Анатомия кей-джоба. Часть 2: ода палатке, что такое «чимчильбан» и проблема первого рабочего дня

Общество    08 марта 2020, 00:38
(Фотография: Дмитрий Белявцев)
(Фотография: Дмитрий Белявцев)
Продолжаем публикацию заметок вольного путешественника Константина Каськаева о Южной Корее

Корейская тема сегодня в тренде, и не только благодаря звездам кей-попа, но и потому что в этой стране достойно платят даже мигрантам. Впрочем, высокие корейские зарплаты – это как та самая бочка мёда. При ближайшем рассмотрении в ней становится заметна увесистая ложка дёгтя…Предыдущую часть можно прочитать здесь.

Между Мьянмой и Непалом

У саджана есть связи с предприятиями и фермерами. Те по мере необходимости заказывают ему рабочую силу, поэтому мигранты редко задерживаются на одном месте больше дня. И вообще предложение на рынке сильно превышает спрос. Если в 2012 году мигранты работали почти без выходных, то в 2018-м нормальным считалось быть занятым 3-4 дня в неделю. Уровень зарплат соответственно тоже просел, но по-прежнему остаётся привлекательным для низкоквалифицированных рабочих из бедных стран, таких как Индонезия, Мьянма, Россия, Непал, Киргизия и пр.

В маленьких промышленных городах Кореи, похожих друг на друга как и большинство российских городов, можно найти кафешки с характерными названиями «Samarkand», «Selamat Jatang», «Muslim» - верный признак того, что здесь есть вакансии для иностранцев без рабочих виз. Зарплату выплачивают в конце восьмичасового рабочего дня. В рабочее время не входит час на обед (за счет работодателя) и десятиминутные перерывы через каждые два часа.

Для россиян на срок до двух месяцев виза не нужна. Многие жители нашего Дальнего Востока прилетают в Корею в качестве туристов, нелегально работают здесь 3-5 лет, потом добровольно сдаются миграционной полиции и за счёт корейского правительства возвращаются домой. Повышенным спросом пользуются нелегалы-буряты – с их внешностью легче пережить полицейскую облаву на предприятии, а значит, работодатель меньше рискует быть оштрафованным.

Осенью 2018 года мужчинам платили 90 тысяч вон в день, что в рублях примерно 5500. На стройках или фермах зарплата доходила до 6300 рублей. Девушкам давали самую рутинную работу – какой-нибудь конвейер или фабрика по выпуску сковородок – и платили на треть меньше. От Андрея Чекрыгина мы узнали, что с работой нынче напряжёнка, однако в городке Масонг на границе с КНДР ему иногда перепадала вакансия. Андрей дал координаты самушиля, связанного с предприятиями Масонга, и сказал, что подойти туда нужно к шести утра.

С лёгким паром!

Холодное октябрьское утро в пригороде Сеула. Я проснулся в пять утра в палатке, поставленной в парковой зоне, и позавтракал залитой с вечера гречкой с сухофруктами и халвой. Андрей Чекрыгин, Костя Смирнов и Надя Попова ночевали в корейской бане. Снимать жилье на месяц мы не собирались - вдруг в этом городе нет работы и тогда нужно оперативно переехать в другое место и разведать ситуацию там. Для этого требуется мобильность.

От недостатка мобильности в Корее, кстати, страдают многие мигранты. Обычная ситуация, когда человек работает 1-2 дня в неделю и полученных денег хватает только на жильё и еду. Ему бы попытать счастья в каком-нибудь другом городе, но арендная плата возврату не подлежит, а мотаться каждый день на другой конец страны даже с учётом местной транспортной инфраструктуры (очень развитой) нереально.

Если нужно постираться и помыться, то для этого отлично подходят чимчильбаны или традиционные корейские бани. Платишь 600 рублей и можешь находиться в бане 12 часов. В стоимость входит целый комплекс услуг – душ, сауна, джакузи, комната отдыха, где можно переночевать. Верхнюю одежду оставляешь в специальном шкафу, а сам переодеваешься в выданные тебе футболку и шорты. За дополнительную плату можно поужинать в ресторанчике и получить массаж. Все очень цивильно и здорово, по цене хостела с соседями-бангладешцами.

Однако я отвлёкся. В шесть утра я пришел на улочку, где располагалось сразу несколько самушилей. У того, что мне посоветовал Андрей, почему-то больше всего кучковалось монголов. Когда с опозданием появился саджан, мы подошли к нему и сказали заранее выученную фразу на корейском:안녕하세요, 일이있습니까? 비자는없습니다. В переводе на русский это означает: «Здравствуйте. Работа есть? Виз рабочих у нас нет».

В первую очередь, саджан даёт работу мигрантам со стажем – тех, кого он уже много раз видел в своём самушиле. Новички по этой причине могут по несколько дней ждать заказа. Нам в тот день тоже не повезло. Зато мы воочию увидели, как функционирует корейская система трудоустройства нелегалов.

Операции с болванкой

Так выяснилось, что из-за избытка рабочей силы в крупных городах вроде Сеула и Инчхона, нашлись энтузиасты, которые за 600 рублей с человека возили мигрантовв городки вроде Масонга. В нашем самушиле деньги за транспортировку собирала казашка Вика. Она уже давно живёт в Корее, выучила язык и вышла замуж за саджана. Таким образом на работу попадали сначала те, кто давно был знаком с саджаном, потом те, кого привезла Вика, и только потом новички.

С третьей попытки я, наконец, получил работу. Меня привезли на минивэне к скоплению ангаров и передали в распоряжение корейца в рабочем комбинезоне. Он провёл меня внутрь одного из ангаров, где стояло несколько станков. Мой функционал был прост: из корзины справа взять металлическую болванку, вставить в зажим станка и по очереди нажать на три кнопки. Затем аналогичную операцию надо было сделать с другим концом болванки, но уже на соседнем станке.

Кореец несколько раз показал всю последовательность действий, убедился, что я её запомнил, и удалился. Перед этим мне выдали очки, фартук и перчатки - техника безопасности на фабрике соблюдалась хорошо. Рабочие не говорили по-английски, а я не говорил по-корейски, поэтому главной проблемой первого дня было узнать, где туалет. В обеденный перерыв познакомился с узбеком по имени Раджаб. Узбекистан официально отправляет своих граждан на работу в Корею, то есть Раджаб, в отличие от меня, был легальным трудовым мигрантом.

На работу я устроился в пятницу, поэтому в субботу и воскресенье я был свободен. Вместе с Чекрыгиным я поехал в Сеул. Андрей там разведал русскую православную церковь, где по выходным собиралась местная русскоговорящая тусовка, состоящая из преподавателей вузов, бизнесменов, нелегальных рабочих и советских корейцев, эмигрировавших на историческую родину после развала Союза. (Продолжение следует.)

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх