«Вверхшифтеры выходного дня»: По горам моей памяти

Общество    10 мая 2020, 11:08
(Фотография: Михаил Моисеев)
(Фотография: Михаил Моисеев)
В ситуации нынешней неопределённости, особое удовольствие доставляет просмотр фотографий из походов прошлых лет.

Так, первомайский материал (здесь) напомнил мне о том, как я впервые побывал на Кавказе. Было это в июле 2015 года…

Разговор на кухне

Всё началось с желания сгонять летом куда-нибудь в горы. И чтобы это был не просто треккинг, а серьёзное мероприятие с верёвками, обвязками, жумаром и прочими альпинистскими прибамбасами. Благо, было у кого их одолжить и где научиться пользоваться. Ещё был страх высоты, который я давно мечтал побороть, но всё не мог найти подходящего повода.

Забылись детали того, как я вышел на руководителя похода Мишу Моисеева. Помню только, что это было в «ВКонтакте», и что Миша готов был меня взять в команду только при условии предварительного очного знакомства. Условие разумное, но мотаться ради этого в Москву мне не хотелось, и я написал: «Нет». А Миша взял и отказался от своего требования, потому как включение в группу нового участника удешевляет расходы на питание и заброску в расчёте на одного человека.

К Мише и его супруге Ане я прибыл за два дня до вылета в Минеральные Воды. Аня – милая во всех отношениях девушка с великолепным (до акцента) знанием немецкого, а Миша… Миша – тоже милый, но со странностями. Так, мы потратили с ним полдня на забивание в специальную таблицу сведений о пищевой ценности каждого наименования походной раскладки. Речь о нескольких видах шоколадных батончиков, печений, орехов, сушёных закусок и т.д. Всё это в итоге в полном составе перекочевало в наши рюкзаки, так что непонятно зачем мы мучились с таблицей.

За день до вылета новая цель – приготовить пеммикан. Так называется варёное в жиру мясо. Вкус на любителя, зато в сравнении с традиционной тушёнкой в нём нет ничего лишнего. Ну и намучились мы с этим пеммиканом! Первая попытка его приготовить закончилась неудачей – варево пригорело, и было забраковано. Второй раз мы стали готовить пеммикан глубокой ночью. Запомнилось, как Миша уступил мне дежурство у газовой плиты, а сам пошёл спать. А затем вернулся и добавил: «Если пригорит, убью!» Нет, всё-таки зря я отказался от предварительного знакомства…

Привальное настроение

В аэропорт мы поехали не выспавшимися. Чего нельзя было сказать о других участниках группы. Пользуясь случаем, кратко охарактеризую каждого из них. Олег – три с половиной года служил в армии, увлекается прыжками с парашютом и может при необходимости сесть за штурвал самолета. Илюха – заядлый велотурист, обладатель длинных волос и серьги в ухе. Рома – самый молодой участник похода, что не особо заметно из-за его хипстерской бородки, и большой ценитель ренессансной литературы. Он даже томик Эразма Роттердамского взял с собой в поход.

До отправной точки маршрута – реки Зеленчук, нас доставили на легковушках двое пятигорских таксистов. По цене вышло дорого, что можно поставить в минус к организации похода – о заброске договариваются заранее. Зато мы сполна прочувствовали колорит местных водителей. Они на Кавказе любят рёв моторов, жутко лихачат и дают друг другу забавные прозвища. Например, я вместе с Моисеевыми сел в машину к Паровозу.

 После завтрака, приготовленного, как и полагается настоящим туристам, на газу, мы перешли последнюю перед началом маршрута асфальтированную дорогу и начали медленный набор высоты. С непривычки первые часы похода дались очень тяжело. С неба немилосердно палило солнце, верхняя одежда противно липла к телу, в голове только одна мысль: «Скорее бы привал».

К середине дня вышли из зоны леса. Вдалеке показались горы, покрытые зеленью как на пачках чая «Гринфилд», и яркая достопримечательность этих мест – обсерватория с самым большим в России телескопом. Остаётся назвать одну из целей нашего похода – Имеретинские озёра, и увлечённые туризмом читатели сразу определят, что мы решили сделать траверс хребта Абишира-Ахуба. Это в Карачаево-Черкесии, не так далеко от границы с Абхазией.

50 оттенков синего

У каждого горного района своя красота. Фишка Абишира-Ахуба – в озёрах с водой цвета всех оттенков синего. К озёрам мы вышли на третий день похода, а до этого утоляли жажду из многочисленных ручьёв. Данное обстоятельство очень испугало Олега. Он так боялся заразиться гельминтами от домашнего скота, который частенько встречался на маршруте, что почти весь поход добывал воду, растапливая снег при помощи горелки.

На второй день похода на хребет, по которому мы шли, опустились облака. Они были такими густыми, что одежда и обувь стали мокрыми, по крайней мере, у меня, купившего всё самое дешёвое. Откуда не возьмись появились черкесы – верхом на конях, а кто-то и с ружьём за спиной. Они указали нам на некоторые ошибки в ориентировании на местности и пригласили в кош на ужин. Миша, на правах руководителя, вежливо отказался, потому как у нас и своей еды было хоть отбавляй.

К середине третьего дня наша группа с небольшим отставанием от графика выбралась на перевал Архыз. Отсюда открывался совершенно фантастический вид на одноимённый курорт, остроконечные пики Главного Кавказского хребта (уже не «Гринфилд», а студия «Парамаунт») и на едва различимые с такого расстояния белоснежные шапки Эльбруса на горизонте.

Смех да не только

В отсутствии каких-либо приключений и ЧП в памяти откладываются примечательные детали походного быта. Я всегда стараюсь в походе поддерживать тело и одежду в чистоте. При любой возможности купаюсь и стираюсь, но всё равно жара и нагрузки в том походе давали о себе знать. Особенно это ощущалось ночью в палатке, где интеллигентный Рома, желая сделать наш отход ко сну более комфортным (в трехместной палатке спало четверо), расположился к нам валетом.

Ромины стопы сорок шестого с половиной размера надёжно укрывал брендовый спальник, что, однако, не защищало от запаха, вызывавшего ассоциации с химическим оружием. Успокаивала мысль, что Рома мучается в три раза больше нашего и пахнущая скипидаром мазь, которую Олег использовал для снятия боли в мышцах.

Выше двух тысяч метров (максимальная отметка, на которой мы находились в том походе, была в районе 3200) может давать о себе знать горная болезнь. В нашем случае это проявлялось в смехе. Мы ухахатывались по любому поводу. Рома обгорел на солнце и с него слезает лоскутами кожа – смеёмся, я, по неопытности, привязал каску к рюкзаку, что является грубым нарушением техники безопасности, – опять смеёмся…

В целом группа подобралась удивительно правильная. Мы не курили, не пили, аккуратно вплоть до кожурок от колбасы собирали мусор в челночную сумку, переноска которой входила в обязанности одного из дежурных. Ложились спать в детское время, рано вставали, в часы досуга пели песни из репертуара русских рок-групп, играли в игры типа «Крокодила» и устраивали коллективные читки «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского.

Точка невозврата

Жена, посмотрев на мои тренировки в турклубе, провожала меня на Кавказ спокойно, а вот родители – как в зону боевых действий. Ещё бы, мне ведь предстояло забираться по верёвке на почти отвесные скалы и таким же макаром спускаться с них. На самом деле при наличии снаряги и навыков обращения с ней, которые можно приобрести за 2-3 недели интенсивных тренировок на любом скалодроме, подъёмы и спуски с верёвкой безопасны. И уж точно комфортнее некатегорийных перевалов с густой травой, на которой так легко поскользнуться и подвернуть ногу.

И всё же перед первым спуском с верёвкой я заметно волновался. Масла в огонь подливала стоявшая с нами на перевале группа туристов из Украины, чья руководительница своими советами ввела меня в состояние легкого ступора. Но вот пришла моя очередь, я преодолеваю точку невозврата, и на сердце становится спокойно. Высота перевала больше не кажется запредельной, а алгоритм действий сложным: правой рукой отпускаешь верёвку, левой – толкаешь прусик, в месте, где кончается первая верёвка – цепляешь страховочный ус за станцию…

Наконец я внизу, свободен от веревки и, в ожидании спуска оставшихся на верху товарищей, делаю памятное селфи. О волнительности произошедшего напоминает только жар в теле. Из-за него я не замечаю холода, идущего от снежника, хотя другие ребята внизу уже давно надели флиски.

Если б он был улар…

За что я ещё люблю походы, так это за особое восприятие времени. Оно здесь тянется медленно, как в детстве, и только под конец убыстряется. Ещё недавно я с волнением ожидал первого спуска с верёвкой, и вот уже очередь второго перевала категории 1Б с техничным названием «17-северный», а это значит, что экватор похода пройден.

Перевал оказался легче, чем мы ожидали. На подъёме надо было провешивать веревку, для чего Миша запланировал полуднёвку, а спуск обошёлся без снаряги. На середине перевала мы увидели кавказских уларов – крупных птиц, известных тем, что необходимую для жизни воду получают исключительно из растительной пищи. Вот бы Олегу такую способность…

Трудным оказался предпоследний перед выходом в цивилизацию день. В описании маршрута было написано, что на спуске с перевала Чилик к Загеданским озёрам не нужно провешивать верёвки. На самом деле надо, причём в количестве, превышающем наши сто метров. Пришлось обходить перевал, теряя с таким трудом набранную высоту (около 800 метров). Но ладно терять, её ведь потом придётся снова набирать.

Набирать пришлось в траве по грудь и в страшную жару. Выйдя из лагеря раньше остальных я, тем не менее, отстал и на последнем участке подъёма плёлся в хвосте. Но, кажется, у меня открылось второе дыхание. На перевале надо было идти далее по хребту вниз, а я, отдышавшись, напористо полез вверх. Чем, конечно, рассмешил остальных.

Но вот и признаки цивилизации: пыльная дорога, мост через Лабу и пляжик около него, дорожный указатель с названием посёлка - Дамхурц. Дожигаем газ, чтобы приготовить кипяток для сублимированных супчиков (молодец Миша – к концу похода из продуктов только они и остались), купаемся в реке с риском быть унесёнными стремительным потоком и идём ловить машину до посёлка Псемён, где к благам цивилизации должна прибавиться связь.

Под машиной имеются в виду лесовозы КамАз – бесплатное местное «такси» для тех, кто не боится тряски в кузове. С пересадками на обычный транспорт за сутки мы доехали до Пятигорска. А там чуть было не купили экскурсию в Грозный. В последний момент отказались от этой затеи, потому как цена кусалась, и нас поджимала дата вылета. На это лето один из вариантов отдыха тоже предусматривал визит в Грозный, но в мои планы вмешались известные обстоятельства. Будем надеяться на лучшее…

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

29.10.2024 Спортплощадки, тренировочная база и ФАПы – объекты народной программы в трёх районах Татарстана В Кукморе открылись универсальные площадки, в селах Нижнекамского и Новошешминского района возвели медпункты
28.10.2024 Парк, дворы, дороги и переходы – объекты народной программы «Единой России» в Татарстане Партдесант, в который вошли члены партии, активисты «Молодой Гвардии», работал в 4 районах республики
25.10.2024 Бойцы СВО получили гуманитарную помощь от земляков Сабинского и Тюлячинского района В 20 тонн гуманитарной помощи вошли стройматериалы, одежда, техника




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх