«Вверхшифтеры» выходного дня: Коварный Конжак

Общество    10 января 2020, 11:28
(Фотография: pikabu.ru)
(Фотография: pikabu.ru)
В очередной раз я провёл первые дни нового года в походе. И в очередной раз на маршруте не обошлось без приключений.

Долгая дорога к базе

На этапе выбора маршрута поход по Конжаковскому горному массиву представлялся мне чем-то простым и обречённым на успех. Сюда, как следует из популярной туристской песни «Эх, заманили!», в поход берут даже подростков. Правда, в той же песне есть строки про «мороз за 30», из-за которых герой «чуть-чуть не дал там дуба», ну да у нас ночёвки запланированы в доме с печным отоплением, а с рюкзаком за спиной я и при более низких температурах ходил.

Конжаковский горный массив находится на территории Свердловской области, поэтому путь к нему начался для меня с поезда до Екатеринбурга. С учётом того, что в горах мне предстояло провести всего один полный день, это моё путешествие со стороны может показаться наглядной иллюстрацией поговорки о семи верстах, которые едут, чтобы киселя хлебать. Но тут надо иметь в виду, что название массиву дала вершина Конжаковский Камень (1569 м) – вторая по высоте на Северном Урале и первая в области. Подняться на Конжак – мечта любого туриста.

В Екатеринбурге я присоединился к компании из восьми человек, не считая водителя и руководителя похода Дамира Абакурова. В этом составе мы втиснулись с рюкзаками в корейский минивэн и поехали на север Свердловской области. Вообще самым близким к Конжаку населённым пунктом является посёлок Кытлым, но там находится военная база, поэтому мы ориентировались на город Карпинск. От него до турбазы «Серебрянский Камень», где мы забронировали дом, 48 километров. Всего же в тот день мы проехали около 430 километров.

Старательные люди

Туристская мудрость гласит, что поход – это не про то, куда идти, а про то, с кем идти. Трёх дней (с учётом дороги) явно мало для обстоятельного знакомства с участниками группы, но кто-то сумел раскрыться и за это короткое время. Прежде всего, это относится к Дамиру Абакурову. Уже в походе я узнал, что он бывший военный. Честно скажу, я недолюбливаю эту категорию людей за высокомерие и желание верховодить.

Всё это не про нашего руководителя Он, напротив, произвёл впечатление человека тактичного и обходительного. Достаточно сказать, что у нас не было дежурства на кухне – завтрак и ужин готовил Дамир и, надо отдать ему должное, готовил отменно. Кроме того, с ним было о чём поговорить. Дамир – участник Конжаковского горного марафона, помимо Урала водит группы по республикам Северного Кавказа, интересуется разного рода медитативными практиками…

В лице супругов Павла и Ирины я познакомился с самыми настоящими золотоискателями. Павел даже занимается разработкой оборудования для индивидуального поиска и добычи драгметаллов. С его слов выходило, что затраты на него быстро окупаются, хотя, конечно, здесь многое зависит от везения. С завистью в голосе он поведал историю парня из Украины, который, второй раз в жизни взяв в руки металлоискатель, нашёл античную монету стоимостью 250 тысяч долларов! Павел и Ирина уже девять лет как в теме, но ничего подобного пока не находили.

Владимир, 62 года – самый возрастной участник похода. Именно такими и бывают туристы советской закалки – необычайно эрудированный, предпочитающий альпеншток трекинговым палкам и наделённый завидной способностью в туризме держаться раз выбранной команды (походы выходного дня не в счёт). С ней он и в Адыгее был, и на Камчатке, и в Фанских горах, и на хребте Тескей-Ала-Тоо… Фильмы о походах в эти уникальные места Владимир закачал к себе на планшет и показывал нам по вечерам.

Пропащая натура

Приехав около двух часов дня на базу, мы успели до наступления темноты сходить к каменным останцам с аппетитным названием Блины. Ничего особенного, но первый пункт походного плана выполнен. Пункт №2 – восхождение на Конжаковский Камень – был намечен на утро следующего дня. Перед этим событием я почти не спал – пересидев в бане, вынужден был усиленно отпаивать себя чаем, а после столь же резво бегать в туалет.

Часа за три до подъёма я всё же заснул, а, когда проснулся, удивился произошедшей в погоде перемене. Ночью небо было усыпано звёздами, а теперь их не было видно из-за набежавших облаков. Верхушки елей колыхались от сильных порывов ветра. Тем не менее в половине девятого, точно по расписанию, за нами приехала вахтовка на шасси ГАЗ-33088, и мы выдвинулись в сторону Конжаковского Камня.

Из-за начавшегося снегопада машина ехала очень медленно и высадила нас раньше запланированного места. В дороге те из нас, кто сидел у окна, очистили перчатками стекло от толстого слоя инея и… почти ничего не увидели. За окном было самое настоящее белое безмолвие с розовой полоской зари на горизонте. Будто мы и не на Урале вовсе, а где-нибудь на Памире.

В момент выхода из машины вспомнилась песня «Эх, заманили!», в особенности строчка «про мороз за 30». На самом деле термометр показывал минус 14, но из-за шквалистого ветра со снегом ощущались они очень болезненно. И главное, чем выше мы поднимались, тем сильнее становился ветер. А тут ещё наледь под ногами и так называемый Иовский провал справа от нас. Одно неосторожное движение и тебя сдует в этот самый провал…

Спасибо, что живой

Доведя группу до Иовского плато, в двух километрах от вершины, Дамир принял решение повернуть назад. Единственно правильное решение. Во-первых, потому что после плато начиналась зона курумника с резким набором высоты и, соответственно, более высоким риском быть сдутым порывом ветра. Во-вторых, к этому времени в группе появилась отстающая – девушка Лена. Она явно переоценила свои силы, отправившись на Конжак зимой. Добрую половину пути до плато Лену поддерживали за руки двое парней, так как ей тяжело было идти против ветра.

Кроме того, были опасения, что снег заметёт дорогу и нам придётся возвращаться на базу пешком. И эти опасения отчасти подтвердились. Как потом рассказал Дамир, он четыре километра шёл перед машиной, показывая водителю дорогу – других ориентиров из-за снегопада и сильного ветра не было видно. Мы в это время сидели в фургоне и перекусывали бутерами. В зоне леса ветер утих, и водитель заметно прибавил ходу, а на трассе машина неожиданно сломалась. Но с места поломки до базы было уже рукой подать.

У кого-то из читателей может возникнуть мнение, что я преувеличиваю опасность ситуации, и что при желании на Конжак можно было всё-таки подняться. Таким я советую поискать в Интернете информацию о туристках из Екатеринбурга - Елене Подкорытовой и Елене Осиповой, заблудившихся на спуске с Казанского Камня (вторая по высоте вершина Конжаковского горного массива, всего 1200 метров) в январе 2019 года. Первая девушка к моменту прихода спасателей погибла, а второй пришлось ампутировать стопы.

Мы же на следующий день отменили пункт №3 походного плана – Казанский или Сухогорский Камень – и вместо этого сходили на Чёрный Камень. Его высота 726 метров. Совсем ничего, но даже здесь мы сполна ощутили на себе силу непогоды. Посему вывод: лучше не взойти сегодня, чем никогда больше не ходить в горы или делать это на протезах. До новых вершин!

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх