Сергей Михайлин: «Многим жертвуя сейчас, они формируют своё будущее»Интервью    09 августа 2019, 12:27В системе образования Татарстана – очередной громкий успех. Казанский лицеист Ильдар Гайнуллин стал победителем Международной олимпиады школьников по информатике. В эксклюзивном интервью порталу «Вверх» наставник компьютерного гения Сергей Михайлин рассказал про свою авторскую методику и жертвах, которые приходится приносить на алтарь победы и успешного будущего. Свои слова поддержки и гордости также высказали глава Минобрнауки Татарстана Рафис Бурганов и директор Лицея им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета, в котором учится Ильдар, Елена Скобельцына. Из Баку, где проходит олимпиада, Ильдар вернётся в Казань утром 12 августа. Рафис Бурганов, министр образования и науки Татарстана: «Мы гордимся результатами победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников. В этом году 148 ребят стали призёрами и победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Каждая победа - это значимое достижение для ребят и их наставников и яркое событие для республики. Выдающаяся победа Ильдара - это результат таланта, помноженного на трудолюбие, и огромный вклад родителей и педагогов в его развитие». Елена Скобельцына, директор Лицея имени Н.И.Лобачевского КФУ: «Мы очень рады и гордимся Ильдаром. Он у нас просто замечательный мальчик. Он молодец. Замечу, что это уже третье подобное достижение наших учащихся. В 2016 году призёром международной олимпиады по информатике стал наш лицеист Асхат Сахабиев, в прошлом году победителем признан Рамазан Рахматуллин, и в нынешнем – «золото» Ильдара Гайнуллина. Вот такой у нас Сергей Михайлович Михайлин. Хотя у всех равные возможности, и у Сергея Ивановича учатся сотни учеников, но не все они становятся победителями международных олимпиад. То есть это больше заслуга самого юноши, который целеустремленно и целенаправленно движется к намеченному плану. А создать условия, направить – это дело учителя, и вот тут Сергею Михайловичу равных нет. Существует закон Парето (принцип 80/20) – 20 процентов усилий дают 80 процентов результата. Мы эти 20 процентов обеспечили. Потому что ежегодно, начиная с 7 класса, когда Ильдар поступил в наш лицей, мы создали все условия, чтобы он мог свободно заниматься с Сергеем Ивановичем, организовали дополнительный кружок. Ежегодно Ильдар и другие олимпиадники выезжают в зимнюю, летнюю компьютерные школы. Стоимость оргвзноса только на одного человека доходит до 50 тысяч рублей. Это всё мы финансируем. Каждый год Ильдар и ещё пять наших лицеистов принимают участие в международных соревнованиях по программированию в Румынии, Болгарии и других странах. Кроме материальной поддержки у нас в лицее созданы условия, чтобы дети-олимпиадники имели возможность заниматься в рамках своей индивидуальной образовательной траектории. Мы закупили лицензии «Мобильное электронное образование». Когда они находятся на выезде на соревнованиях, сборах, а это происходит нередко, они, не посещая занятия, проходят программу на этом цифровом образовательном ресурсе. После победы с Ильдаром пока не общалась, он очень устал. Мы отправили ему поздравительные СМС-сообщения, он чувствует, что мы все за него болеем и рады его победе». «Это не армия, где команду дал и все исполняют»Сергей Михайлин – учитель информатики и ИКТ Лицея имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета. В 2019 году Указом Президента России за заслуги в области образования и многолетнюю добросовестную работу ему присвоено звание заслуженного учителя Российской Федерации. Общий педагогический стаж Сергея Михайлина – 41 год. Главным достижением в своей жизни он считает победы своих учеников в олимпиадах и турнирах разных уровней по информатике и программированию. Многие годы он тренирует ребят по спортивному программированию, осуществляет подготовку учащихся 6-11 классов к летним и зимним школам по программированию. Уже к 9 классу его воспитанники выходят на всероссийский уровень олимпиад. Сергей Михайлин также является народным учителем РТ, заслуженным учителем РТ. - Сергей Иванович, сразу ли вы распознали, что Ильдар станет таким выдающимся учеником? - Конечно, не сразу. Он попал ко мне маленьким мальчишкой. Таких было несколько человек. После того, как прошёл год наших занятий, я уже почувствовал, что у парня есть большое будущее. - По каким признакам вы это поняли? Он так трудолюбив? - Ильдар очень целеустремленный, честолюбивый, трудолюбивый. Пахарь, по сути дела. Когда другие отдыхали, он в это время решал задачи, готовился. Он себе поставил цель - стать абсолютным чемпионом мира. В этом году не совсем получилось, но это спорт. - Он же стал чемпионом, завоевал золотую медаль, просто показал второй результат в мире… - Да, «золото» взято. Но Ильдар хочет стать абсолютным чемпионом. У него ещё есть год в запасе, так что на следующий год опять поедет выступать. - Вы верите в его потенциал? - Не то, что просто верю. Он объективно лучший в России и один из лучших в мире. Он поставил цель, так что не будет останавливаться на достигнутом. А будет продолжать работать, работать и работать. Весь год будем ездить на соревнования, тренироваться, готовиться. На следующий год наша цель – стать первыми. - На этот год вы сами готовы к показанным результатам? Или вы рассчитывали на большее? - Большее – это всего на одно место выше. Это же спорт. Тут невозможно предугадать, как выступят соперники. К тому же из семи человек, показавших лучшие результаты на олимпиаде, Ильдар – единственный из России, остальные – китайцы по национальности, хотя выступают за Америку, Тайвань и другие страны. - Какие задания учащиеся выполняли на международной олимпиаде? - Всего было предусмотрено два тура. По три задачи - в каждом туре. Результаты всех туров суммируются, и составляется общая таблица результатов. Максимальный результат – 600 баллов, по 100 - за каждую задачу. - Что испытывает учитель, когда его ученик достигает столь высоких результатов? - Если бы это была первая победа, я бы сказал, что эйфорию. Но это уже третий подобный результат. В прошлом году на нашем счету - золотая медаль Рамазана Рахматуллина. До этого была бронзовая медаль Асхата Сахабиева. Так что к этому привыкаешь. Ещё молодёжь подрастает. В 6-7 классы у меня набрались очень хорошие ребятишки, так что с сентября начнётся соревновательный сезон. - У вас очень много выдающихся учеников. Наверняка вы анализировали, в чём ваш секрет успеха, как вам удаётся открывать и развивать такие таланты? - Авторская система работы. Я знаю, что делать с детьми. Целый год мы тренируемся, выступаем. С каждым нужно беседовать индивидуально, у каждого - свои психологические особенности. Перед соревнованиями нужно правильно настроить ребят. То есть я себя ощущаю настоящим тренером, психологом. Но тренируются они все вместе, в команде. Наша команда состоит из ребят с 6 по 11 класс, а задачи-то на соревнованиях одни и те же, у нас нет классификации по параллелям. Поэтому старшие передают знания младшим, смена поколений идёт безболезненно. Когда рядом находится чемпион мира, малыши смотрят, что это обычные парни, и понимают, что всё реально. Пример старших оказывает большое влияние на малышей. Но с каждым нужна индивидуальная работа. Это не армия, где команду дал и всё исполняют. С каждым нужно беседовать, потому что у всех свои особенности характера. Кого-то нужно поругать, кого-то похвалить. - Куда Ильдар планирует поступать после окончания 11 класса? - В Университет ИТМО (Санкт-Петербург). Нынешний руководитель сборной России Андрей Станкевич как раз работает в этом институте и готовит ребят к студенческим командным олимпиадам. Ильдар поставил цель попасть в будущую студенческую команду. - Не жалко терять таких мальчишек, которые едут в другие регионы, а не остаются в Татарстане? - У нас нет такой сильной школы для студенческих командных олимпиад. Ребята выступают, но на уровне полуфиналов, показывают результаты явно не мирового уровня. А чтобы стать чемпионом мира, надо ехать и выступать за Петербург или Москву. Наш Рамазан Рахматуллин уже поступил в ИТМО и ждёт, когда к нему присоединится Ильдар. Они мечтают войти в состав студенческой сборной и стать чемпионами мира и, возможно, неоднократными. Это очень котируется в мире, все крупные IT-фирмы смотрят результаты международных олимпиад. И сразу после таких успехов поступают предложения от крупных работодателей. - Ваши ученики не говорили, где хотели бы работать? - Уже начиная со второго курса, все поголовно работают, получают приличные зарплаты от 100 тысяч рублей и выше. Работают в «Яндексе», других ведущих фирмах в Москве и Санкт-Петербурге. Многим жертвуя сейчас, они формируют своё будущее. - Чем приходится жертвовать? Погонять в футбол, сходить с друзьями в кино? - В игрушки не играют, кино не смотрят, сериалы и всякую ерунду. Они поставили цель и движутся к ней. Поэтому жертвовать приходится многим. - На это можно как-то замотивировать? Или ребята сами по себе должны быть такими упертыми? - Абсолютно никак не замотивируешь, если нет большого желания. Даже если скажешь им: «Ты будешь получать большие деньги», то для него - это пустой звук. Потому что надо сначала пропахать много, чтобы добраться до этих денег. А не все готовы жертвовать и пахать. Таких - единицы, и вот они ко мне приходят, иногда я их сам нахожу. Сейчас у меня есть перспективные дети. Скоро фамилии этих ребят зазвучат. Так что Ильдар уйдёт, придут новые дети. - Вы ещё полны сил и желания тренировать? - Да, мне очень нравится этот тренировочный процесс. Я чувствую себя, прежде всего, тренером. Учителем – во вторую очередь. Обычных детей, которые не ставят перед собой цель стать чемпионами мира, я тоже нормально учу. А вот подготовка особенных детишек – самое главное в моей жизни в данный момент. 31-я Международная олимпиада школьников по информатике IOI-2019 (International Olympiad in Informatics) проходит с 4 по 11 августа в столице Азербайджана Баку. Международная олимпиада IOI – индивидуальное соревнование. В общем медальном зачёте Россия заняла первое место, опередив 87 стран. Четверо школьников из сборной страны завоевали по золотой медали, но ближе всех к первой ступени приблизился казанский лицеист Ильдар Гайнуллин. В связи с этим событием ребят поздравили руководители профильных министерств страны. «Такие значимые победы ребят в олимпиадах мирового уровня наглядно демонстрируют огромный потенциал российской системы образования и науки. Сегодня наши юные чемпионы выходят за рамки своей школьной образовательной программы и вместе со своими наставниками из ведущих университетов России мыслят совершенно иными категориями, расширяя границы знаний. Это яркий пример эффективного сотрудничества образовательных организаций, ориентированных на выявление талантливых ребят-школьников и создание для них условий для развития и самореализации на площадке наших университетов… У нас есть главный ресурс – молодые таланты, высококлассные преподаватели и научные кадры мирового уровня. Наша административная задача – собрать их вместе», - отметил министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков. «Очередная победа российской сборной на Международной олимпиаде по информатике - это не просто успех ребят и их тренеров, заслуги которых в этом году вновь трудно переоценить. Это наглядная демонстрация сложившейся в России системы обучения и подготовки в области программирования, в сфере информационных технологий. Уже с первых классов у нас по всей стране проходят профильные занятия и уроки, позволяя ребятам раскрыть свой талант с самых юных лет, вовлекая их в эту сферу. Поздравляю нашу сборную и всех причастных с блистательным выступлением», - сказала министр просвещения России Ольга Васильева. Кристина Иванова
Вернуться назад Новости рубрики
|
|