«Это не будет один в один»: как происходит возрождение Собора Казанской иконы Божией материОбщество    23 июля 2019, 11:38Строительные работы по воссозданию храма длятся почти три года. Само здание уже несколько лет скрыто за забором, однако главный инженер проекта Вячеслав Нилов встретил нас прямо на строительной площадке, где продолжаются реставрационные работы. «Мы все сохраним для музея»Первое, что бросается в глаза – могучие бетонные колонны. По старинным записям они были, правда, в кирпиче. Но тут, что называется, делают на века. Слева от собора – будто археологические раскопки – разрытый котлован, а в нём – деревянный фундамент. «У стен собора обнаружены остатки фундамента деревянного собора 1579 года, после обретения иконы он был построен, но места этих свай можно увидеть и сейчас, - говорит Вячеслав Нилов. - Кроме того, мы нашли место, где когда-то была захоронена чета Бекетовых. Это место будет остекленено и музеефицировано». Реставраторы почти задевают за живое – сначала разбирают на части то, что осталось от святыни, а потом собирают заново. Идти стоит на цыпочках, не затоптав «улики». Трогать можно – осторожно. Ведь под храмом и вокруг – сплошь бесценные памятники:
Рисунки подлинных эскизов архитектора Алексея Щусева уже в самом Пещерном храме Собора как образец того, как надо. А вот и одна из главных, пожалуй, святынь, хранящаяся внутри. Это место обретения с иконостасом, тут же – копия новоявленной иконы, которая продолжает дарить людям чудеса и надежду. Я, в частности, прикоснулась к холодному мрамору и загадала желание. Пещерный храм в своё время был так и не достроен – к такому выводу пришли археологи. Однако фрагменты прошлого сохранились. Если присмотреться, на стенах можно заметить частички живописи – выцарапанный крест, тронутый временем. Часть пола тоже в первозданном виде. Археологи и историки архитектуры в предвкушении – обнаруженные «куски» истории никуда не денутся, а превратятся в музей: «Уникальность работы по воссозданию в том, что мы максимально точно стараемся воплотить собор так, как он выглядел исторически – вернуть ему первозданный облик. И это нелёгкая задача. Есть чертежи, рисунки и фотоматериалы. Мы изучаем их. Но не всё так просто. К примеру, элементы именно того лепного декора не сохранились, поэтому мы делаем просто по аналогам того времени. Если посмотреть на фото тогда, конечно, разницу мы увидим. Это будет так же, но с использованием современных материалов и оборудования», - утверждает инженер проекта Вячеслав Нилов. «Сему быть!»Такую роспись в своё время дала Екатерина II проекту создания Троицкого Собора в Петербурге. Работой именно этого храма и вдохновился архитектор Собора Казанской иконы Божией матери Иван Старов. Свой проект он воплотил на территории Богородицкого монастыря. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал лично император Павел I с великими князьями Александром и Константином. В 1808 году собор был расписан и освящён. Общий облик собора определяли пять полусферических куполов и три фронтона с колоннами. Рядом с храмом была колокольня высотой более 55 м. «В собор смогут войти одновременно порядка 600 прихожан – площадь здания 1200 квадратных метров. Внутри уже готово место для иконостаса, здесь их будет три, высотой почти в пятиэтажный дом», - отмечает Нилов. К слову, расписывать иконостасы будут российские художники – полный список утверждают эксперты. Известно, что среди них будут и художники Палеха. Взорван собор был 1932 году, на его месте появилась табачная фабрика. Удивительно, но подлинный угол разрушенного собора удалось восстановить буквально до сантиметра, как и сами габариты здания. Новую жизнь собору дал Республиканский Фонд «Возрождение», попечительский совет которого возглавляет Первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Именно благодаря фонду возродились Болгары и остров-град Свияжск – две святыни республики, их душа. Исполнительный директор Фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова строго следит за тем, как храм обретает свою сущность. При этом представители фонда настаивают: работа должна идти с ювелирной точностью, миллиметр за миллиметром, ведь в любой момент могут появиться ещё не найденные артефакты: «Любое движение согласовывается с экспертным советом Московской патриархии. Объект сложный», - считает директор подрядной строительной организации Тимур Алишев.
«Ватиканский список должен храниться здесь»Пока эта огромная территория напоминает просто масштабную стройку – металлические конструкции заполняет собой пространство. Будущий храм выдаёт себя арками и разбросанной лепниной. А если приподнять взгляд, можно увидеть нечто вроде углубления в своде потолка. Это кессоны. Декоративные элементы выполнены из лепнины. Сразу справа от входа заготовлено место для Ватиканского списка. Древнейший список Казанской иконы переедет из Крестоводвиженского храма.
Впрочем, вся история обретения чудотворного списка похожа на глубокую духовную притчу, что порождает череду споров и сомнений. Неоднозначные планы и у представителей храма. Богослужители пока не уверены, что в приоритете после восстановления собора. Хочется всего – и паломнический центр, и воскресную школу, и гостиницу. «У нас большие планы, но говорить об этом рано. Очень много чего хотелось бы восстановить или исправить. К примеру, колокольня находится вблизи пятиэтажного дома и пространство не позволяет ее разместить. Поэтому мы выделим место, где она находилась исторически, чтобы это было видно, но о воссоздании пока сложно что-то сказать»,- отмечает Игумен Марк, наместник Казанского Богородицкого монастыря. Каждый день у храма толпятся прихожане, которые признаются - главные просьбы и молитвы их - о мире, и неважно, сколько времени займёт воссоздание нового собора. Они готовы ждать. Впрочем, по прогнозам экспертов, строительство продлится как минимум до конца 2020 года. Однако это мало заботит верующих, которые пришли сюда с ликом иконы в крестный ход, которые ходят и будут ходить, изо дня в день – потомков тех, кто строил храм, разрушал его и строил вновь. Диляра Юсупова Вернуться назад Новости рубрики
|
|