Проект «Вверхшифтеры выходного дня»: Земля, Земля – я парящий орёл!

Общество    19 июля 2019, 13:35
«Вверхшифтеры выходного дня»: полёты на параплане
«Вверхшифтеры выходного дня»: полёты на параплане
По славянскому календарю 2019-й – год парящего орла. Астрологи по этому случаю обещают «невиданный подъём» каждому. Я свой подъём испытал в прошлое воскресенье на пшеничном поле возле деревни Семекеево, что в Мензелинском районе…

Внимание к вышкам

О полёте на параплане я мечтал с тех пор, как увидел этот летательный аппарат в небе недалеко от Романовского моста. Я ехал в душной электричке на копку картошки, а в это время люди, похожие на парашютистов, летали себе в синеве, наслаждаясь окрестными видами и прохладой. Найти парапланеристов в ВК не составило большого труда, но доверить абы кому свою жизнь не хотелось. Ориентируясь по количеству участников в сообществе и отзывам знакомых пилотов (планериста, парамоториста и дельталётчика) я сделал выбор в пользу челнинского клуба «Альтаир-Аэро».

До Челнов надо ещё добраться. В виду отсутствия собственного авто, рабочей шестидневки и зависимости полётов от капризов погоды у меня это долго не получалось. Только соберусь в дорогу - как опять отмена. Ближе к новому году руководитель «Альтаир-Аэро» Ринат Сабитов приостановил полёты до весны, на майские праздники актив клуба улетел в турецкий Олюдениз, в июне за границу отправился я…

 И вот, наконец, сложилось! В пятницу вечером я еду в село Ижёвка (там находится курорт Ижминводы, и там мне было, у кого остановиться), чтобы в любой момент двинуть на попутках к лётному месту. На сайте клуба имеются описания 15 лётных мест. Из них можно составить представление о навыках, без которых не обойтись в полете. Так, в окрестностях деревни Сентяк нужно «уметь садиться не только на ограниченную площадку, но и на склон горы», а в поселке Карабаш при «посадке на вершину и при уходе на маршрут, особое внимание нужно уделить нескольким вышкам телевизионной, сотовой связи и ЛЭП».

Свой кусок неба

Сентяк, Карабаш, Чатыр-Тау, Кандры и некоторые другие точки помечены на сайте клуба как «горки». Полёту здесь предшествует разгон и прыжок с вершины исключительно за счёт силы мышц и ветра. В равнинных местах, к которым относится Семекеево, не обойтись без лебёдки. Лебёдка устанавливается на автомобиль типа пикап, трос от лебёдки встёгивается в подвеску пилота и… Машина трогается с места, вслед за ней под давлением встречного потока воздуха парапланерист отрывается от земли. Бежать нужно буквально несколько метров.

В субботу из-за дождя и пасмурной погоды (нет солнца – нет тёплых восходящих потоков) полёты отменили. В воскресенье с утра опять лил дождь, и я морально готовился к тому, что поездка на другой конец Татарстана была напрасной, но Ринат неожиданно написал: «Выезжаем». И действительно, первую попутку (от Ижёвки до Менделеевска) я поймал уже при ярком солнце, быстро сушившем намокшую за ночь траву. Прогнозы погоды, которыми пользуются парапланеристы, гораздо точнее телевизионных.

Лётное место видно с дороги по вытянутому параллельно земле ветроуказателю и скоплению машин. Кто-то приехал учиться, кто-то, как я, полетать с инструктором ради адреналина и эффектных селфи. В ожидании своей очереди поговорил с Ринатом. Он о небе мечтал с детства. Начинал с прыжков на парашюте, потом переключился на планеры, но в итоге увлёкся полётами на парапланах. Ринат объясняет:

- Хотелось автономности. В парашютном спорте ты всё время зависишь от самолёта, аэродрома, от того, набралась или не набралась группа. Полёты на планерах в Татарстане доступны только в одном месте – на аэродроме в Балтасях. Поднимать с нуля это где-то ещё с финансовой точки зрения - неподъёмная задача. С парапланом всё гораздо проще – приехал к лётному месту на машине, выгрузил багажник и всё, можно подниматься в воздух.

– Параплан опаснее аппаратов с каркасным или жёстким крылом?

– Крыло параплана может сложить сильным порывом ветра, но за счёт мягкости его также легко расправить. Если ты хорошо владеешь крылом и умеешь читать погоду, с тобой ничего не случится. Кроме того, нужно чётко представлять возможности своего аппарата. Есть учебные парапланы, с них начинают новички, а есть парапланы для участия в соревнованиях. Глупо пытаться делать на первых то, что делают на вторых.

– С этого поля параплан при хорошем ветре и большом желании можно поднять на три километра. Нет риска столкнуться на такой высоте с самолётом?

– Перед каждым выездом мы уведомляем Управление воздушного движения, где нам гарантируют, что полётов в нашей зоне не будет. То есть в Самаре и Бегишево – ближайших к нам аэропортах – знают о том, что мы сейчас здесь летаем. У нас свой выделенный кусок неба.

Лётный возраст

Некто Александр, мужчина лет 60-ти, чем-то похожий на Клинта Иствуда, поделился впечатлениями от одной из своих поездок в Олюдениз:

– Мы заехали со всем оборудованием на гору Бабдаг и видим там парочку пенсионеров. Лет по 75 каждому, не меньше. Думаем: «Что они тут забыли?!» А они тем временем достали из рюкзаков крылья, укомплектовали себя как надо и прыгнули с горы… Летать, оказывается, приехали.

Другими словами, летать на параплане можно до глубокой старости. На это, определённо, нацелен Ринат Сабитов. Не зря он разместил в ВК фотопортрет себя на пенсии, полученный с помощью приложения FaceApp. Из комментария к посту: «Ну что же, как говорится, поживём-увидим… Одно радует, что я буду продолжать летать».

 Полный комплект начинающего парапланериста обойдётся в 150 тысяч рублей. Как недорогой автомобиль, зато без пробок. Плюс энную сумму придётся заплатить за обучение. При мне двое новичков впервые поднялись в небо без посторонней помощи, ещё несколько человек отрабатывали навыки обращения с крылом на земле. Базовые навыки следующие: уметь поднять крыло, держать его над собой, двигаться с поднятым крылом вперёд, невзирая на сопротивление воздуха.

Со стороны, у новичков это получалось из ряда вон плохо, но как резонно (и не без мата) заметил Александр: «Если ты решил, что это твоё, надо долбить, долбить, и у тебя всё получится».

Ещё раз!

Пришла моя очередь летать. Благодаря специальной парной подвеске я и Ринат - теперь одно целое. В руках у Рината - клеванты («петли» для управления стропной системой и через неё крылом), в моих руках – селфи-палка. «Вправо отойди… Пошли», - лаконично командует Ринат. На «пошли» мои движения выглядели очень комично, потому что обратная тяга крыла не давала продвинуться вперёд ни на шаг. Я просто сучил ногами в воздухе.

«Побежали, побежали» - и мы начали плавно набирать высоту. «Нива», тянувшая параплан за собой, меньше чем за минуту превратилась в малюсенькую точку. Небо, бывшее до этого над головой, теперь было вокруг. На четвёртой минуте Ринат отпустил верёвку, велел откинуться назад и ослабить стропы обвязки. Ощущение свободного полёта усилила пролетевшая справа от нас ласточка. Так близко этих птиц я ещё никогда не видел.

Где-то после отметки в 500 метров мы начали спускаться. Здесь Ринат показал многое из того, на что он способен. Камера зафиксировала моё потерянное лицо, возгласы «Господи, это круто!» и «Ринат – молодец!», по интонации похожие на призыв о помощи, и мельтешащую картинку. В какой-то момент я, смотря, как мне казалось, вниз, увидел небо…

Приземление было очень мягким. Будто спрыгнул с одной ступеньки на другую. Вместо облегчения я испытал огромное желание снова подняться в небо, чтобы на этот раз так не кричать и не жаловаться на слабый вестибулярный аппарат. Ринат в таких случаях говорит: «Так в чём же проблема?! Приходи и летай!»

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх