«После исполнения татарских сочинений публика в Берлине нас буквально на руках носила»

Интервью    23 июля 2019, 09:45
«После исполнения татарских сочинений публика в Берлине нас буквально на руках носила»
Молодёжный оркестр из Татарстана восторженно встретили на международном фестивале лучших молодёжных оркестров мира

Молодёжный симфонический оркестр Республики Татарстан с триумфом выступил на международном фестивале лучших молодёжных оркестров «Young Euro Classic». Этот музыкальный форум является крупнейшим в мире фестивалем, который проходит ежегодно в Берлине в одном из самых престижных залов мира – Берлинском Концертхаусе. На XX юбилейном торжестве впервые выступили не студенты, а дети – музыканты Молодёжного симфонического оркестра Татарстана. В интервью порталу «Вверх» дирижёр Молодёжного симфонического оркестра РТ Михаил Мосенков рассказал, за что местная публика буквально носила музыкантов на руках, какие бисы исполнил оркестр и чем можно «добить» слушателя.

Каждый год в течение 2,5 недель в фестивале «Young Euro Classic» принимают участие лучшие молодёжные оркестры со всего мира. На фестивале только один коллектив может представлять страну. В этом году приглашение получил Молодёжный симфонический оркестр РТ, который выступил на второй день после открытия фестиваля – 20 июля. Это совместный проект Казани и Берлина в рамках масштабного международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии 2019.На фестивале коллектив был представлен как International Tatarstan Youth Orchestra. Дирижёр - Михаил Мосенков. Солист - Александра Довгань (талантливая юная 12-летняя пианистка, лауреат международных и всероссийских музыкальных конкурсов).

Фестиваль активно поддерживают многие известные европейские политики, в том числе и посол РФ в Германии Сергей Нечаев. В Совет учредителей входят известнейшие российские скрипачи - Максим Венгеров и Гидон Кремер. Патронаж фестиваля осуществляют Еврокомиссар по образованию, молодёжи и спорту Тибор Навраксикс и мэр Берлина Михаэль Мюллер. За всё время своего существования фестиваль «Young Euro Classic» выполняет одну из важных функций – обмен опытом между молодыми музыкантами, независимо от их национальности или социального статуса.

- Михаил, как вашему оркестру поступило приглашение принять участие в фестивале?

- Год назад Александр Сладковский (художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Татарстана – прим. ред.) дирижировал оркестром российско-немецкой музыкальной академии. Исполнительный директор академии - музыковед Татьяна Рексрот - поинтересовалась у маэстро, есть ли в Казани молодёжный оркестр, который мог бы принять участие в фестивале «Young Euro Classic». Он рассказал, что такой оркестр есть, и это его собственный проект. Он был создан около шести лет назад совместно с Айгуль Горнышевой (ныне – директор Казанского ТЮЗа), которая в то время была главой управления культуры Казани.

В итоге Татьяна Рексрот прилетела Казань, и ровно год назад мы с ней встретились в столице Татарстана. Мы обсудили многие вещи, рассказали об оркестре, прислали все наши данные, видеозаписи выступлений. Она очень заинтересовалась нашим оркестром и особенно тем фактом, что впервые за всю историю фестиваля в нём будут участвовать дети в такой возрастной категории. Потому что на фестивале, как правило, выступают уже достаточно взрослые музыканты – студенты консерваторий. И вот впервые за всю историю фестиваля, а в этом году Young Euro Classic проходил в 20-й раз, приехал оркестр, музыканты которого попадают в возрастную категорию от 8 до 16 лет.

Это стало своеобразной изюминкой, особенностью этого фестиваля. Потому что до этого выступали уже практически дяди и тети, а мы привезли детей, ещё и со сложнейшей программой. Так что благодаря Татьяне Рексрот, которая загорелась идеей, чтобы на фестиваль приехал именно такой коллектив, мы и попали в Берлин. Мы выступали на второй день после открытия фестиваля.

- Сколько всего оркестров принимает участие в фестивале?

- Фестиваль проходит две с половиной недели. И каждый день выступает только один коллектив. От одной страны может выступать только один коллектив, и не более того. Россию в этом году на фестивале представлял только Молодёжный симфонический оркестр Татарстана. Нам выпала честь представлять Россию, Татарстан на юбилейном фестивале, что очень важно.

Наш коллектив был представлен на фестивале как International Tatarstan Youth Orchestra по той причине, что у нас дети, программа сложная, а на валторнах они ещё не могут играть, да и для «Кармен-сюиты» нужна была группа ударных… В итоге мы пригласили несколько местных музыкантов. То есть контрабасисты и валторнисты у нас были из Берлина – студенты Берлинской консерватории. А группа деревянных духовых и группа ударных - студенты Казанской консерватории.

- Как долго готовилось это выступление?

- Мы учили эту программу 10 месяцев – с сентября прошлого года. И вот 20 июля мы показали всё, на что способы. Я считаю, всё прошло на высоком уровне. Мы все очень довольны.

- Какие условия были созданы для приглашенных музыкантов?

- Условия были просто замечательные. Мы жили в большой гостинице в центре Берлина. Буквально в 400 метрах от Немецкой национальной оперы, 300 метрах до главного Берлинского кафедрального собора. Совсем недалеко от нас был и Берлинский Концертхаус, где проходит фестиваль. Мы были в самом центре, так что всё было удобно, и организация была шикарной.

- Предоставили ли вам возможности для репетиций в Концертхаусе?

- Да, безусловно. Если концерт начинался в 20 часов, то двухчасовая репетиция нам полагалась с 16.30 до 18.30. Мы прогнали всю программу, акустически все проверили.

- Какая, кстати, акустика в Берлинском Концертхаусе?

- Там просто потрясающая, феноменальная акустика в зале. На сцене чувствуешь себя настолько уютно и тепло, что тебя не покидает ощущение «как дома». И такое приятное ощущение комфортности, лёгкости было у всех. Настолько свободно, легко было находиться на этой сцене, и мы не испытывали никакого давления. Мы чувствовали себя очень комфортно, раскрепощённо, и это было здорово. 

- Как вы можете оценить выступление оркестра? Все ли намеченное удалось реализовать?

- Концерт прошёл просто блестяще. В первом отделении мы играли Моцарта и Баха (Симфонию №25 соль минор и Концерт для фортепиано с оркестром №1 ре минор соответственно – прим. ред.). Когда исполняешь в Берлине сочинения этих композиторов, всегда есть опасения, тем более, в таком зале. Мы чуть-чуть переживали. Но после Моцарта публика встретила нас настолько искренне и тепло! А после Баха публика просто взорвалась аплодисментами, вызывала нас несколько раз на сцену.

Во втором отделении, когда мы сыграли татарские сочинения (три фрагмента Фарида Яруллина из балета «Шурале» - прим. ред.), публика нас буквально уже на руках носила. А после исполнения «Кармен–сюиты» Ж.Бизе - Р.Щедрина для струнного оркестра и ударных я, наверное, раз шесть уходил и возвращался на сцену. Мы исполнили три биса, которые не указывались в программе: вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», Испанский танец Чайковского из балета «Лебединое озеро» и напоследок, чтобы «добить» публику, Трепак из балета «Щелкунчик». После каждого биса публика буквально взрывалась, слушатели вскакивали с мест и нас не отпускали. Мы даже иногда не знали, когда начинать играть следующий бис по той причине, что овация для оркестра не прекращалась. Публика оказалась с совершенно феноменальной, уникальной энергетикой. Так что было просто фантастически играть для такой публики. Был полный зал, что здорово. Продажу билетов закрыли уже за день до концерта.

- Как отбиралась программа для выступления на фестивале?

- В первом отделении нужно было обязательно исполнить классическую симфонию. Я выбрал 25-ю симфонию Моцарта – это было ранним произведением композитора. Поэтому получилось логично, что произведение, написанное в ранние годы, исполняли дети. Вторым произведением нужно было сыграть аккомпанемент солисту. В качестве солиста мы пригласили Александру Довгань, совершенно уникального ребёнка, которая открывала и «Русские сезоны-2019» в Германии в январе на сцене Берлинской филармонии. С ней мы сыграли Концерт Баха для фортепиано с оркестром №1 ре минор. Во втором отделении нужно было исполнить национальную музыку или музыку страны, которую представляет оркестр. Так как мы из Татарстана, то выбрали три номера из балета Яруллина «Шурале». Мы также решили исполнить совершенно потрясающую, роскошную и грандиозную вещь Бизе – Щедрина «Кармен–сюита». В прошлом году на 5-летнем юбилее нашего оркестра эта сюита как раз была в программе выступления.

- Что вашему оркестру дало участие в этом музыкальном форуме?

- Во-первых, для всех детей-участников оркестра такая поездка – это память на всю жизнь. Выступать на такой прославленной сцене, на которой выступали великие – память для каждого из нас. Во-вторых, мы достойно представили Республику Татарстан на самом крупном международном фестивале молодёжных оркестров мира. Все были в диком восторге, что наши дети умеют так играть. Безусловно, для меня это честь и гордость стоять на этой сцене, дирижировать оркестром. Это просто незабываемо и большая память.

- Как добирались до Берлина? Не возникло ли сложностей с транспортировкой инструментов?

- Я прилетел на самолёте. А весь оркестром – поездами Казань-Москва и Москва-Берлин. Учитывая, что между поездами был 8-часовой люфт, для детей была организована большая экскурсия по Москве с посещением Красной площади, Храма Христа Спасителя, Поклонной горы, Московского зоопарка, Александровского сада. С транспортировкой инструментов никаких проблем не возникло. Обычно такие неприятности происходят, когда везешь инструменты самолётом, а здесь все было чётко и слаженно.

- Какие впечатления остались от поездки у детей-музыкантов оркестра?

- Совершенно потрясающие! Эти пять дней в Берлине, в центре города, всё под боком… Мы успели и погулять, и сходить в главный кафедральный собор, и подняться на смотровую Рейхстага, и пройтись по центру. Дети сходили в Берлинский зоопарк. Так что все дети были в восторге и не хотели уезжать. Все дни стояла потрясающая погода – 25-30 градусов тепла. Впечатлений море, особенно у детей. Они не просто приехали, отыграли и уехали, а успели город посмотреть, пожить в роскошных условиях. Впечатлений от поездки у всех очень много.

Молодёжный симфонический оркестр Республики Татарстан создан в 2012 году по инициативе казанского Управления культуры и художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александра Сладковского. В оркестре 88 учащихся из 18 музыкальных школ города Казани и Зеленодольска в возрасте от 8 до 16 лет. Коллектив регулярно выступает на международных музыкальных мероприятиях, участвует в конкурсах, даёт ежемесячные образовательные концерты «Уроки музыки» для школьников Казани. В 2018 году коллектив отметил пятилетие на сцене Государственного большого концертного зала имени С.Сайдашева в столице Татарстана.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2021 Алло, мы ищем молодых авторов Год пандемии и связанных с нею ограничений, творческих экспериментов и ожидания капремонта.
26.06.2021 Марат Бариев: «Если в 12 нацпроектах будет раздел, посвящённый молодёжи, - это уже новый, 13-й нацпроект» От того, какую молодёжь мы воспитываем, зависит благополучие и развитие нашего общества уже не только завтра, но и сегодня, убеждён депутат
30.04.2021 Фельдшер скорой Раиль Каримов: «На работе выкладываемся на 100 процентов» 28 апреля в России впервые отметили День работника скорой медицинской помощи.




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх