«Многие таксисты работают нелегально, и порядок в этой отрасли навести будет очень сложно»Общество    26 ноября 2019, 11:15
Победительницей всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель такси в России-2019» стала мать троих детей, жительница Казани Луиза Бадреева. Почему ей не страшно работать за баранкой, почему модные агрегаторы сегодня наносят вред отрасли, и когда для таксистов наступает самый тяжёлый месяц в году. И «баранку» водить, и татарский танец станцевать…Первое, на что обращаешь внимание, когда попадаешь в машину к лучшему таксисту России 2019 года, - это чистота и… отсутствие магнитолы. Казалось бы, даже радиостанцию придумали специально для работников этой сферы, пассажиры, вроде, как привыкли отстаивать у водителя своё право на любимую музыку в салоне, а тут такой сюрприз! «Этому автомобилю полгода, и я осознанно сюда музыку не ставлю, - говорит Луиза Бадреева. – Не потому, что у меня какой-то вкус ужасный, нет. Сейчас клиенты хотят слушать только то, что им нравится и, как правило, делают это в телефоне. За это время только три пассажира поинтересовались, где же у меня магнитола. Сама я легко без неё обхожусь, голова к вечеру не болит и больше времени на общение с клиентом остаётся». Всероссийский конкурс проводило министерство транспорта РФ совместно с общественным Советом по развитию такси в регионах РФ. Финальные соревнования проходили в Сочи, но до этого нужно было отобраться через региональный этап, где были непростые условия. К примеру, допускались только те водители, у которых было разрешение на перевозку пассажиров, при этом три года нужно было проехать без аварий по своей вине и год без серьёзных штрафов. «Я люблю участвовать в конкурсах, по тому же автомногоборью сколько раз «каталась». И этот турнир я действительно ждала. У меня подруга в своё время уехала в Севастополь, сейчас работает таксистом и в прошлом году участвовала в первом конкурсе. Она меня и «подговорила»». На региональном этапе нужно было сдать знание ПДД, законов о такси, устройстве автомобиля, вопросы по медицинской тематике и истории родного края.
Также одним из испытаний на региональном этапе был тест на плавность вождения. На крышу ставили гранёный стакан, заполненный водой, и участники должны были проехать определённый участок дороги с поворотами и не расплескать содержимое. Луиза потеряла всего 9 граммов жидкости. На всероссийском этапе, который проходил в Сочи, для таксистки помимо всевозможных теоретических и практических заданий, самым сложным был творческий конкурс. Нужно было за 5 минут показать визитную карточку, чтобы у членов жюри не было вопросов, откуда приехал конкурсант.
В итоге из 120 возможных баллов Луиза набрала 109, стала лучшей таксисткой России и оказалась единственной представительницей прекрасного пола в тройке лучших. «Девушки-клиентки к таксистам «в юбке» относятся с большим доверием»- Когда было проще работать таксистом, сейчас, или когда вы начинали? - Конечно, 12 лет назад, когда начинала работать в этой профессии, такого количества таксистов не было. В профессию попадали по чьим-то рекомендациям, женщин особо в такси не жаловали, нужно было доказывать свою профессиональную пригодность. Сейчас, наверное, работать немного проще. Не надо ездить и собирать «перебрили» по городу. Спокойно стоишь на одном месте и ждёшь, когда к тебе «прилетит» заказ на телефон. Раньше приходилось кататься по городу, сжигать бензин и высматривать людей, голосующих у обочины. И не факт, что таких клиентов можно было найти. - Почему вы решили пойти в такси? - Моя профессия – организатор пассажирских перевозок, второе образование –маркетолог. В 90-е работала в АТП №3, но пришлось уйти с работы. Времена были сложные, люди становились предпринимателями. Больше 10 лет я с отцом на «Газели» ездила между Москвой и Казанью и обратно за товаром. А потом уже когда рынки начали утихать, я решила попробовать сферу такси. Ездить мне нравится, общаться - тоже. Город я знала хорошо. Я решила, что это моё, и не ошиблась. - Люди не удивляются, когда видят, что к ним приехала женщина за рулём? - Я уже привыкла к этим эмоциям. Я помню, как водители удивлялись, видя 18-летнюю девушку за рулём «Газели».
- Но работа таксистом довольно нервозная и не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Как вам удаётся при плотном графике ещё и в хорошем настроении клиентов встречать? - Наверное, для этого нужно банально выспаться. Бывает, возьмёшь несколько выходных подряд, поскольку скопились какие-то домашние дела, и вечером в первый день настолько устаёшь, что думаешь, что лучше сутки в такси проработать, чем «поработать» дома. Конечно, нужно иметь определённую стрессовую устойчивость, у меня она присутствует. Но есть и плюсы такой работы. К примеру, у меня нет коллеги в виде условной Марьи Ивановны, которая сегодня за спиной обсуждает коллегу по кабинету, а завтра уже тебя. Постоянная смена пейзажа за окном. Вроде бы, таксисты тоже находятся в закрытом пространстве, но сейчас ты в какой-нибудь промзоне, а через 20 минут можешь оказаться на природе, и при желании и хорошей погоде можно прогуляться. Этого человек, работающий в офисе, конечно лишён. Когда у тебя трое детей, большим плюсом является то, что ты сама можешь модерировать рабочее время. Нужно ребёнка в больницу утром отвезти, и тебе уже не нужно отпрашиваться у начальницы. «Мы когда приходим к зубному врачу, не учим его, как ему зуб нам лечить»…- Бывало, что клиенты как-то благодарили за хорошую работу?
- Вы заговорили по поводу безопасности. Вам самой не бывало страшно за время работы в профессии? Люди-то разные попадались, наверное. - Конечно, не без этого. Но я вас уверяю, на «газельке» в 90-е годы на трассе Казань – Москва бывало гораздо страшнее. По городу я знаю, где ППС стоит, отделы полиции расположены. И достаточно слишком шебутному клиенту намекнуть: «Вы дома хотите или в отделе переночевать?». И этого бывает вполне достаточно, чтобы утихомирить человека. Опять же есть «тревожная кнопка», которой я ни разу не воспользовалась. В принципе, одного взгляда хватает для того, чтобы определить, стоит ли клиента сажать в машину, или с ним могут возникнуть проблемы. В противном случае просишь его заказать другой автомобиль. - Существует для вас портрет идеального пассажира? - Скорее, нет. Главное, чтобы дружелюбие было в человеке. Чтобы он, открыв дверь, поздоровался. Нам много не надо. Приветливых клиентов и возить совсем по-другому хочется. Ещё меня немного раздражает, когда клиенты пытаются по ходу движения подсказать, как правильно ехать. Когда речь идёт о частном секторе, тогда это оправдано. Но в случае города, мне кажется, делать этого не стоит. Мы когда приходим к зубному врачу, не учим, как ему зуб нам лечить. Если водитель - профессионал, он довезёт вас быстро. Если же новичок или города не знает, поставит кучу навигаторов, и всё равно привезёт так, как вам не надо. «Не нравится, когда меня, взрослую женщину, будут оценивать как попугая»- Вы до сих пор ездите, что называется, по старинке, через одну из татарстанских компаний. Почему не начнёте ездить через один из популярных агрегаторов, которые наводнили Казань? - Я в редких случаях переключаю программу на один из них. Дело в том, что за ту сумму, за которую предлагают провести пассажира агрегаторы, мне порой и ездить-то не за чем. С амортизацией и бензином ничего со ста рублей заказа не заработаешь. Я даже когда сама такси вызываю, стараюсь это делать через проверенные татарстанские конторы. Так безопаснее.
- Я считаю, что к своим программам крупные сетевики должны подключать водителей только в том случае, когда у него появится разрешение на перевозку пассажиров. Вот тогда порядок на рынке хоть какой-то, но наступит. Возьмите тот же час пик. Даже если ты попадёшь в пробку, сумма заказа в нашей компании увеличится на несколько десятков рублей, у агрегаторов же цена поездки может вырасти и втрое. И, естественно, клиент этому не доволен, а ему срочно нужно ехать. Когда начинается время высокого коэффициента, агрегатор оставляет водителя один на один с клиентом, и таксисту приходится выслушивать всё то, что думает человек о «продажности» компании. Хотя здесь причина вовсе не в водителе. - Я не говорю, что цены должны быть фиксированными, однако они больше всё же должны быть лояльны к таксисту.
- В таком случае, если это так не выгодно, почему же столько много людей идёт работать в такси? - Потому что работают нелегально. У них нет разрешений на перевозку пассажиров, они налоги нормально не платят. Не связываются со многими трудностями. Та же страховка на автомобиль, работающий в такси, стоит гораздо дороже. - Вы обратите внимание, в Казани сегодня нет ни одного таксопарка, имеющего свои автомобили. Есть машины, которые сдаются в аренду. Это агрегаторы. А когда я начинала, были компании со своим парком машин, и водители должны были за зарплату выполнять определённый план. И таксопарк нёс за своего работника ответственность, начиная от его физического состояния, заканчивая безопасностью. А сейчас это полностью лежит на водителе. Поэтому многие неофициальные таксисты могут работать с огромными нарушениями. - Как поменять сложившееся положение вещей? - Очень сложно. В своё время отменили же школьную форму, вспомните, как её сложно было вновь вводить? И это по той же схеме. Распустить сложившиеся порядки легко, собрать в единое целое уже сложно. Мне кажется, пройдёт много времени для того, чтобы навести порядок в отрасли. Но начинать нужно, в первую очередь, с агрегаторов. Хотя штрафы с тех же рейдов всё равно лягут на плечи водителей. - А бывают «мёртвые» сезоны для таксистов? - Раньше был июль, но в Казани за счёт туризма и каких-то событий этот месяц перестал быть «провальным» в плане заработка. Но печальное время – это ноябрь. Все те, кто работал на сезонной работе - строители, речники, на зиму идут подрабатывать в такси. Плюс ещё студенты хотят подзаработать перед новым годом. Но в любом случае, работа есть. На любого таксиста найдётся заказ, на любого клиента найдётся машина. Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|