«Ситуация насилия сдвигает «точку нормы»

Общество    17 мая 2019, 09:41
Фото: Известия
Фото: Известия
Так считает Татьяна Леонтьева – председатель комиссии по социальной политике и благотворительной деятельности Общественной Палаты РТ и практикующий семейный психолог

Татьяна Ивановна любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента «Вверх», навеянные случаем в казанской гимназии №7, где 13 мая старшеклассник пришел на урок с пневматическим пистолетом и ножом, чтобы произвести впечатление на одноклассницу. Социальные сети, напомним, в оценке происшествия были весьма категоричны: «вооруженный школьник захватил заложников».

Такая разная агрессия

– Этого юношу директор школы, где он учился, назвала «хорошим и музыкантом». Можно ли сказать, что подобного рода агрессию обычно проявляют именно такие дети? По принципу «в тихом омуте черти водятся». 

– Давайте для начала определимся с понятием агрессивное поведение. Агрессивным в психологии считается поведение, «приносящее физический или моральный ущерб другим людям». Психологи выделяют несколько возрастных периодов «естественной» повышенной агрессивности детей. Эти периоды совпадают с возрастными кризисами.

Например, у трехлетнего ребенка агрессивность связана с расширением границ самостоятельности. Возраст 6-7 лет – следующий пик повышенной агрессивности, он может быть вызван стрессом, возникающим в начале школьного обучения.

Агрессивно могут вести себя дети, с трудом привыкающие к школе, не подготовленные к нагрузке, не готовые к тесному общению с одноклассниками и учителями. Вспышки агрессивности у подростков объясняются также возрастными особенностями. Это возраст самоутверждения среди сверстников, протеста и бунта против старших, возраст сильных эмоций и переживаний. Таким образом, подростковый период, в котором находится герой данной новости, по умолчанию входит в группу риска. И тихони, и активные подростки в равной степени могут проявлять естественную агрессивность, а могут и не проявлять.

– Логичен вопрос о проявлениях агрессии…

– Проявления агрессии бывают самыми разными. Например, физическая агрессия (использование физической силы против другого лица) может проявиться у детей достаточно рано. Даже маленькие дети в семье порой ссорятся и дерутся. Есть еще и словесная агрессия. Почти все дети рано или поздно начинают использовать бранные слова, естественным образом впитывая и повторяя то, что говорят окружающие, в том числе и сами родители.

Сейчас словесная агрессия перекочевала в виртуальное пространство. У нас появились кибербуллинг, троллинг, харрасмент и секстинг в сети и так далее.

Еще раз повторюсь, особенности характера подростка не дают оснований однозначно причислять его к потенциальным агрессорам. Мы должны понимать, что агрессивное поведение – это форма защиты, к которой прибегают, когда не осталось других форм отстоять себя (убедить словами, доказать поступком).

Держаться нету больше сил?

На ваш взгляд, поступок юноши можно было предугадать? 

– Хороший вопрос. Предугадать агрессию другого человека – это общечеловеческая компетенция, и не только его – всех животных. И учимся мы этой компетенции именно с подросткового возраста, когда интенсивность общения в группе достигает своего пика.

Без умения быстро оценивать свои силы и силы другого человека, любая конфронтация (а ее не избежать в групповом общении, где нужно уметь ссориться и мириться) будет уводить подростка в минус.

Все зависимости от возраста человека, причина его агрессии – истощение ресурсов для решения поставленной задачи. Когда человек не знает, как самому решить вопрос, не может по какой-либо причине просить помощи в решении, он прибегает к крайнему средству помощи себе - агрессии – это такой крик о помощи. «Когда я бросаю этот крик, возможно, мне кто-то и придет на помощь». Решение это плохое, потому что здоровый человек может позвать на помощь. Он правильно выбирает человека, к которому обращается, зная, что этот человек ему не откажет.

– По каким признакам можно понять, что ресурсы человека истощены?

– Я бы сформулировала вопрос иначе: на что нужно обращать внимание? На изменение привычного поведения: был компанейский – стал тихоней; ходил на кружки – бросил дополнительные занятия; был «хорошистом» – скатился на тройки… На изменение круга общения, сопровождающаяся резкой сменой привычной стратегии общения со сверстниками. В конце концов, обратим внимание на внешний вид человека. Небрежность, неухоженность, потухший взгляд, дистанция во взгляде при общении – все это указывает на движение к изоляционизму и сворачиванию своих социальных ролей.

Один в поле воин

– Что должен в этой ситуации делать школьный психолог?

– Он должен определить факторы, которые препятствуют развитию личности обучающегося. Должен провести ряд мероприятий, утвержденный планом завуча по воспитательной работе, направленных на профилактику возникновения социальной дезадаптации. Это я почти дословно говорю выдержки из должностной инструкции школьного психолога.

На деле это выглядит так: в начале года психолог проводит опрос учеников – опрос «на входе» - где выявляет уровень социальной дезадаптации, тревожности, агрессивности обучающихся. Исходя из полученных данных, и согласовав с завучем по воспитательной работе, формирует план своих мероприятий – выступления на родительских собраниях перед родителями, индивидуальные и групповые формы работы с обучающимися, если потребуется – проводит дополнительные встречи с классными руководителями.

То есть входное тестирование формирует план работы школьного психолога. Далее в завершении учебного года он проводит тестирование «на выходе» - чтобы отследить динамику.

Для чего я так подробно все это сообщаю, для того, чтобы было понятно – среди 700-1000 учеников обычной средней школы на индивидуальный подход и мониторинг ситуации у одной или даже двух штатных единиц психолога просто нет времени.

– Какой должна быть школьная служба психологической поддержки (назовем ее так) в идеале? 

– На мой взгляд, идеальная служба психологической поддержки должна быть социально-психологической. То есть психолог должен работать в ко-терапии (партнерском союзе не на слове, а на деле в каждом случае) с социальным педагогом, медиатором, классным руководителем. Сейчас психолог – «один в поле воин». На него валятся все «шишки» если в школе происходит какое-либо ЧП – попытка суицида, жестокое общение между учениками, конфликты и прочее. Моя идеальная социально-психологическая служба – это консилиум из специалистов, которые не сидят «отделом», и не ждут очередного ЧП, а собираются в зависимости от специфики случая.

Если нужно привлечь к работе над случаем председателя родительского комитета, то и он может входить в эту «службу», а координатором этой работы выступает школьный психолог. Так как именно он может обеспечить корректную и безопасную обстановку с участниками инцидента, знает, как должен и как не должен вестись процесс сопровождения конфликтной ситуации. И в моей идеальной модели школьный психолог, в отличие от любого другого психолога, должен иметь повышение квалификации в области медиации (сопровождения конфликта) – так как школа – это пересечение многих интересов на одной площадке, где конфликты – рутина дня. И в этом случае (с особым повышением квалификации по медиации) – школьный психолог становится координатором социально-психологической службы, с правом привлечения всех необходимых сотрудников школы. Сейчас психолог уговаривает классных руководителей принять участие в своих мероприятиях, выступая больше в роле просителя.

В мировоззренческом кризисе

12 апреля в Казани подростки жестоко избили ровесника. Как специалист, вы фиксируете рост агрессии в подростковой среде?

– Я как психолог, сотрудничающий с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, не вижу всплеска подростковой жестокости – цифры остаются приметно одинаковыми. Просто то, что живет в тайном мире подростков (преследования, травля, драки, избиения) теперь стало фиксироваться на видео и выкладываться в сеть. Все тайное стало явным. Размах явления для взрослых, которые ранее ничего не знали и думали, что в «Багдаде все спокойно», теперь стал шокирующим.

– О возвращении «моды» на молодежные группировки в связи с этим инцидентом можно говорить?

– В настоящее время в нашем обществе у молодежи резко возрос интерес к религии, затем к протестному движению – активному и пассивному.

Достаточно часто причину усиления данных тенденций связывают с духовно-нравственным и экономическим кризисом, вызванным распадом СССР и разломом прежней картины миры, что стало основанием для формирования у молодежи чувства неуверенности в будущем дне и незащищенности в настоящем. В этих условиях обостряется интерес к проблеме жизни и смерти, бессмертия, поиску справедливости.

Но нужно также отметить, что одной из закономерностей психологического развития в онтогенезе для подростков и молодежи является формирование мировоззрения, философская направленность личности и потребность разобраться в смысле жизни и человеческом предназначении – и эта ведущая деятельность свойственна молодежи вне зависимости от социально-экономического контекста. Через это молодежь во все времена восприимчива к идеям и учениям, объясняющим их предназначение и образ действий.

Так, сатанизм, или путь левой руки, группы смерти, АУЕ становятся социальным феноменом в современной истории России.

– То есть основная причина активизации неформальных деструктивных молодежных группировок – мировоззренческий вакуум в обществе?

– Именно так. Если нет высшей цели, ради которой я воспитываю и ограничиваю себя, я придумаю такую цель, сообразно своему возрасту (уровню образованности и воспитанности). Подростковые группировки жестоки, интеллектуально ограничены и не видят будущее «дальше своего носа». Просто потому, что у подростков гормональный взрыв и они всегда слегка на взводе, жизненный опыт скуден, стрела времени в будущее далее этого лета не выстраивается.

Интернет – не помойка

Власть идет по пути ограничения свободы интернета, мотивируя это в том числе деструктивным влиянием интернета на подростков. Нет ли здесь обратной зависимости? Грубо говоря, подросток мог бы выложить пост и через это выплеснуть агрессию, но он не делает этого, опасаясь последствий, и агрессия накапливается

– Любая власть ставит преграды – это ее, если хотите, сакральный смысл. Я не думаю, что ограничение интернета становится катализатором агрессивности подростков. Интернет – не помойка, там тоже есть правила общения и поведения. Интернет формирует новую эру этики. Мы не видим собеседника, не видим, какое значение для него имеют наши слова – это создает ситуацию растормаживания, когда «писателю» кажется, что его слова недостаточно точны и не достигли цели, он усиливает свою агрессию, а потом еще и еще. Кроме того, агрессия в Интернете сохраняется в вечности. Можно и через 20 лет найти этот эпизод и даже продолжить «грязное дело». Также не забывайте об армии свидетелей данного агрессивного инцидента – они могут от лицезрения перейти к соучастию. Поэтому не так все легко и просто с «выплеском агрессии» в Интернете.

Не думаю, что хорошее решение о правилах взаимодействия с этой сферой деятельности уже найдено в обществе – но мы его обязаны будем сформулировать.

СМИ проводят параллели между инцидентами, подобными произошедшему 13 мая в Казани, и ситуацией в США, где подростки регулярно устраивают перестрелки в школах. Что вы видите общего и различного между нашими странами в этом вопросе? 

– Общее в данном вопросе я вижу в том, что теме воспитания подростков в части взаимодействия в группе уделяется недостаточно внимания. Мы должны понимать, что дети не выбирали быть в классе, их распределили на группы взрослые для своего удобства. Значит, именно взрослые отвечают за обстановку в этих группах и за то, чтобы в них всем детям было безопасно и спокойно. Одна из основных задач возраста в конце начальной и средней школе – разобраться в правилах общежития, научиться жить в социуме. И правила должны задавать взрослые. Если начинается линчевание – следовательно, подростки остались без ориентиров и полагаются на инстинкты – «выживает сильнейший».

Ситуация насилия сдвигает «точку нормы». Через какое-то время всем кажется, что так и надо. Так и надо, если ты считаешь, что кто-то не имеет право на жизнь и место под солнцем. Детская жестокость становится чем-то нормальным, в этом я вижу общую тенденцию.

Что нас отличает? Инструменты насилия, оружие, свободно не покупается в нашей стране, нужно много разрешений и справок. Арсенал частного оружия в США значительно больше. В этом и отличие.

– Нельзя не замечать усилий государства по военно-патриотическому воспитанию школьников. Это и «юнармия», и подготовка учащихся к параду Победы в своем городе или районе, и фильмы на военную тему… Эти меры эффективны?

– Военно-патриотическое воспитание для меня начинается не с муштры и внешней атрибутики, оно начинается с принятия родителями детей факта, что их жизнь и жизнь их предков связана с местом, в котором они живут. Это место имело историю, опыт проживания горьких и сладких страниц жизни рода. И что жизнь их ребенка – тоже принадлежит роду, краю, Отечеству. В этом Отечестве он родился, затем получит образование и будет жить. Если родители детей, которые маршируют, не ощущают своей принадлежности Отечеству, многие организационные мероприятия по патриотическому воспитанию детей будут напрасными.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

10.04.2024 Креативное пространство, школу и два спортцентра посетили татарстанские единороссы в рамках партийного десанта Объекты обновляют в рамках народной программы партии «Единая Россия»
09.04.2024 «Молодая Гвардия Единой России» подготовила к отправке гуманитарный груз для жителей Орска Для пострадавших жителей Оренбургской области татарстанцы собрали продукты питания длительного хранения, предметы личной гигиены, предметы быта
03.04.2024 В Совете Федерации открылась выставка костюмов народов Поволжья Многие элементы костюмных комплексов выполнены вручную на основе сохранившихся музейных экспонатов и частных коллекций




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх