо самим трудиться.

Путь от идеи до ее воплощения в конкретном изделии у нас минимальный. Бывает так, что вечером конструктор придумал новое улучшение, утром эта деталь уже на станке, а вечером - на испытательном полигоне. Когда не проводятся мировые ралли-рейды, это как раз тот период, когда ты должен улучшить свою технику. Приехать на автомобиле поколения созданного год назад – значит не иметь никаких шансов на подиум. При этом важно создать еще и надежный механизм, потому что машина должна проехать не один день и сойти с дистанции, а две недели, ни разу не сломаться и победить.

Техника, работающая в таких сверхтяжелых условиях, потом в обычных серийном режиме – вечный автомобиль.

И идея многофункционального спортивно-образовательного центра родилась как раз из этого. Когда к нам на экскурсии приезжают делегации, они говорят, что на «КАМАЗ-мастере» отличный командообразующий кейс, которым необходимо обязательно делиться с другими. От идеи до воплощения проходит минимум времени. Необходимо, чтобы все было масштабно, красиво, интересно, чтобы вовлечь в это движение как можно больше детей и молодежи. Автопроизводство можно в какой-то степени сравнить с показом мод. Ведущие мировые кутюрье выпускают на подиум моделей в одежде завтрашнего дня. А автоспорт всегда являлся локомотивом роста серийной автомобильной продукции.

- Кстати, насчет автомобилей будущего. «КАМАЗ» работает в том числе и над производством бесполитника. В этой связи вы не опасаетесь за будущее профессии пилота в автоспорте?

- Совершенно нет. Никогда роль человека не уйдет на второй-третий план. Просто человек не будет отвлекать себя управлением автомобиля, а будет идти дальше и находить для нашего развития, улучшения жизни новые точки занятости. Человек освобождает себя от работы, которую может передать роботу.

- Учитывая многолетнюю гегемонию команды «КАМАЗ-мастер» на «Дакаре» и других ралли-рейдах, напрашивается аналогия с «Формулой-1», где в последнее время «Мерседес» вообще не проходит мимо подиума. На ваш взгляд, если все время выигрывает одна команда, не снижает ли это зрительский интерес к соревнованиям?

- Те, кто видит участие команды в «Дакаре» не только во время церемонии награждения, а задастся целью смотреть ежедневно всю гонку или хотя бы просматривать результаты, поймет, насколько жуткая конкуренция среди команд, и с каким трудом удается держать высокую планку. Это действительно гиперсложно. Нередко мы проигрываем в начале или середине гонки, иногда организаторы некорректно и необъективно ведут себя в наш адрес. Это заставляет нас досконально знать правила игры, регламент соревнований. В прошлогодней гонке за один этап до финиша разница в генеральном зачете между нашим Эдуардом Николаевым и аргентинца Федерико Виллагра из команды Iveco составляла всего 1 секунду. И это после 5 тысяч километров маршрута!

Мы одни из немногих, кто проводит экзамен среди членов экипажа на знание регламента. Это книжка шириной в полтора сантиметра, и все пилоты, штурманы, механики проходят экзамен перед стартом, как это бывает в вузе. Им предлагается около 100 вопросов. Ребята убирают все телефоны, сдают экзамен вместе, пропуская все 100 вопросов через себя, когда слышат ответы друг друга, видят, кто как подготовился. После экзамена мы выделяем лучших и худших. Таким образом, ребята идут на гонку подготовленными, досконально зная правила игры, чтобы не допустить неточностей во время участия в гонке. Это один из моментов успешного выступления на гонке. Этот опыт мы передаем нашей молодежи, следующему поколению. В прошлом году команде исполнилось 30 лет. Сейчас выступает третье поколение в «КАМАЗ-мастере», я был во втором. В первом поколении не было практически ни одного доморощенного пилота – все были приглашенными. Сейчас мы работаем над тем, чтобы у команды было четвертое, пятое поколение своих спортсменов. Видя, что «КАМАЗ-мастер» - бренд, который наполняет нашу республику и страну не только спортивными результатами, а еще и полезен для работы с детьми и молодежью, это вызывает еще больше желания трудиться и быть полезными для развития производственного направления.

- И еще вопрос, касающийся молодежи. На недавно завершившемся ралли «Золото Кагана» ваш сын впервые выступил не под псевдонимом. Как вы оцениваете его перспективы как пилота?

- У меня два сына. Старшему 30 лет. Младшему, который не так давно опробовал себя в качестве пилота, 19 лет.

Старший сын – очень творческий человек, он больше сориентирован на искусство, сам пишет музыку, прекрасно поет. Он пошел по своей колее. Я убежден, что дети должны быть успешными в том направлении, в котором им подсказывает душа.

Младший сын Игорь также очень творческий человек. С самого детства он увлекался искусством, окончил художественную школу и пишет прекрасные картины. Он может неделями, месяцами писать картины. Я прихожу домой всегда поздно, часов в 11-12 ночи, а он нередко сидит за мольбертом с кисточками. Я его иногда спрашиваю: «Игорь, ты сегодня не писал картину?». А он мне отвечает: «Папа, я же сижу рисую уже несколько часов». Оказывается, он на горизонте нарисовал елку. Рисование так развивает усидчивость в ребенке!

Когда ему было 8 месяцев, и он еще не мог даже ходить, я привез ему электрическую машинку, он ездил на ней по комнате. Игорь рано начал заниматься картингом, но не горел этим. И я успокоился, потому что придерживаюсь позиции, что родителям не стоит оказывать давление на детей в выборе профессии. В конце 2016 года у него внезапно сменился вектор. Игорь собирался быть врачом и учился в химико-биологическом классе, планировал сдавать ЕГЭ по этому направлению. И речь о техническом образовании даже не шла. А в ноябре 2016 года я, придя в субботу вечером домой, разговорился с ним и рассказал, что в Мензелинском районе проводятся соревнования по трофи-рейдам «Эчпочмак трофи». Это, наверное, стало ключевой точкой его интереса. Игорь сказал: «Папа, я хочу поучаствовать». Я его пытался отговорить, сказать, что это, наверное, не его. Но он настаивал на своем участии. У нас был багги, на котором мы ездили за грибами в выходные, мы его быстренько переоборудовали для соревнований, нашли штурмана. В итоге собралось около 40 участников более старшего возраста, чем сын, гонка длилась 7 часов. На следующий день мне позвонили и сказали приезжать на церемонию награждения за призом. Оказалось, что Игорь занял второе место. Я сначала не поверил, просил, чтобы мне показали результаты – хотел убедиться, что все корректно. Приезжаю – точно, все правильно. Игорь сказал, что ему очень понравилось за рулем багги и он хочет попробовать себя и на других стартах.

Спустя неделю от решил сдавать ЕГЭ по физико-математическому направлению. В школе за голову схватились, как же можно так резко поворачивать в выпускном классе.

Я сказал сыну: «Если ты убежден, иди этой колеей, но если ты не сдашь ЕГЭ, то я нигде помогать не буду, только сам».

В итоге Игорь успешно сдал экзамены, поступил в наш челнинский вуз – филиал КФУ. Я много говорю о необходимости улучшения высшего образования у нас в регионе, городе. По этому пути я иду и в собственной жизни. Своего сына я сориентировал в челнинский вуз, чтобы на его примере увидеть, как происходит обучение, каков уровень образования, насколько у нас интересно учиться. Для меня это еще и помощь в моей работе, что мой сын учится у нас в городе. И в соревнованиях Игорь себя успешно показывает. Наверное, где-то гены сработали. В прошлом году он стал обладателем Кубка России, в этом году стал самым быстрым на этапе чемпионата России по багги.

Первый сезон Игорь выступал под псевдонимом. Это было моим условием. Я предложил, и никто на семейном совете не был против. Я считаю, что ребенок должен идти своей дорогой, сам себе прокладывать путь. Если он попадает в сферу деятельности, где был успешен его родитель, он раньше времени привлечет к себе лишнее внимание со стороны журналистов. Игорь, пройдя два сезона под псевдонимом, в прошлом году спросил у меня разрешения выезжать со своей фамилией, и я уже не возражал.

- Сын не планирует пересаживаться за руль «КАМАЗа»?

- Как сам решит. Сейчас он занимается в том классе автомобилей, который нам тоже очень полезен в программе «КАМАЗ-мастер Юниор». Три года мы занимаемся челнинским картодромом. По указанию Президента республики он был передан ПАО «КАМАЗ», который в лице гендиректора Сергея Когогина осуществляет финансирование этого объекта, а мы занимаемся управлением. Сейчас здесь занимаются 70 мальчишек в 6 возрастных группах. Мы стараемся максимально привить им интерес к технике. В каждой возрастной группе мы отобрали по двое лучших, и ведем их с тем прицелом, чтобы в дальнейшем они пришли в команду «КАМАЗ-мастер». Это такая школа будущих профессиональных спортсменов. В этом году мы пересмотрели программу, создали ступени роста для ребят с 6 до 8, с 8 до 10, с 10 до 12, с 12 до 14 и с 14 до 16 лет.

В феврале во встрече с Президентом России Владимиром Путиным участвовали трое наших юниоров. Причем, мы выбирали их по трем критериям: успеваемость в школе, за которой мы пристально следим; дисциплина, поведение, уважение к старшим и другие человеческие качества и только третье – спортивные результаты. Мы ведем работу с родителями этих юниоров, чтобы у нас была совместная деятельность. Мы даже заключили договоры с семьями, где прописано, кто и что обязуется делать. Работа с родителями – обязательное условие успеха. В этом случае ребенок будет получать единую информацию и от родителей, и от учителей, и у него голова не будет крутиться на 360 градусов в старших классах, куда же пойти учиться.

Именно дополнительное внешкольное образование позволяет разглядеть, что же ребенку интересно, способно раскрыть его потенциал.

В Автограде мы заинтересованы в молодежи, которая будет получать технические профессии, поэтому ориентируем их именно туда.

- Вы являетесь еще и руководителем ралли-рейда «Шелковый путь». В этом году гонка пройдет по необычному маршруту – из Иркутска через Монголию в Китай. До старта осталось меньше двух месяцев – можете ли вы сейчас рассказать, чем будет интересен этот ралли-рейд, каких звезд помимо команды «КАМАЗ-мастер» стоит ожидать на нем, и каковы особенности гонки по сравнению с ее прежними «изданиями» и с тем же «Дакаром». «Роман» гонки с Татарстаном завершен или еще возможно продолжение?

- В этом году отмечается 10-летие проекта «Шелковый путь». Первая гонка стартовала в Казани в 2009 году. Далее маршрут проходил по территории Казахстана, Туркменистана и финишировал в Ашхабаде. Мы стараемся разнообразить трассы, что неизменно привлекает спортсменов. В 2016 году наш проект получил новое дыхание. В силу политической ситуации взгляды были сориентированы на Восток, Китай. И наш партнер – ПАО «Газпром» в лице Алексея Миллера – тоже сориентировал нас на Китай. Маршрут был проложен через Казахстан и финиширован в Пекине. В последующие годы гонка проходила по территории России и Китая. В этом году впервые в маршрут включена Монголия. И мы решили реализовать мечту многих на планете – побывать на Байкале. Поэтому стартовать будем в Иркутске, что вызвало необычайный интерес со стороны мировых СМИ, спортсменов. Монголия со своими бескрайними просторами, разнообразием рельефа также очень интересна командам. В этом году в гонке будет впервые введен мотозачет. Лидирующие команды уже подают заявки на участие в проекте.

Гонка продлится 10 дней – два по России, пять дней по Монголии и три – по Китаю. Получается такой компактный, насыщенный и разнообразный маршрут.

До старта всем участникам предстоит проехать через всю Россию, в том числе, и через нашу республику. Так что запланированы различные предстартовые активности. В прошлом году они были очень хорошо организованы в Бугульме. Жителям города было интересно увидеть, как команды готовятся к гонке. Скорее всего, в этом году в Татарстане предстартовые активности так же пройдут в Бугульме.

- Сам «Дакар» тоже в будущем году сменит свою географию – из Южной Америки переедет на Аравийский полуостров. Как вы считаете, будет ли эта гонка сложнее или проще со спортивной точки зрения, и как в целом переезд отразится на популярности марафона среди гонщиков и зрителей?

- Саудовская Аравия – очень успешная страна в плане экономики. Однако она пока не столь популярна в плане организации подобных мероприятий. Нынешнее руководство страны взяло курс на открытую политику, проведение крупных соревнований. Правительство Саудовской Аравии нашло общий язык с руководством гонки, и в следующем году «Дакар» переедет из Южной Америки. Я думаю, в Саудовской Аравии удастся организовать хорошую гонку. На 15 мая запланирована презентация гонки в Париже, и мы туда отправимся с кратким визитом, чтобы пообщаться с организаторами, прессой.

Возможно ландшафты в Саудовской Аравии не столь богаты как южноамериканские. Но дюны, пески всегда были интересны участникам. Гонка пройдет с 5 по 17 января. Наше участие в гонке всегда исходит из стратегии развития продаж серийной продукции нашего завода в том или ином регионе. Программа участия команды в сезоне утверждается генеральным директором ПАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным, который является еще и председателем правления НП «КАМАЗ-Автоспорт». Так как мы заводская команда, главная цель – продвижение бренда «КАМАЗ», поэтому участие команды в соревнованиях должно выстраиваться в одну линию с общей стратегией развития нашего заводу. Утверждение планов на следующий год происходит в октябре, после чего обнародуется на ежегодной пресс-конференции команды.                                                                                   

- С чем можно сравнить нагрузки, которые испытывает пилот в кабине грузовика на «Дакаре» и других гонках?

- В первую очередь, члены команды испытывают не только сильные физические, но и психологические нагрузки. Две недели каждый день по 6-8 часов демонстрировать максимальную концентрацию на своей работе – дело непростое. Пилот эти 8 часов без остановки постоянно нацелен взглядом на дорогу, чтобы поддерживать максимально быструю скорость своего автомобиля, идет постоянный просчет, работа мозга. Ошибка штурмана порой приводит к трагическим последствиям, ведь он диктует все опасности, ямы, повороты, и здесь нельзя отвлекаться. Никаких диалогов помимо рабочих среди членов экипажа нет. Задача механика – следить за состоянием автомобиля.

Вся машина усеяна датчиками температур, потому что в любом агрегате, узле, перед тем как выйти из строя, развалиться, рассыпаться, повышается температура, как у человека. Он также следит за давлением в шинах, состоянием всех жидкостей. Все три человека работают в автомобиле как единый организм, понимают друг друга взглядами, без всяких слов. Здесь очень важна коммуникация, концентрация, также важно не допускать ошибки, тогда и будет результат.

- В этом году вы участвуете в праймериз «Единой России». Если бы вы стали депутатом, то какие законодательные инициативы предложили бы? Что вас больше всего не устраивает?

- Мы должны больше уделять внимания молодому поколению.

Нужно поднимать престиж профессии учителя, оплату труда, больше рассказывать об успешных преподавателях, ставить их в пример, чтобы на них ориентировались остальные.

Надо стараться как можно больше мужчин ориентировать в школы, чтобы они преподавали труд, физкультуру, другие предметы. Мужчина создает дисциплину, чего нам очень не хватает в школах. Тогда мальчишки будут расти с правильной мужской жилкой. Необходимо также развивать внешкольное образование, чтобы раскрывать творческую жилку, тягу к спорту. Мы живем в непростое время, когда дети могут в Интернете получить ответы на все интересующие их вопросы. И не обязательно для этого ждать контактного отношения с мамой, папой или учителем. Ребенок просто нажал несколько клавиш, и получил ответ на любой вопрос. А какой он получил ответ, этого мы не знаем. Поэтому детей нужно больше держать под своим влиянием и вниманием. Школа, секции – место, где дети оставляют телефон и погружаются во влияние преподавателя, тренера, учителя. Последние должны быть позитивными, притягивающими к себе внимание специалистами. Мы много говорим о развитии производственных программ, минимизации человеческого фактора. Но всегда процессами будет управлять человек и то, каким он будет через 20-30 лет, во-многом зависит от нас.

- В какой-то перспективе вы видите себя в роли депутата?

- Получив большой жизненный и профессиональный опыт, являясь патриотом своего региона и страны, я хочу делиться своим опытом, обмениваться мнениями, работать с детьми и молодежью. В какой роли я буду полезен именно в этом направлении, в такой и буду рад трудиться.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2021 Алло, мы ищем молодых авторов Год пандемии и связанных с нею ограничений, творческих экспериментов и ожидания капремонта.
26.06.2021 Марат Бариев: «Если в 12 нацпроектах будет раздел, посвящённый молодёжи, - это уже новый, 13-й нацпроект» От того, какую молодёжь мы воспитываем, зависит благополучие и развитие нашего общества уже не только завтра, но и сегодня, убеждён депутат
30.04.2021 Фельдшер скорой Раиль Каримов: «На работе выкладываемся на 100 процентов» 28 апреля в России впервые отметили День работника скорой медицинской помощи.




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх