Глава Минздрава Татарстана о ситуации с COVID-19: «Нас обвиняют, что мы даём неправильную статистику…»

Общество    17 июня 2020, 17:10
(Фотография: пресс-служба Президента РТ)
(Фотография: пресс-служба Президента РТ)
​​​​​​​Сегодня министр здравоохранения Татарстана Марат Садыков в ходе онлайн-эфира «Коронавирус в Татарстане: как справляется система здравоохранения?», длившегося более полутора часов, отвечал на самые злободневные вопросы, касающиеся COVID-19.

Глава Минздрава РТ опроверг слухи о занижении коронавирусной статистики в республике. Портал «Вверх» приводит наиболее интересные выдержки из беседы с Маратом Садыковым.

Кризис здравоохранения мира

COVID-19 отличают масштабность и быстрота распространения вируса, отсутствие опыта и определённых эпидемиологических данных. Мы не имеем специфического лечения, вакцин, коллективного иммунитета. Ни одна страна мира, ни одна система здравоохранения за последние 50 лет не сталкивалась с таким кризисом. Да, это кризис здравоохранения мира.

Российская система здравоохранения сохранила определённые элементы системы здравоохранения Советского Союза, которую отличали мощная система контроля работы Роспотребнадзора, системы правильной сортировки и лечения. Системе здравоохранения Татарстана было оказано доверие, и первых ковидных пациентов из круизного лайнера в Японии привезли именно к нам. Все пациенты были выписаны домой здоровыми. Это дало нам определённый опыт в лечении новой коронавирусной инфекции.

Я убеждён, что все ограничительные мероприятия в Татарстане и в России в целом позволили системе здравоохранения выстроиться, понимать ситуацию и быть готовыми к оказанию качественной медицинской помощи.

Какова смертность и заболеваемость пневмонией в 2020 году в РТ?

Система здравоохранения оценивается по показателю общей смертности. В 2019 году в Татарстане был самый низкий показатель общей смертности практически за последние 15-20 лет. В этом году общая смертность находится в тех же пределах, если взять аналогичные данные за 5 месяцев 2018 и 2019 годов. Могу сказать, что в 2018 году за 5 месяцев показатели были даже выше, чем в нынешнем. Повышения смертности, я официально хочу заявить, – нет.

Мы мониторим и европейскую статистику. Там фиксируется, будто все умерли от COVID-19. Но мы все забыли о том, что основная смертность населения была по двум причинам – сердечно-сосудистые заболевания и онкология. Как будто в определённый период эти заболевания практически исчезли. И вдруг в 2020 году этого не стало, и все начали умирать от COVID-19. Этого не может быть! Например, в той же Испании, проанализировав причины смертности, стали говорить, что пациенты умерли совершенно от другого заболевания, а не от коронавируса.

Также многих волнует заболеваемость пневмонией. Это понятно, потому что органом-мишенью стали лёгкие. Могу сказать: да, заболеваемость пневмонией у нас увеличилась. Почему так происходит? В нашей статистике 2018-2019 годов было указано, что диагноз поставлен, когда пациент обратился в лечебное учреждение. Но мы не видели подводную часть айсберга, когда многие пациенты переболели на ногах, не обращаясь в лечебное учреждение. А потом приходили с осложнениями и последствиями. Коронавирус изменил ситуацию и повлиял на увеличение заболеваемости по пневмонии, но он не увеличил смертность от пневмоний. Этот показатель находится в пределах такого же уровня, как 2018-2019 годах.

Занижают ли в Татарстане статистику по COVID-19?

Нас часто обвиняют, что мы даём неправильную статистику. Некоторые говорят, что мы занижаем данные по коронавирусу. Диагноз COVID-19 ставится по результатам теста, клиническим симптомам и инструментальными методами (компьютерная томография и т.д.).

Иногда тестирование показывает отрицательный результат, но при этом есть клинические симптомы и КТ-исследование, которое доказывает заключение – так называемое матовое стекло подразумевает наличие вируса. Поэтому есть разница в статистике, когда мы ставим COVID, где есть все три признака. Но в нашей системе мы по двум признакам идём под вопросом (то есть таких пациентов не учитывают в федеральной статистике, но в Татарстане их считают ковидными больными коронавирусом – прим. ред.)

Несколько месяцев назад все предварительно положительные анализы отвозили в Новосибирск, Нижний Новгород и Москву. После подтверждения положительного результата ставился диагноз COVID-19. Сейчас в Татарстане работают подведомственная клиника и частные медучреждения, в которых делают тестирование на COVID-19.

Пройден ли в Татарстане пик заболеваемости?

Пик, можно сказать, мы уже прошли. Я не Вольф Мессинг, не могу предугадать, что будет через полгода. Но есть математические модели, как развивается эпидемия в других странах. Я не исключаю её второй волны.

Глава Минздрава РФ прогнозирует, что мы вернёмся к нормальной жизни в феврале 2021 года. Но хочу сказать, что за это время мы набрались опыта, подготовились. Например, нашим Президентом Рустамом Миннихановым принято решение о строительстве инфекционной больницы, которая будет обустроена по всем требованиям санитарно-эпидемиологических норм. 15 августа мы должны запустить больницу. Коронавирус изменил нашу психологию, мы сейчас живём в новых реалиях.

Учитывая опыт в Китае (где на оптовом рынке в Пекине возникла новая вспышка коронавируса – прим. ред.), мы делаем математические модели и немного настороженно подходим к этим вопросам. К сожалению, последние десятилетия на инфекционную службу не обращали должного внимания. Коронавирус подтолкнул на развитие этого направления, которое, думаю, будет обеспечено и достойно выдержит удар.

Сколько аппаратов ИВЛ в Татарстане остаются свободными?

По рекомендациям Минздрава РФ мы должны были развернуть 2577 коек для ковидных больных и 902 койки с аппаратами ИВЛ. На данный день на ИВЛ находятся 58 человек. Причём, эти пациенты и с COVID-19, и с другими причинами пневмоний.

Кому делают тесты и как лечат COVID-19?

При возникновении подозрений на коронавирус следует обратиться в поликлинику, сказать, какие имеются соответствующие жалобы. Если появляется температура, и есть ряд специфических симптомов, то следует обратиться уже непосредственно в клинику. Далее идёт следующая методика: берут мазки, делают тест на коронавирус, смотрят симптомы, делают компьютерную томографию – и в комплексе, оценивая тяжесть заболевания, лечат на дому или, видя по КТ определённую площадь поражения лёгких плюс серьёзную дыхательную недостаточность, то, конечно, госпитализируем в стационар под контроль врачей.

У вируса – длительный инкубационный период. Даже если вы сдали отрицательный анализ сегодня, это не гарантирует, что через три дня у вас не будет положительного теста на коронавирус. Поэтому не надо переживать истерически какие-то моменты. Если появились симптомы – температура, потеря обоняния и другие – тест можно сдать. В первую очередь, мы проверяем медицинских работников, которые находятся в красной зоне.

Схема лечения с марта в целом не поменялась. Есть препараты отечественного производства: «Гидроксихлорохин», «Авифавир». Но «Авифавир» имеет ряд осложнений. Я призываю всех жителей республики: не занимайтесь самолечением, обращайтесь к специалистам. Мы в несколько раз увеличили проведение компьютерных томографий органов дыхания. И получили интересные результаты: помимо пневмоний, мы начали много выяснять онкологий. Худа без добра не бывает – это хороший метод раннего выявления рака лёгкого и туберкулёза.

Относительно изменений в лечении: для тяжёлых пациентов мы начали применять сыворотку переболевших с антителами. Метод оказался эффективным для тяжёлых больных. Правда, из 17 пациентов, которым переливали сыворотку, двое умерли, но, во-первых, они были старше 75 лет, во-вторых, у них были хронические заболевания – и сахарный диабет, и ожирение, и острая сердечная недостаточность, и нарушение мозгового кровообращения.

Когда будет доступна вакцина?

Вакцину делают практически во всех странах. В России «Вектор» уже выходит на клинические испытания. Думаю, в сентябре будут определённые результаты. В Татарстане работы по изобретению вакцины ведутся в Казанском федеральном университете. По нам результаты будут, думаю, не раньше конца года.

Аховая ли ситуация в Набережных Челнах?

Когда к нам привозят пациентов, мы не знаем, ковидный он или нет. Так же, как и в Набережных Челнах. Там идёт сортировка: те, у которых не вирусная пневмония, мы отправляем в отрицательные по вирусу лечебные учреждения. Это эпидемиологически правильный подход. Те пациенты, у которых подтверждён коронавирус, направляются в провизорные ковидные госпитали. В Челнах провизорным госпиталем была инфекционная больница. В определённый период поток, состоящий и из обратившихся самоходом, и приехавшим на скорой помощи, приёмный покой не смог физически сразу переработать. Это очень ответственный момент: мы же не можем непроверенного пациента отправить в чистый госпиталь, чтобы там произошёл очаг. Проанализировав ситуацию, мы открыли ещё один сортировочный госпиталь в 5-й городской больнице Челнов.

Сегодня в одном из СМИ вышла статья, что в Челнах просто аховая ситуация, по 2-3 человека умирают ежедневно. Я сам был в инфекционной больнице, прошёл в красную зону и лично с каждым пациентом поговорил. На ИВЛ там лежали четыре человека. Мы постоянно мониторим ситуацию в автограде – сейчас там находятся вице-премьер РТ Лейла Фазлеева и мой первый заместитель.

Сколько врачей заболели COVID-19?

Очень маленький процент заболевших медработников трудятся в ковидных госпиталях. Они не только защищены, они очень щепетильно, согласно всем требованиям, относятся к ношению средств индивидуальной защиты.

Основной вопрос – врачи нековидных госпиталей. В тех же Челнах, а мы ничего не скрываем, заболели врачи СПИД-центра. Одна из наших коллег умерла. В таких лечебных учреждений наибольший процент среди заразившихся. На сегодняшний момент около 400 таких врачей с подтверждённым диагнозом. По ним работает комиссия ФСС и Минздрава – по выплатам страховок.

Как организуют голосование по поправкам в Конституцию РФ для ковидных больных?

Каждый гражданин, независимо от пандемии и эпидемиологической обстановки, имеет право проголосовать и сделать свой выбор. Во всех госпиталях и лечебных учреждениях, где лежат нековидные или пациенты с подозрением на COVID-19, будет обеспечено исполнение их права. Наш основной вопрос – обеспечить безопасность членов избирательных комиссий.

Не всем членам ЦИК и ТИК будут делать анализы на коронавирус. Если появятся признаки ОРВИ – мы тут как тут. Мы будем брать у них анализы, делать тесты. В случае возникновения симптомов система будет как при любом пациенте с подозрением на COVID-19: анализы, компьютерная томография и так далее. Членам избирательной комиссии с подозрением на заболевание допуска не будет. На избирательных участках будут работать медицинские работники, которые периодически будут измерять температуру и при необходимости помогать как членам комиссий, так и избирателям. Эта система отработана.

Не расслабляться

COVID-19 никуда не уйдёт, он будет жить с нами десятилетиями, постоянно. Этот вирус найдёт своё место в ассоциации других вирусов. У нас должен выработаться иммунитет к этому вирусу.

Уважаемые жители республики: нельзя расслабляться. Надо соблюдать все рекомендованные меры, особенно социальную дистанцию. Надо очень внимательно относиться к себе, своим близким, особенно родителям, бабушкам, дедушкам. 

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения
10.04.2024 Креативное пространство, школу и два спортцентра посетили татарстанские единороссы в рамках партийного десанта Объекты обновляют в рамках народной программы партии «Единая Россия»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх