Археолог от музыкиОбщество    13 декабря 2019, 15:02На днях вместе с казанским камерным оркестром La Primavera выступал болгарский пианист Тодор Петров, которого на родине называют музыкальным археологом. Он ищет в архивах редкие произведения знаменитых композиторов и открывает незаслуженно забытые творческие имена. Почему для пианиста с таким талантом не так легко найти место, чтобы поиграть малораскрученные произведения великих гениев – в материале портала «Вверх». Личность Тодора Петрова уникальна. Он уделяет огромное внимание поиску и изучению неизвестных редакций опусов знаменитых композиторов – Иогана Баха, Михаила Глинки, Антонио Вивальди, а также открытию новых, незаслуженно забытых имён и никогда не звучавших на сценах произведений. При этом он полностью погружается в ту эпоху, выясняя взаимоотношения великих мира сего друг с другом, и делая удивительные открытия. «Вы, к примеру, знаете, что Бах был большим поклонником итальянской музыки и работал над 16 концертами Вивальди для фортепиано, но никто их не слышал? А оригинальная версия знаменитейшей Шестой симфонии на сцене исполняется в редакции, которую он сочинил для своего ученика. Полностью она практически не звучала. Вивальди известен как композитор, сочиняющий для скрипки. Но никто не знает, что он написал 56 опер. А Глинка, как оказалось, писал больше фортепианной, нежели вокальной музыки. В архиве нашлось 200 пьес и целых четыре тома инструментальных произведений». Кажется, что про своих героев Тодор Петров может рассказывать вечно. Болгарину, проживающему сейчас в Тунисе, русский климат показался очень холодным, и он снял свои дублёные перчатки буквально перед выходом на сцену, до этого держал руки в тепле. Но во время исполнения концерта для клавира с оркестром Александро Феличи (XVIII век), а также концерта Бетховена для фортепиано с оркестром (в данном случае с La Primavera) тепло было не только пианисту, но и публике в целом. Оба этих произведения прозвучали в авторской версии, и одно из них Тодор не исполнял со сцены аж 30 лет, поэтому испытывал некое волнение. «На самом деле я очень благодарен маэстро Абязову за возможность поиграть эти вещи со сцены», - признался болгарский пианист.
«Интернет принёс как много чего хорошего, так и наоборот. Хотя даже около личности Баха много чего неизведанного и действительно интересного. А людей, богатых духовно, становится всё меньше». Петров утверждает, что настоящий клад можно найти среди учеников Баха, но они малоизвестны широкой публике. Взять тех же братьев Граун. Первые композиторы, повлиявшие на шведскую культуру . Может быть, на фоне мировой культуры личности не такие значимые, но для Швеции они привнесли фундаментальные изменения. Таких же композиторов можно найти и в Финляндии, и в Англии, было бы желание. «Я со школьной скамьи очень люблю историю, - признался пианист. – До сих пор могу перечитывать Ключевского. Так это увлечение перенеслось и в музыку. Вы, к примеру, знали, что маршал Багратион писал музыку? А в итоге оказалось, что он приятель Бетховена, и даже поручил ему одну сонату. А когда умер, Бетховен отдал эту сонату князю Карлу Лихновскому».
Петров уверяет, что за счёт развития технологий таким культурным «искательством» стало гораздо проще. Ещё 15 лет назад в той же Италии совсем невозможно было попасть в какой бы то ни было архив. Но сейчас библиотеки и хранилища потихоньку распахивают свои двери. При этом Интернет тоже способствует быстрому распространению информации. По версии Петрова, в мире много ещё не исполнили даже произведений великих композиторов. К примеру, у Петра Чайковского есть произведение «Анданте и Финал» с солирующей трубой с аккомпанементом фортепиано. Записей этого сочинения нет. У Бетховена есть концерт для клавесина. Существует только одна запись в мире этого сочинения, и то вместо клавесина там звучит пианино. «Проблема стоит в том, что даже те произведения Шостаковича, которые исполняли в моей юности, сегодня исполняются редко, – говорит пианист. – По всей видимости, публике тяжело это воспринимать на слух. Но я думаю, это время придёт, когда слушателям будет интересно копаться в своих музыкальных корнях. Но до перемен к лучшему пройдёт, мне кажется, много лет». Публика Тодора Петрова принимала очень тепло и долго своими аплодисментами не отпускала со сцены, так что болгарин зря волновался перед выходом на сцену. Музыканту настолько понравилась атмосфера, которая в этот вечер царила в БКЗ им. Сайдашева, что он загадал желание ещё раз приехать в Казань, чтобы исполнить восстановленный концерт для струнного оркестра Дмитрия Бортнянского. Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|