Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Порог, скалы и «синяя яма»

Общество    17 мая 2019, 10:00
Фото: Павел Вотяков
Фото: Павел Вотяков
По традиции нашей компании, 1 мая мы встречаем на какой-нибудь уральской реке

В прошлом году это была Лемеза с порогом Черная речка 3-й категории сложности, в этом – решили поднять планку до Сакмары, где таких порогов четыре.

Игра в тетрис

Этот план оставался в силе до дня нашего отъезда на сплав (30 апреля), когда от уфимской, самой многочисленной части группы поступила информации: воды в Сакмаре очень мало, поэтому нужно двигать на более полноводную реку. Выбор пал на Зилим, по которому ходят даже в июле.

Ну что ж, Зилим так Зилим, я там тоже не был. Едем!

По приезду в Уфу еще одна неувязочка. Предприниматель, у которого мы арендовали микроавтобус, в самый последний момент сообщил, что не сможет выделить прицеп. Это удешевило сплав на 300 рублей с носа, но превратило дорогу до реки в поистине мазохистскую процедуру. 19 человек, не считая водителя, разместились в 20-тиместном «Мерседесе» вместе с таким же количеством рюкзаков, несколькими ящиками продуктов и 3 катамаранами в разобранном, естественно, виде.

Кто-то лег на рюкзаки, кто-то, как я, сел в позе младенца в утробе на пассажирское кресло. (Сидеть по нормальному мешали уложенные на пол рулоны спальных ковриков и прочий туристский скарб.) Тяжелее всех пришлось Андрею из Казани. О том, что он сидит в левом дальнем углу микроавтобуса, напоминала только его голова, торчавшая из нагромождения рюкзаков и герм. Общее впечатление от четырехчасовой поездки в условиях, приличествующих скорее мебели, чем людям, выразил уфимец Никита, процедивший сквозь зубы: «Ненавижу играть в тетрис!»

Yellow Submarine

Так как мы планировали свой поход на Сакмару, которая примерно в два раза дальше от Уфы, чем Зилим, мы приехали к месту старта глубокой ночью. По-хорошему нужно было ставить палатки и отсыпаться, но наш командор дядя Саша (он же Берримор, он же Дед) решил иначе: «Разводим костер и начинаем собирать катамараны».

Работа закипела, в том числе и по причине мороза – термометра никто не взял, но, если верить прогнозу, было минус восемь.

Стартовали мы не на Зилиме, а на его притоке Зигазе. Визуально эта река очень похожа на Юшут – такое же извилистое русло и обилие «расчесок» (нависающих над водой деревьев) по берегам. Только, когда идешь, лес вокруг не сосновый, а ольховый, местами переходящий в равнину. Быстро нагибаться, смотреть в оба глаза на воду, чтобы вовремя заметить корягу, и не хвататься за ветки – вот правила, которым нужно следовать на Зигазе.

При помощи жребия распределились по экипажам. Я попал на катамаран-шестерку, ведомый дядей Лешей – братом-близнецом командора. Удивительное судно!

Самодельное, оснащенное тонкой титановой рамой. В дефицитные советские времена, когда шился этот катамаран, такую можно было достать, только унеся ее с какого-нибудь военного завода.

При внешней неказистости и громоздкости наш катамаран отличали великолепные ходовые качества. На слегка приспущенных пилонах мы буквально обтекали камни и за все время сплава нигде не застряли, хотя уровень воды в реках оставлял желать лучшего. Если бы в нашей компании был обычай как-то называть судна, я бы написал на одном из его желтых бортов: Yellow Submarine. Есть в нем что-то от известного ретро-шлягера.

Йо-хо-хо, и бутылка самогона!

На Зилиме тоже есть порог – Кысык. С башкирского это название переводится как узкий, тесный. Когда-то так оно и было – выступавшая в реку перпендикулярно течению скала делала прохождение порога реально опасным. Но затем скалу от греха подальше взорвали, и сегодня Кысык безобиден. Единственное, при малой воде есть риск сесть на камень или мель, свидетелем чего мы были, когда наблюдали с берега за прохождением порога другими экипажами.

Короче говоря, Кысык не впечатлил. Впечатлило другое – скалы.

Они есть и на многих других уральских реках, но самые величественные и живописные, по общему мнению знакомых туристов-водников, на Зилиме. Особенно восхитил Мамбет. Представьте себе два километра уходящих к небу прямо от воды отвесных скал! Если смотреть с катамарана, Мамбет похож на грандиозный готический собор, по верхним этажам которого за древностью лет умудрились вырасти сосны.

Идущие мимо Мамбета экипажи не упускают шанса подняться на смотровую площадку. Мы не поднялись и все из-за банальной «алкашки». (Мы просто не дошли до скалы в подходящий для восхождения день, а на следующий день из-за спешки вынуждены были пройти мимо.) Здесь надо честно признать, что наша компания за исключением меня, убежденного трезвенника, и двух-трех умеренных любителей спиртного, оказавшись на природе, отдалась беспробудному пьянству. Или, на жаргоне участников этого действа, попала в «синюю яму».

На практике это выглядело так. Мы приплывали ближе к вечеру на стоянку и, пока дежурные готовили ужин, инициативная группа отправлялась на поиски ближайшей деревни. Видео с телефонов бесстрастно свидетельствует о том, что на пути к заветной цели люди бродили реки, продирались через клещевые кустарники и покоряли горные хребты. В деревне первым делом искали магазин или, если такового не была, местного самогонщика и как следует затаривались спиртным. По итогам одного из «синих» вечеров мы увезли с собой 10 пустых поллитровых бутылок из под самогона.

Дело врача

Что же я, трезвенник, нахожу в этой пьяной компании, в третий раз подряд выезжая с ней на сплавы? Ну, во-первых, некоммерческий сплав примерно в два раза дешевле самого бюджетного коммерческого. Во-вторых, конкретно в этой пьяной компании дело не доходит до драк, взаимных оскорблений и приставаний типа «А чо не пьешь? За падло что ли?!» Люди, даже будучи пьяными, сохраняют человеческий облик.

Впрочем, бывают и исключения. Увязался с нами в этот раз один такой, получивший в соответствии с родом своих занятий (уролог) прозвище Пис***н доктор. Напившись прямо на воде, он начал нести очевидную браваду о том, какой он великий врачи, вставляя через одно приличных слово два матерных, и раздавая направо и налево обещания сделать… массаж простаты.

Дальше – больше. Уролог споил команду своего катамарана, так что она села на мель там, где ее просто нельзя было не заметить, самым возмутительным образом выпросил у проходивших мимо охотников подстреленную ими утку, и чуть было не утонул, прыгнув за ней в воду. Мы облегченно вздохнули, когда на финише сплава уролог освободил нас от «радости» общения с собой, присоединившись вместе со своей девушкой (и это при том, что у него дома осталась жена с двумя детьми!) к другой компании.

Завершая этот материал, хочу пожелать читателям выезжать на 1 мая в красивые места только с трезвыми компаниями. А если с компанией все же не совсем повезло, мой вам совет – не лезьте со своим уставом в чужой монастырь, расслабьтесь и получайте удовольствие от путешествия. 1 мая бывает один раз в году…

Павел Вотяков



Вернуться назад






Новости рубрики

10.04.2024 Креативное пространство, школу и два спортцентра посетили татарстанские единороссы в рамках партийного десанта Объекты обновляют в рамках народной программы партии «Единая Россия»
09.04.2024 «Молодая Гвардия Единой России» подготовила к отправке гуманитарный груз для жителей Орска Для пострадавших жителей Оренбургской области татарстанцы собрали продукты питания длительного хранения, предметы личной гигиены, предметы быта
03.04.2024 В Совете Федерации открылась выставка костюмов народов Поволжья Многие элементы костюмных комплексов выполнены вручную на основе сохранившихся музейных экспонатов и частных коллекций




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх