Марат Бариев: России нужен новый закон о туризме

Политика    07 ноября 2019, 12:11
Марат Бариев: России нужен новый закон о туризме
Депутат Госдумы от Татарстана, член комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Марат Бариев стал гостем пресс-клуба портала «Вверх».

В режиме онлайн-беседы парламентарий заявил о необходимости принятия в России новой редакции закона о туризме, предположил, откуда торчат уши табачного лобби, рассказал о формировании Фонда национального благосостояния и пользе шахмат для людей всех возрастов.

- Принят проект федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы. Какие показатели влияют на главный финансовый документ страны?

- В целом на формирование бюджета, прежде всего, влияет развитие нашей экономики, объем валового внутреннего продукта, доходность бюджетных составляющих. От этого зависит сумма прогнозируемых налогов. С другой стороны, есть некие установленные ограничения. Например, сейчас цена на нефть составляет около 61 доллара за баррель, а в бюджете на будущий год у нас заложена цена в 42,4 доллара.

 - Это делается специально?

- Это необходимо, чтобы уменьшить риски исполнения бюджета. Цена на нефть «плавает», а доходы от нефти составляют очень весомую часть федерального бюджета. Чтобы не было непредсказуемых моментов, например, если цена на нефть резко упадёт, и мы не сможем собрать достаточные налоги и исполнить параметры бюджета, то есть чтобы уменьшить подобные риски, Минфином России предлагается несколько заниженная цена нефти, хотя это вопрос спорный. Оппозиционные партии часто поднимают вопрос, почему у нас не хватает денег на то-то или на то-то, и предлагают заложить прогнозируемую цену на нефть в пределах 45-50 долларов за баррель. Но Правительство и на себя, и на нас такие риски не берет, потому что, если мы не исполним бюджет, последствия могут быть серьёзными.

Разница же между реальной ценой нефти и ценой, заложенной в бюджете, идёт в Фонд национального благосостояния России. При достижении в этом фонде определённого денежного объёма, всё, что выше, уже можно распределять на развитие экономики текущего года. Сам Фонд национального благосостояния трогать нельзя. Его можно распечатывать только в случае, если у нас появляются бюджетные риски, например, резко упадёт цена на нефть или появятся какие-то непредвиденные большие расходы. Не хотелось бы, чтобы они появлялись, но мало ли что может быть. В 2014 и 2015 годах такая ситуация была, и мы два года залезали в Фонд национального благосостояния, когда курс рубля по отношению к доллару упал в два раза и по многим показателям доходность у нас резко снизилась. И нас спас именно Фонд национального благосостояния. Именно благодаря ему мы все обязательства по бюджету исполнили.

- Как будет сформирован бюджет на 2020 год?

- Бюджет в целом идёт пусть с небольшим, но ростом по отношению к 2019 году. Практически по всем разделам бюджета предусмотрено увеличение финансирования по сравнению с 2019 годом, согласно индексации в размере инфляции. Отдельно предусмотрено финансирование 12 национальных проектов.

Сейчас идёт горячая пора по внесению предложений, поправок в бюджет. Уже 4 ноября истекает срок подачи поправок. После этого пойдёт работа над поправками и рассмотрение проекта бюджета во втором чтении.

- Из упомянутых вами 12 нацпроектов какие вы считаете приоритетными?

- Они все приоритетные. Как можно выбрать, что важнее: образование, здравоохранение или экология? Все важны.

- При этом, для получения финансирования в рамках нацпроектов регионы проходит долгий процесс. Какие принципиальные решения приняты для изменения этой ситуации?

- Здесь есть очень позитивный и интересный момент: новация, которая произошла по предложению председателя нашей палаты Вячеслава Володина. Сейчас с началом нового финансового года начинается распределение на бумаге денег между регионами. Потом обязательным является подписание соглашений между регионами и федеральным центром. После этого идёт перечисление денег. Когда регион получает деньги, начинаются конкурсные процедуры, которые длятся минимум два месяца. Фактически пользователь, который должен эти деньги во что-то вложить, часто получает их только во второй половине года. Некоторые дорожники получили средства только в сентябре-октябре. Но не исключаю, что кто-то вообще ещё не получил деньги. А как тогда дороги строить или ремонтировать? Мы все понимаем, какого в этом случае стоит ожидать качества работ.

Представители регионов жалуются, что с них спрашивают, почему средства не освоены. А регионы объясняют, что нет финансов, идут поздние перечисления. Мы поставили вопрос перед главой Минфина РФ Антоном Силуановым, как можно повлиять на ситуацию, коренным образом изменить этот процесс. Мы поставили вопрос ребром, чтобы до наступления финансового года, то есть до нового года, все соглашения были разработаны и подписаны. Тогда с нового года Минфин мог бы перечислять деньги, а регионы уже в первом квартале получали бы средства и проводили конкурсные процедуры. Сначала ответ заключался в том, что такой сценарий невозможен, его исполнение очень сложно и что так никогда не было. Тогда мы уточнили, что мешает такому нововведению. В результате неоднократных встреч, консультаций, этот вопрос продвигался, и сейчас во время первого чтения бюджета Силуанов и Правительство РФ в его лице приняли это предложение и согласились, сказали, что уже работают над тем, чтобы эта схема была внедрена в жизнь. Надеемся, что это будет сделано. Если это случится, то ситуация с финансированием регионов очень сильно поправится, что отразится на сроках и качестве работ во многих сферах – и в культуре, и в образовании, и в строительстве, и в науке, и в транспорте. Люди почувствуют улучшение качества жизни в целом.

- По поручению Президента РТ Рустама Минниханова выстроена работа по привлечению федеральных средств в экономику Татарстана. Такое изменение схемы реализуется в рамках этого поручения?

- В Татарстане уже довольно давно выстроен такой формат работы, что все депутаты Госдумы от республики закреплены ответственными координаторами за реализацию тех или иных федеральных программ и проектов. Создаются рабочие группы по каждой программе во главе с депутатом Госдумы или сенатором, куда входят представители всех заинтересованных министерств и ведомств. Мы в течение года в постоянном режиме работаем, чтобы максимально защитить и представить интересы республики в федеральных органах власти. Наши профильные министерства готовят заявки для участия в тех или иных программах, а мы уже подключаемся на этапе, чтобы эти заявки были максимально приняты и защищены в федеральных органах власти, чтобы эти утверждённые заявки были в кратчайшие сроки и в максимальном объеме профинансированы. И далее наши рабочие группы смотрят за эффективностью расходования выделенных средств.

Всего от Татарстана выдвинуто 15 депутатов Госдумы и два сенатора. То есть 17 рабочих групп собираются в ежемесячном режиме и все эти вопросы обсуждают, решают. Раз в квартал нас собирают всех вместе с участием Президента республики Рустама Минниханова или Председателя Госсовета Фарида Мухаметшина. И мы уже в целом эту работу рассматриваем, определяем проблемные точки, чтобы их решать. Подобный формат работы внедрён не во всех регионах, и меня удивляет, почему они этим не пользуются. С некоторыми коллегами из другого региона я недавно беседовал, так они сказали, что им таких задач вообще не ставят и не собирают по этим вопросам, их потенциал вообще не используют в должной мере. Нам это не понятно. Мы же выдвиженцы от республики, жители Татарстана, поэтому вместе с Правительством и другими заинтересованными сторонами должны добиваться максимального участия Татарстана в федеральных программах и максимального финансирования этих программ. Пока, я считаю, получается неплохо.

- Над какими законопроектами вы ведёте работу в настоящее время?

- У нас идёт работа по многим законопроектам, ведь депутаты могут работать по любому законопроекту, вносимому в Госдуму или самостоятельно разрабатывать законопроект. Я тоже принимаю участие в работе над многими законопроектами. В частности, в ближайшем будущем пойдёт очень много законопроектов, связанных с развитием сферы туризма.

Туризм во многих регионах страны очень динамично развивается, а нормативная база отстаёт, не успевают поправки, что сдерживает развитие туризма. Две недели назад в Казани проходил Совет при Полпреде Президента РФ в ПФО по развитию туризма при участии глав регионов, и там как раз об этом говорили. Вообще закон о развитии туристской деятельности в России принят уже более 20 лет назад, в 90-е годы, когда турист в нашем понимании был человеком с рюкзаком, который собирался в горы или поехать организованной группой за границу. Об экономике речь тогда не шла.

Сейчас существует понимание, что туризм – хороший источник решения социально-экономических проблем. Во-первых, это пополнение бюджета. Во-вторых – дополнительные рабочие места. В-третьих, это развитие инфраструктуры. В-четвёртых, создание имиджа и так далее. Я считаю, что в основной закон о туризме нужно не просто вносить поправки, а вообще переписать, принять в новой редакции. Подобный опыт существует. Даже сложнейший и большой закон об образовании был разработан и принят шесть лет назад в новой редакции. В 2007 году был подобным же образом принят новый закон о спорте.

С этим предложением я вышел к министру экономики РФ Максиму Орешкину, который курирует развитие туризма. Я предлагаю в новой редакции написать закон, создать для этого рабочую группу, в которую я тоже готов войти. И недавно я получил ответ, что они тоже приходят к такому же мнению, - будет создаваться рабочая группа, куда я буду включён. Работы предстоит очень много – начиная с определений и понятийного аппарата. У нас представление о туризме более 20 лет назад было примитивным. Нужно прописать различные виды туризма: молодёжный, медицинский, событийный, автотуризм, которых в сегодняшней редакции закона просто нет. Нужно создавать условия для развития туризма – преференции для тех, кто инвестирует в туристическую сферу, заниматься подготовкой специалистов. У нас очень много нареканий, в том числе, из Казани, на очень большую активность неквалифицированных гидов, которые сами себя назначают гидами. Я сам пару раз в Казанском Кремле слышал краем уха, что там рассказывают о башне Сююмбике, - даже самому придумать такое невозможно.

Ещё один законопроект касается нашей беды в спорте – допинга. Несмотря на то, что мы находимся в сложнейшем положении в мировом спортивном сообществе, нарушения антидопингового законодательства продолжаются. Мы ищем пути, какие ещё меры можно предпринять, какие законодательные нормы разработать, чтобы минимизировать риски и устранить эту проблему в нашем спортивном сообществе.

С принятием национальных проектов во всех сферах потребуется изменение законодательства, внесение поправок. Например, один из проектов – «Демография» - непосредственно затрагивает интересы молодёжи. Кто ещё может решить демографическую проблему? Не пенсионеры же, а молодёжь. Для молодёжи нужно создавать условия, чтобы она была заинтересована создавать семьи, рожать больше детей. Мы должны минимизировать для них риски при формировании семьи, что они не смогут эту семью содержать или им негде будет жить или у них не будет рабочего места.  Если мы хотим решать эти проблемы, нужно принимать соответствующие нормативные акты и законы.

- Вы также являетесь инициатором законопроекта, регламентирующего употребление кальянов и вейпов и приравнивающего их к табаку. На какой стадии он сейчас находится?

- Мы внесли этот законопроект полтора года назад. За эти полтора года этот законопроект до сих пор комитетом по здравоохранению не рассматривается и не вносится на рассмотрение палатой. Хотя при разговорах члены комитета всецело поддерживают этот законопроект. Я два раза на встречах депутатов с министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой задавал вопрос по этому законопроекту. Она сказала, что этот закон надо принимать немедленно, и они двумя руками «за». Этот же вопрос я задавал руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой тоже на встречах с депутатами, причём, не в личной беседе, а публично. Она тоже утверждала, что двумя руками «за» нашу инициативу. Тем не менее, комитет ссылается, что нет отзыва от Правительства, а Правительство говорит, что нет отзыва от Министерства здравоохранения. Народ продолжает травиться, молодёжь продолжает приобщаться к процессу курения. Я думаю, что здесь торчат уши табачного лобби, тех, кто заинтересован в распространении и максимальном охвате курением этих изделий. Я думаю, они понимают, что конец неизбежен и решение будет принято, но желают хотя бы оттянуть принятие, потому что у них очень большие доходы, и каждый день, каждый месяц они получают огромную прибыль, поэтому до сих пор законопроект не рассмотрен. Хотя во многих странах уже приняты подобные законы. Полтора года назад говорили, что у нас нет необходимых медицинских исследований. Но за это время исследования проведены и в нашей стране, и особенно за рубежом. Все пришли к выводу, что электронные сигареты не просто вредны, а более вредны, чем даже предполагали. Мы же говорим даже не о запрете, а о регулировании, ограничении употребления. Но уже и Президент США Дональд Трамп высказался за немедленный запрет употребления вейпов.

Мне обещали, что наш законопроект, наконец, будут рассматривать на комитете в начале ноября. Но я не сижу и не жду. Я пишу руководству Госдумы, комитета, подхожу к заинтересованным людям. Мы добиваемся скорейшего рассмотрения нашего законопроекта. И я не один. Есть сторонники среди депутатов, антитабачная общественность. Есть много общественных организаций, которые борются с табакокурением и другими средствами курения, и они полностью на нашей стороне. Их доводы, аргументы и мнения гораздо более резкие, чем мои.

- А почему тогда практически принят закон, разрешающий курилки в аэропортах?

- Летом по инициативе депутата Сергея Боярского из комитета по культуре был принят в первом чтении законопроект, разрешающий курилки в аэропортах, установление там мест для курения. Сейчас его готовят ко второму чтению. И, как ни странно, комитет по здравоохранению согласился с тем, что курилки нужно разрешить.

- Не вызовет ли это цепную реакцию?

- Если такой закон будет принят, я уверен, что вызовет. Потому что можно сказать: чем пассажир поезда, например, хуже пассажира самолёта. Тем более, поезд идёт гораздо дольше, чем самолёт. И курильщикам, наверняка, и там захотят создать условия. На автостанциях, в отелях многие хотят вернуть курение и так далее. В ответ на те шаги, которые мы сделали в борьбе с курением, приняв антитабачный закон в 2013 году, когда у нас примерно на треть снизилось число потребляющих табачные изделия и, естественно, резко снизились доходы табачных компаний, они (табачное лобби – прим. ред.) принимают меры.

- Что вы думаете по поводу предложения, чтобы родители несли ответственность за курящих детей?

- Да, есть такие предложения. Я считаю, что эта мера ни к чему позитивному не приведёт. Кто будет это контролировать? Что, мы поставим по несколько полицейских возле каждой школы, которые будут протоколировать, кто и чего курил? Судя по последним случаям, мы не можем обеспечить безопасность входа в детские сады и школы, и вдруг мы будем ловить за углом курящих школьников. Такое решение не жизнеспособно. Это просто популистский ход такой, увод от реального решения проблемы. Я думаю, что это не примется. А если примется, то не даст должного эффекта.

- Курение в общественных местах запрещено. И если такие места, как больницы, вокзалы, ещё можно как-то проконтролировать, то с жилыми домами обстоит сложнее. Как в этом случае возможно осуществить контроль?

- Где есть хозяин, рука, там не нарушается порядок. Кто отвечает за порядок, соблюдение закона о запрете на курение в общественных местах, например, в аэропорте? Аэропорт. В больнице? Больница. То есть собственник. В многоэтажном доме это каждый жилец, купивший здесь квартиру, а целиком собственники этого дома объединяются в ТСЖ и т.д. Они и должны контролировать соблюдение этого закона. Если условно гражданин из 55-й квартиры курит, жители 54-й и 56-й квартир должны требовать от него соблюдения закона. Вот если он не подчиняется, не выполняет требования, необходимо обращаться к участковому, чтобы он запротоколировал и нарушителя наказали. А так мы хотим, чтобы и порядок был, и сами не хотим участвовать в этом, хотя мы же собственники. В студенческих общежитиях студенты вместе с администрацией вузов сами следят. Так же и в доме. Там, где есть не формальное, а действующее ТСЖ, - порядок, не курят.

- Недавно в Москве прошли Международные парламентские игры. Российская команда заняла первое место в общекомандном зачёте. Вы были в составе сборной Госдумы по шахматам. Как прошли юбилейные, 10-е игры?

- Игры проходят по инициативе Госдумы России ежегодно в Москве. Всю оргработу берёт на себя парламент Российской Федерации. Это делается для того, чтобы через спорт объединить наших парламентариев, чтобы они лучше понимали друг друга, ближе знали друг друга, и эффективнее решались межпарламентские, межгосударственные вопросы. В этом году в Играх участвовали представители 13 стран, впервые приехала команда Франции. Французы неожиданно для нас прислали сильную команду, и они выиграли у нас шахматный турнир, хотя до этого обычно всегда первенствовали мы. В этот раз мы были вторыми.

- Кстати, сейчас звучит предложение о возможности вернуть шахматы в качестве третьего урока физкультуры в школах…

- Я как любитель шахмат – горячий сторонник таких мер. Шахматы – это очень интеллектуальное развивающее занятие. Причём, сейчас шахматы рекомендуются не только детям, но и людям пожилого возраста, чтобы не давать развиваться у них деменции, болезни Альцгеймера. Занятие интеллектуальной деятельностью, а шахматы – это интеллектуальная деятельность, - как раз является профилактикой этих болезней. Шахматы в любом возрасте и интересны, и полезны. Конечно, в школе их нужно вводить максимально. Но в какой форме это сделать, я пока не знаю. Я не специалист в области образования. Когда мы предлагаем увеличить количество занятий физической культурой в школе, мы слышим ответ от представителей системы образования, что дети в школах и так перегружены. Я с этим принципиально не согласен. Потому что занятия детей физкультурой – это не загрузка, а разгрузка, физическая активность. Нормальный здоровый ребёнок приходит домой из школы, бросает портфель и идёт играть в хоккей, футбол или просто побегать, на турнике повисеть. Потребность в физической активности надо поощрять. Ведь мы же не говорим: «О, ты много учился сегодня, перегрузился, и не пойдёшь во двор в футбол гонять или в секцию борьбы, потому что у тебя было много уроков». Это смешно. А в школе добавить урок физкультуры – это серьёзно.

- В качестве третьего урока физкультуры в школе предлагается и бадминтон, и плавание…

- Да всё, что угодно. Я за любой спорт. Бывают, к сожалению, обратные примеры. Сейчас идут каникулы среди школьников. Я на днях был в одном из районных центров республики. Посетил прекрасную шахматную школу, которая прекрасно оснащена. Но столов 40, наверное, стоит с часами, но нет ни одного человека. Я считаю, что надо было организовать турнир во время каникул. Для меня непонятно, чтобы среди дня школа пустовала. Это же всё строится на бюджетные, народные деньги, на деньги каждого. Раз мы построили, хочется, чтобы это работало, а не памятником стояло. Вот памятник шахматам, а вот стадион – это памятник футболу и так далее. Надо, чтобы с утра до вечера спортобъекты были загружены. У нас и таких много. Но есть, которые пустуют. Это чисто человеческий фактор, показатель отношения к делу.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

16.10.2024 В Татарстане завершился очередной сезон проекта «ПолитЗавод» Программа предоставляет молодым людям возможность пройти открытый конкурсный отбор для активного участия в общественной и политической жизни республики
08.09.2024 В Штабе общественной поддержки «Единой России» работает Ситуационный центр наблюдения за выборами Его специалисты будут следить за ходом голосования, реагировать на сигналы об инцидентах и проверять полученную информацию
03.09.2024 Юрий Камалтынов: Все обращения в сервисе «Мой депутат» берутся в работу В Татарстане продолжает работу проект, запущенный партией «Единая Россия»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх