Спортсмены-фронтовики: воевали, побеждали, умирали…

Достижения    02 мая 2020, 15:49
(Фотография: tatfrontu.ru Воины 146-й стрелковой дивизии на пути следования на фронт. 1942)
(Фотография: tatfrontu.ru Воины 146-й стрелковой дивизии на пути следования на фронт. 1942)
2 мая 1945 года советские войска полностью заняли столицу нацистской Германии – Берлин. В честь 75-летия Великой Победы мы вспомним о советских спортсменах, проливавших кровь на полях битвы. Вечная слава Героем!

Больше всего фронтовиков было в футбольном клубе «Динамо-Казань»

Вспоминая о татарстанских спортсменах, ставших фронтовиками, обязательно пишут и говорят о штангисте Аркадии Воробьёве, баскетболистке Нине Савощенко, шахматисте Рашиде Нежметдинове, чуть реже вспоминают о судье по футболу и хоккею на траве Насыхе Абдулхакове. Тем самым, обделяя свою историю, представители одной соседней страны рассказывают, что дивизии четырёх украинских фронтов полностью состояли из украинцев. Великая Отечественная была общей войной, и тут не может быть ограничений в желании рассказать о подвиге советского народа.

К примеру, ушедший из жизни всего лишь 2,5 года назад Виктор Бучин который воевал на фронте в составе мотострелковой дивизии, стал легендарным тренером по лыжным гонкам, воспитав и татарстанца Фёдора Симашева, и туляка Вячеслава Веденина, и бывшего начальника ФСО России Юрия Крапивина. Мать-природа наделила фронтовика Бучина богатырским здоровьем, и он дожил до 98 лет.

А вот ещё один фронтовик Владимир Павлов прошёл не только Великую Отечественную, но и Финскую войну, а в мирной жизни воспитал первого татарстанского олимпийского чемпиона – штангиста Александра Курынова.

В подзабытой сейчас команде «Динамо-Казань», которая выступала в чемпионате СССР по футболу в тридцатые годы, играли сразу несколько будущих фронтовиков: Николай Голицын, Алексей Костылев, попавший в плен, в концлагерь «Маунтхаузен», а также Виктор Пуховский, Николай Степанов…

Да, они не уроженцы Татарии, и после войны они уже не вернулись в Казань, за исключением Виктора Гуляева, но это были советские люди, которые ковали общую победу.

А кто-то и не дожил, как главный тренер казанского «Динамо» Лазарь Коген, которого расстреляли в Бабьем Яру.

Как любитель бабочек Алишера Усманова тренировал

Футболист из Смоленска Михаил Бозененков не смог проявить себя на поле, и ещё до войны поступил учиться в Минске на тренера. Не доучился, и ушёл на фронт, где стал командиром взвода полковой разведки. Вернувшись в Минск, доучился, возглавил команду, с которой вышел в Класс А, аналог нынешней Премьер-Лиги. Команда ему досталась в соответствии с велением времени, могли и играть, и выпивать. Когда последний процесс стал превалировать над первым, бывший фронтовик не стал прибегать к репрессиям. Устроил двусторонку с дублерами, которые раскатали побухивающих игроков основы: 5:2.

Кстати, Бозененков заканчивал войну в Кёнигсберге (Калининград), как и фехтовальщик Владимир Гансон. Хотя любой энтомолог скажет, что Гансон не просто фехтовальщик, а один из лучших российских специалистов по бабочкам. Гансон сумел объединить два своих увлечения, будучи на Суматре (Индонезия), где работал тренером местной сборной по фехтованию, и отдавая свободное время изучению богатой флоры и фауны этой страны.

Кстати, заграничные командировки зачастую были предметом раздора во времена СССР, и нет ничего удивительного в том, что бывшие фронтовики зачастую удостаивались чести работать в них. К примеру, Бозененков одним из первых советских тренеров уехал за границу, тренируя в Бирме (ныне Мьянма). Боксёр Андрей Червоненко произвёл фурор на Кубе.

А Гансон сам рассказывал о себе в рубрике «Разговор по пятницам», поскольку её ведущие Юрий Голышак и Александр Кружков успели застать эту легендарную личность в здравии. Правда, интерес был «шкурный, поскольку Гансон тренировал там самого Алишера Усманова. Но помимо будущего бизнесмена подготовил и трёх чемпионов мира - Виталия Логвина, Валерия Лукьянченко и Бориса Фоменко. На фронте Гансон был с 1943-го, несмотря на «двойную» бронь, и как гимнаста, и как рабочего химзавода.

«Но я упёрся», – объяснил свой порыв Гансон, вспоминая о войне, что «кого-то война не отпускает – потому что ничего ярче в жизни не было. А у меня самое интересное произошло после…».

Поскольку после войны врачи запретили Гансону гимнастику, то легендарный фехтовальщик Виталий Аркадьев, брат не менее легендарного футбольного наставника Бориса Аркадьева, предложил юноше альтернативу.  И это ещё одно удивительное обстоятельство тех лет, когда фронтовики могли и в спорт прийти, чтобы начать побеждать, и новый вид спорта освоить, выращивая будущих чемпионов. К примеру, грузин Нодар Джорджикия уже после войны освоил баскетбол, и стал в составе сборной серебряным призёром Олимпиады 1952 года. Гвозди бы делать из этих людей!

Советским человеком мог стать любой

Два армянина, родившиеся даже не в СССР, а в Турции, и стали советскими солдатами, и работали на благо нашей тяжёлой атлетики, уже после войны. Павел Гумашян родился в Эрзуруме, Юрий Саркисян - в Константинополе, ныне Стамбул. Их семьи сбежали в Россию и СССР после геноцида армян. Занимались тяжёлой атлетикой, затем Гумашян воевал, получив ранение под Харьковом, а Саркисян дошёл до Берлина. После войны стали тренерами, вырастив двух олимпийских чемпионов на двоих, и по несколько членов сборной СССР.

Старший лейтенант Александр Канаки по национальности был греком из Крыма. До войны занимался татаро-башкирской борьбой куреш, потом попробовал себя в толкании ядра. На одной из боевых операций разрывная пуля раздробила лучевую кость правой руки. Комиссовавшись, кавалер трёх боевых орденов, начал опробовать себя в мирной жизни, но рука уже не могла удержать ядро. Тогда Канаки перешёл в метание молота, и выиграл чемпионат СССР 1948 года с результатом, который позволил бы ему стать на Олимпиаде того же года серебряным призёром.

Два брата Вячеслав и Сергей Щербаковы занимались боксом. Сергей Щербаков получил ранение, которое едва не привело к ампутации ноги, и только его уговоры заставили хирурга перейти к консервативному лечению. А вот Вячеслав Щербаков потерял руку в бою. В итоге однорукий наставник стал тренером своего старшего брата Сергея и привёл его к серебру Олимпиды-1952. Проиграл он там поляку Зыгмунту Хыхле, тоже фронтовику, воевавшему в рядах Второго Польского корпуса, несколько странного военного формирования, больше путешествовавшего, чем воевавшего. Судьба Хыхлы повторила судьбу его однополчан, которые отправились в эмиграцию сразу после войны, а бывший чемпион сбежал в ФРГ спустя 25 лет, после её окончания.

Данила Багров



Вернуться назад






Новости рубрики

22.01.2026 Радмир Беляев побывал на строительных объектах Нижнекамска Партдесант посетил детский сад, где стартует капремонт, автовокзал, будущий фиджитал-центр и мечеть
22.01.2026 В Дубъязах запланирован частичный ремонт сельского дома культуры и здания судебного участка Итоги прошедшего года и планы на текущий обсудили в Дубъязском сельском поселении




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх