Куклы для взрослых

Общество    29 октября 2019, 13:03
(Фотография: vk.com/shombaifest)
(Фотография: vk.com/shombaifest)
Завершил свою работу III Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest»

Фестиваль проходил с 23 по 28 октября на площадках Татарского государственного театра кукол (кроме спектакля «Горебогатырь Косометович», показанного в малом зале ТГАТ имени Г. Камала), но был ориентирован отнюдь не только на детскую аудиторию. В конкурсной программе участвовали спектакли с пометкой 16+. 

Блаженные и палачи

Спектакль «Побег» (Красноярский театр кукол) в постановке лауреата «Золотой маски» Евгения Ибрагимова, на первый взгляд, не соответствует формату кукольного театра. Говорящие куклы появляются в нём только два раза и олицетворяют второстепенных безымянных персонажей. Зато каких! Сотрудников ВЧК – квинтэссенцию большевистского режима, столь ненавистной многодетному семейству бывшего чиновника Саватия Савовича Гуски, о судьбе которого в годы военного коммунизма и рассказывается в спектакле.

Куклы чекистов выглядят совсем как живые. Чего нельзя сказать о семи дочках Саватия Савовича с именами, более приличествующими куклам, чем людям – Хростенька, Христенька, Устенька, Пистенька и далее по списку. Да и ведут они себя ходульно, по кукольному, чему способствует выстроенная «этажами» сценография спектакля. Сразу понятно, что эти люди обречены, и что нынешнее их существование, наполненное ожиданием ареста, страхом перед «уплотнением жилплощади» и большевиками, не жизнь, а её жалкое подобие.

И вот в эту атмосферу кукольного дома неожиданно вторгаются два персонажа – няня и Пьер. Семейство их обожает, смотрит на них с надеждой на спасение, и они как будто бы эти ожидания оправдывают. Во всяком случае, Пьер приглашает семейство в плавание на «блаженный остров», где, как он уверяет, нет большевиков. В финале спектакля на остров по наводке няни и Пьера прибывают чекисты и устраивают расправу над семейством. Убитых людей символизируют куклы, которые чекисты кидают в бадью на колёсиках и, громыхая, увозят со сцены.

Отмечу также, что благодаря спектаклю я открыл для себя украинского драматурга Миколу Кулиша (1892 – 1937). Вот уж действительно ни о чём не говорящее имя. А между тем пьеса «Блаженный остров» (1925), по мотивам которой и был поставлен спектакль, выдаёт в нём крупного художника, разоблачителя лживости идеалов коммунистической революции и фальши мещанской среды, из которой в 20-е и потом в 30-е годы вышло так много предателей и доносчиков вроде Пьера.

Триумф лжи

За архаичным названием «Горебогатырь Косометович» (Набережночелнинский театр кукол) скрывается текст Екатерины II в постановке Ильгиза Зайниева. Яркий смешной спектакль с колоритными куклами и запоминающимся музыкальным сопровождением. Горебогатырь – это недоросль-дворянчик, уговоривший родительницу отпустить его из имения ради совершения подвигов.

На этот «отважный» шаг Горебогатырь решился не сам по себе, а с подачи своих воспитателей – Торопа и Кривомозга. Те здраво рассудили, что одного ребёнка в дальнюю дорогу мать не отпустит, а отрядит к нему в оруженосцы их самих. Верный способ обогатиться, коим воспитатели не преминули воспользоваться. Они собрали на «поход Горебогатыря» деньги с его же собственных крестьян, а потом их как бы между делом «растеряли».

По ходу спектакли куклы то и дело сыплют остротами на злобу дня. Вот Горебогатырь поворачивается к залу и испуганно говорит: «Смотрите, кто-то сидит!» «Нашёл чем удивить, – отвечает ему Кривомозг, – у нас пол-России сидит». Или вот пропасть между героями и избушкой крестьянина, в которой они рассчитывали чем-нибудь поживиться. Как её преодолеть? «По головам!» - восклицает Тороп, и они так и поступают, правда, крестьянин всё равно дал им отпор.

В заключительной сцене спектакля актёры-кукловоды собираются за столом, чтобы подвести итоги похода. Всё закончилось как нельзя успешно – острова в океане завоёваны, лешие и костоглоты уничтожены, а то, что добычи с собой никакой не привезли, так это все из-за спешки – домой торопились. Как видно, любой даже самый очевидный провал всегда можно выдать за победу. Что ни говори, актуальная постановка.

Паранормальные явления

«Уникальная возможность окунуться в атмосферу 20-30-х годов прошлого века», - так презентует свой спектакль Оренбургский театр кукол «Пьеро». Меня же больше привлёк тот факт, что рассказы известного ловеласа Зощенко переформатировала в драматургический текст и поставила режиссёр Светлана Дорожко. На выходе получился сбалансированный творческий продукт, в одинаковой мере высмеивающий и недалёких дамочек, меняющих кавалеров как перчатки, и этих самых кавалеров, которые на деле вовсе не такие храбрецы, какими себя изображают.

Живой отклик зала встретила и совсем нелюбовная «История болезни». Потому как о здравоохранении. Оно у нас сегодня, конечно, далеко от совершенства, но смотришь Зощенко и понимаешь, что в сравнении с 20-30-ми годами прогресс налицо. Чего стоит вот хотя бы такой пассаж: «После купанья они дали мне огромное, не по моему росту, бельё. Я думал, что они нарочно от злобы подбросили мне такой комплект не по мерке, но потом я увидел, что у них это — нормальное явление. У них маленькие больные, как правило, были в больших рубахах, а большие – в маленьких».

С темой здравоохранения косвенно связан и спектакль Курского театра кукол «Бабаня» в постановке Валерия Бугаёва. Его героиня – уборщица в больнице провинциального городка Спянска, у которой от рака умерла дочь, а вслед за этим её приглашает к себе в «Астралию» внучка Алка. Далее начинается типичная святочная история о доброте, которая помогает найти общий язык с людьми разных стран и национальностей и, в конечном счете, объединить их всех у новогодней ёлки. В этой истории есть к чему придраться, но смотрится она, что называется, на одном дыхании.

«Экономический принцип»

Русская классика была представлена на фестивале спектаклями театра «Карабаска» из Перми и Новосибирского областного театра кукол. Белорусский режиссёр Олег Жюгжда поставил с пермяками малоизвестный рассказ Достоевского «Крокодил» (в сценическом варианте – «Скандальное происшествие в пассаже, или Крокодил»). Абсурдность сюжета роднит это произведение с гоголевским «Носом». Питерский чиновник Иван Матвеевич, осматривая крокодила, которого показывали в пассаже двое немцев, был им проглочен, но не умер, а стал «в недрах» чудовища изобретать «целый рай для всего человечества».

Друг Ивана Матвеевича пытается освободить «узника», однако и хозяева крокодила, и начальник чиновника Тимофей Семёныч ссылаются на «экономический принцип». Невозможно убить чудовище, приносящее доход его владельцам и государству. Другими словами, почвенник Достоевский в образе крокодила осуждает ценности западного (капиталистического) общества. На это указывает и тот факт, что Иван Матвеевич угодил в крокодила вскоре после того, как «получил билет за границу».

Достоевский не окончил своего рассказа, поэтому концовка спектакля – плод фантазии режиссёра. В чрево крокодила вслед за Иваном Матвеевичем отправляются его супруга Елена Ивановна, Тимофей Семёныч и сам рассказчик. Крокодил лопается от такого обилия гостей, а публике сообщают, что в пассаже появилось новое диковинное животное – на сей раз гренландский кит. Я расшифровал это послание так: капитализм в России можно убить (как это произошло после Октябрьской революции), но он рано или поздно всё равно возродится в ещё более чудовищной форме.

Свидание с Гоголем

Режиссёр из Санкт-Петербурга Анна Бесчастнова поставила гоголевскую «Шинель». В спектакле всего одна кукла, – Акакия Акакиевича Башмачкина, – чью историю  рассказывают несколько женщин-актёров. Примечательно, что других чиновников в спектакле изображают безликие манекены. Этим режиссёр хотела сказать, что жалкий в своём одиночестве и нищете Акакий Акакиевич всё же был выше их в личностном плане. Не случайно Гоголь вложил в уста своему герою универсальную христианскую истину: «Я – брат твой».

Музыкальное сопровождение спектакля, убедительный символический ряд (например, старой шинели Башмачкина, растянутой внутри птичьей клетки наподобие креста) заставили каждого зрителя прочувствовать трагедию маленького человека, которая и в наши дни не потеряла своего значения. Сидевший слева от меня режиссёр Евгений Ибрагимов прямо во время спектакля захрапел, а, когда проснулся, виновато сказал: «Извините, Гоголя во сне увидел». Не мудрено, когда Николай Васильевич с его вечными истинами был в этот вечер на сцене.

Печально, но из просмотренных мною спектаклей, в список победителей фестиваля попала лишь постановка оренбургского театра «Пьеро». Марина Ярилова, создавшая декорации и куклы к спектаклю «Уважаемые граждане!», стала лауреатом в номинации «Лучшая работа художника». Лучшим спектаклем признали «Железо» театра кукол из Петрозаводска, а диплом за лучшую режиссёрскую работу получил Владимир Бирюков – автор постановки «Убить Кароля» театра «Кукольный дом» (Пенза).

Решение жюри не умаляет художественной ценности «проигравших» спектаклей. Но оно свидетельствует о том, что на III «Шомбай-fest» в Казани приехали топовые режиссёры отечественного кукольного театра со своими лучшими постановками.

Алексей Егоров

 

 

 

 

 

 

 



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения
10.04.2024 Креативное пространство, школу и два спортцентра посетили татарстанские единороссы в рамках партийного десанта Объекты обновляют в рамках народной программы партии «Единая Россия»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх