Танцы, спорт и наука: секреты успеха для олимпиадника Дениса ЛисицкогоДостижения    25 июля 2019, 11:12Чтобы понимать, насколько силён в биологии Денис, отметим, что в олимпиаде состязались команды из 78 стран мира, и российская команда заняла среди них второе место. Вместе с Денисом в Венгрию отправились трое его коллег по науке из Москвы (Наталия Колюпанова), Ижевска (Артемий Пигиданов) и Кемеровской области (Дмитрий Девяткин). Вчетвером ребята привезли домой три серебряные и одну бронзовую медаль, причём, свою награду выпускник челнинского лицея №78 им. А.С. Пушкина получил по итогам личного зачёта. Увлечение биологией пришло к будущему олимпиаднику в малолетнем возрасте: по словам Дениса, ещё в детсадовские годы он интересовался окружающим миром, пока ему каким-то образом не попал в руки учебник по биологии для 8-9 классов. Полноценно он учебник не то, чтобы читал (на что тут же возражает отец мальчика Роман Лисицкий, с гордой улыбкой сообщая, что ещё как читал), но книжка его занимала и интерес к области закрепила. Уже в 2014-ом году Денис становится призёром муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии, каждый год неизменно занимая места на различных этапах Всероссийской олимпиады по биологии. «Наверное, не просто так этот учебник там появился», - делится мыслями об этой истории министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Бурганов.
Министр пригласил мальчика, его родителей и педагога сразу же, как Денис вернулся с соревнований. В тёплой атмосфере собеседники общались и на тему прошедшей олимпиады, и об увлечениях выпускника, и о его будущем. Рассказывая уже о свежем опыте, Денис признаётся, что, возможно, не до конца смог подготовить самого себя к международному уровню: стресс он испытал огромный. Сама олимпиада по формату делится на теоретическую и практическую части: и если первая – это скорее про умение грамотно распределять своё время, вторая часть заключалась в заданиях. Среди них Денис называет определение растения по ключу, решение задач с расчётом по экологии, вскрытие, поиск и консервирование структур из шеи и крыла курицы, а также поиск отличий в последовательностях ДНК и РНК (это из области биоинформатики и нейробиологии), которые должны указывать на причины устойчивости к антибиотикам. Олимпиадник также рассказывает, что на биохимии школьники должны были сделать хромотографию сахаров, после чего окончательно переходит на язык научных формулировок. Затрагивая тему различных областей биологии, олимпиадник выделяет фундаментальную биологию, например, биохимию и молекулярную биологию. В «некоторой степени» Дениса привлекает нейробиология, а также электрофизиология и физиология растений. В рамках олимпиады его больше всего беспокоила генетика: «Генетика довольно простая, но на неё требуется много времени. По крайней мере, для меня. Поэтому я боялся её довольно плохо написать, но, тем не менее, задания по ней были намного проще, чем в любой из предыдущих годов». А вот в плане увлечений, отдалённых от науки, Денис признаётся: ничего особенного нет.
Он также решил воспользоваться возможностью и поделился проблемами подготовки школьников-олимпиадников в Татарстане: «Так как я долгое время ездил на сборы в КФУ, могу сказать, что нужно учитывать желания олимпиадников по материалу, который они хотят услышать на сборах. Потому что часто я ездил на сборы, но получал одну и ту же информацию от одних и тех же людей», - сетует олимпиадник, отмечая, что за две поездки смог узнать только то, что можно было вместить в половину одной. «Просто нужно понимать, что олимпиадники – это не такие люди, которым нужно давать введение в микробиологию. Введение во что-то вообще. Потому что олимпиадники очень много занимаются. А те, кто выходит на всероссийскую олимпиаду, – тем более. И надо понимать, что им нужен уровень подготовки выше, выше первого курса, того, что считается введением». Как рассказала преподаватель олимпиадника Гульзера Сальникова, изначально Денис должен был заниматься усиленной программой по физике, а не по биологии. Более того, в детстве биологией увлекаются вообще все:
«Они сталкиваются с огромным количеством понятий, потому что биология является просто лидером по количеству понятий, ещё и в смежности с другими науками. Чтобы всё это в голове держать и не сойти с ума, необходим определённый склад мышления. Он естественник (обладает склонностью к естественно-научным знаниям) - за это спасибо большое его родителям, бабушкам и дедушкам, потому что гены достались от них. А другой момент, что семья создала ему такую среду - не стала препятствовать, когда увидела интерес». В пятом классе, сразу после начальной школы, Денис, по словам Сальниковой, прочитал учебник по физике за седьмой класс и всё понял. Её коллега-физик тогда пригласила мальчика учиться в этой области:
Стоит сказать, что Гульзера Рустамовна выпустила множество школьников, занимавших призовые места на российских олимпиадах. При этом, как правило, дети не забывают родную школу: «Вот, например, Денис хорошо знает нынешних семиклассников, для них он кумир. Это здорово, потому что я понимаю, что ему будет приятно приезжать к нам как минимум ещё четыре года. Вот дальше – другой вопрос, будем смотреть». Вообще, биологи – не те карикатурные замкнутые заучки, какими их любят представлять, говорит Гульзера Рустамовна.
Поздравляя молодого учёного, вице-премьер - министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов пожелал ему продолжить успешно изучать выбранную область знаний, но не забывать и про «танцы и спорт»: «Я всегда говорю, что умную голову должны носить сильная шея и ноги. В жизни не всё так просто бывает, нагрузки большие, и про свою физическую форму нельзя забывать. Ну и на танцы тоже надо успевать ходить»
Министр подарил олимпиаднику IPad, а также ему, его родителям Альбине и Роману Лисицким и преподавателю Гульзере Сальниковой вручил благодарственные письма. Более того, победа в международной олимпиаде сделала Дениса получателем государственной денежной премии, а также даёт ему право быть автоматически зачисленным в любой ВУЗ страны. Сейчас абитуриент поступает в МГУ, где в будущем выберет наиболее интересующий его профиль из сферы биологии. Ежегодно, по словам министра, республика выпускает около 150 человек, которые могут выбрать любой ВУЗ страны для продолжения образования. При этом полученные знания молодые специалисты могут как привезти в Татарстан, так и применить где-либо ещё в мире: «Где бы они ни были, они всё равно посланники нашей республики». Камилла Закирова Вернуться назад Новости рубрики
|
|