Автор граффити Бодрова в Казани: «Я не против коммерции – это мой хлеб, но хочется большей свободы»

Интервью    17 июля 2020, 13:25
(Фотография: из личного архива Никиты Маркина)
(Фотография: из личного архива Никиты Маркина)
Как граффитист мечтает увидеть Казань в образе Лос-Анжелеса...

На днях в Казани на ул.Каучуковая (на стене завода ЖБИ-2) появился мурал с изображением актёра Сергея Бодрова-младшего в образе главного героя фильмов «Брат» и «Брат-2» Данилы Багрова. Автор граффити Никита Маркин в интервью порталу «Вверх» рассказывает, как из учителя ИЗО в школе можно стать граффитистом, и возможно ли таким ремеслом прокормить семью.

По информации пресс-службы Минмолодёжи РТ, с начала 2020 года в Казани появилось сразу несколько масштабных граффити. Это муралы «Габдулла Тукай», сказки Габдуллы Тукая, открытка ветерану в честь 9 Мая, а граффити бомбардировщика Пе-2.

- Появление мурала с Сергеем Бодровым и надписью из фильма «В чём сила, брат? Сила в правде» вызвало бурные обсуждения в соцсетях и выход новостей в ведущих изданиях. Идея с Бодровым была вашей или это граффити на заказ?

- Эта работа выполнена по заказу завода ЖБИ-2. Мы начали сотрудничество с конца этой весны с ягодно-фруктового оформления бетономешалок. Завод нашёл меня через общих знакомых, пришёл соответствующий запрос. Мы сразу обсудили фронт работ по бетономешалкам и оформлению стены, но работу начали именно с миксеров. Сейчас по городу ездят 8-9 бетономешалок. А после этого я приступил к изображению Бодрова.

Изначально мы обсуждали оформление отрезка стены площадью 5X5 метров. Рассматривались варианты привязки к логотипу ЖБИ-2, связи изображения с бетоном, цементом. Набросали несколько вариантов – были идеи завязать граффити на изображении фруктов. Были также варианты с изображением животных и листвы. Мы перебрали множество вариантов – и из сферы деятельности завода, и просто что-то яркое, чтобы была корреляция между бетономешалками и стеной.

Но затем концепция резко поменялась, и представители завода прислали мне одно из граффити Бодрова, сделанное в другом городе. Они попросили придумать, как можно реализовать проект у нас. Стояло несколько задач – и по бюджету, и по размерам, по времени. В итоге мы пришли к стилистике поп-арт – я сам очень люблю этот стиль, сам фанат комиксов, всей истории с современным искусством, наследия Энди Уорхола.

- Как проходила работа непосредственно по созданию мурала?

- Буквально за час мы перенесли все контуры, когда уже стемнело. В эту же ночь за пару часок закатали основные плоскости. И на следующий день буквально за пять часов работа была выполнена. То есть без учёта обсуждений, эскизов и согласования окончательного варианта, мы с напарником сделали работу примерно за 8 часов.

Колорит мы подобрали, исходя из логотипа завода. Он очень хорошо вписался. Потому что если мы бы взяли что-то стандартное – например, оттенки серого, – они бы смешались со стеной, это не было бы так ярко. А сейчас есть и привязка к заказчику, и яркость в работе, которая бросается в глаза. В работе мы использовали фасадную акриловую краску.

- Каковы размеры вашего мурала?

- Высота стены 8 метров. Мы не дошли до края буквально полметра, чтобы композиционно работа смотрелась хорошо. Ширина стены – 12 метров. То есть общий размер мурала - порядка 50 квадратов.

- Где Бодров, а где ЖБИ-2… Связь, конечно, не совсем очевидная…

- Да, связь не прямая. У нас были различные концепции и в плане надписи. Рассматривались варианты «Сила в бетоне», чтобы как-то обыграть тематику. Но в итоге было решено оставить каноничную фразу, чтобы это было понятно с первого раза, и сохранилась аутентичность персонажа. Связь действительно не очевидная – тут скорее отсылка к силе, стабильности, тем более, учитывая время, в котором мы варимся этот год.

- Вы следите за откликом к вашей работе?

- Да, я вижу, что эта работа зашла. Мы очень рады. С партнёром списываемся, он скидывает ссылки на разные источники с новостями. И вообще персонаж Сергея Бодрова из «Брата» - очень сильный для России, для нашей культуры. Люди пишут комментарии и по этому поводу, и по поводу того, чтобы мы взялись за такую работу в наше время. Так что сами очень радуемся фидбэку.

 

- А с ярким оформлением бетономешалок это была ваша задумка или просто заказ от ЖБИ-2?

- Изначально они увидели варианты оформления на фестивалях рисования на бетономешалках. У нас изначально было три воплощённых примера, когда на миксерах рисовали ананас, арбуз и клубнику. А дальше мы уже начали фантазировать – я предложил различные варианты и по фруктам, и по вариантам композиции, размещения. Первые несколько бетономешалок мы разрисовывали цельным фруктом, а последние два мы сделали, будто цитрусовые нарезаны колечками, а яблоки уже в виде россыпи – какие-то разрезанные, какие-то боком лежат. Работа с бетономешалками продолжается, так что думаем дальше.

- Какая работа на бетономешалке у вас сейчас любимая?

- Мне самому очень зашли цитрусовые. Они очень ярко смотрятся – там используются чисто жёлтые, оранжевые оттенки. И хорошо бросаются в глаза. Но они все достаточно интересные. Когда я впервые подошёл к бетономешалке, то не сразу смог понять, как вообще работать с этой поверхностью. Однако в итоге получился интересный проект.

- Помимо ЖБИ, у вас были другие крупные заказчики?

- Заказ граффити с Бодровым скорее стал логичным продолжением работы, которая у меня пошла в этом полугодии. Буквально в январе я уезжал в Москву почти на месяц. Там я расписывал холлы в новом жилом комплексе Sky Skolkovo. Было создано порядка 15 изображений различных городов на стенах в лифтовых холлах.

Сразу после карантина я работал над росписью стен в детской поликлинике в Иннополисе. Сам я проработал учителем ИЗО в школе Иннополиса. А Иннополис – это большая деревня, так что вышли на меня, мы обсудили концепцию. В итоге всё детское отделение мы расписали животными. И работал не аэрозолью, а акриловой интерьерной краской.

- Что в принципе должно произойти, чтобы учитель ИЗО стал художником граффити?

- На самом деле, граффити я занимаюсь больше 10 лет. Мой учитель по граффити Рустам Кубик (QBic, уличный художник – прим. ред.) сейчас создает настенную роспись на фасаде в ЖК «Малиновка». У него я занимался два года, когда заинтересовался всей этой темой. Я понял, что художественного во мне не так много. Начал заниматься частно, поступил в университет (кафедра дизайна КФУ). И на третьем курсе от Рустама пришло сообщение, что в 19-й гимназии, которую я сам окончил, требуется учитель ИЗО для старших классов. В итоге два года я проработал в 19-й гимназии, потом на четыре года пришёл в школу Иннополис, за моими плечами также -преподавание в Международной школе Казани. Так что в педагогике я успел повариться.

Но ко мне пришло осознание, что не надо далеко отходить от своей природы – стоит больше заниматься развитием в творческом русле. К тому же, мой сын начал расти, и с ним тоже хотелось проводить время. А то я выезжал из дома в 7 утра, полтора часа добирался до Иннополиса и возвращался уже поздно вечером. И я понимал, что моего личного потенциала в граффити больше, чем я успеваю реализовать. Почти год прошёл с моего увольнения из школы, и плоды правильности решения уже можно увидеть.

- Насколько это занятие может прокормить семью? Тем более, что движение граффити стало легальным, и уже бизнес начинает использовать его возможности…

- В том-то и дело. Если бы я этим начал заниматься граффити раньше, думаю, что достиг бы уже больших высот собственного развития и объёмов заказов. Но сейчас я откатился немного назад, вернулся в тот период, когда работал над граффити и заказами. Сейчас происходят толчки за толчками в развитии. Только за последние полгода портфолио пополнилось выполненными заказами в Москве, Иннополисе, Казани, огромным количеством работ в частных домах, квартирах – от фресок до оформления детских комнат. Я никак не ограничиваю свою клиентскую базу – это и семьи, которые просто хотят расписать комнату для своего ребёнка, и люди, которым нужно красиво оформить гараж, и клиенты - вплоть до крупных компаний и учреждений.

- То есть эта деятельность реально может прокормить семью?

- Более чем.

- Можете раскрыть размер ваших гонораров?

- Квадратный метр работы будет стоить от 1 до 5 тысяч рублей. Если это совсем небольшой заказ в каком-то офисе, цена может быть чуть выше. Я могу сказать, что за работу в Москве мне заплатили порядка 200 тысяч рублей.

- Как происходит ваше общение с коллегами по цеху, потому что в Казани движение граффитистов достаточно развито? Или вы ревностно относитесь к работам других мастеров?

- Для меня Вселенная изобильна. У меня такого нет: «Ах, они нарисовали, значит, мне работы будет меньше». Сейчас если я не на стене, то, скорее всего, делаю эскизы к будущим проектам или занимаюсь другим своим творчеством. Так что профессиональной ревности нет никакой. А общения с коллегами как такового немного. Мне достаточно Рустама Кубика, его востребованности в мире и уровня его навыков.

Когда-то, когда граффити в Казани только начинало развиваться, была какая-то уличная движуха. Но сейчас как такого общения нет – хватает собственной работы. А если нужно какое-то вдохновение – всё есть в просторах Интернета и собственной фантазии.

- Из того, что в Казани в последнее время появилось, вас что-то впечатлило?

- Меня радуют работы Рустама в ЖК «Малиновка». Это 180 метров только в длину на космическую тему! Работа подходит к завершению. Я рад, что Казань наконец-то обратила на него внимание, учитывая его востребованность – у него работы востребованы от Америки до Австралии. А в родном городе толком ничего не было.

Слава Богу, в Казани стали обращать гораздо больше внимание на граффити. Но я буду гораздо больше радоваться за муралы, работы кого-то, когда художникам предоставят возможность творить в своём стиле. В Казани в 2011 году проходил крупный фестиваль Like.it.Art – на Чистопольской, на который привозили крупных художников, и они творили в своем стиле, делали именно то, что им нравится. Я не против коммерции – это мой хлеб, но хочется большей свободы. У нас очень сложно с одобрениями, бюрократическими нюансами. А взять тот же Лос-Анжелес, где ни одной улицы без граффити, и это все настолько гармонично и классно смотрится! У меня знакомые недавно туда ездили и сказали, что там невозможно гулять без телефона в руках – все хочется фотографировать, хочется вставать у каждой стены.

- То есть в идеале вы хотели бы перебраться в Лос-Анжелес?

- Почему нет? А если серьёзно – определённые мысли о смене места жительства в дальнейшем есть. Сейчас же я работаю над собой, своими навыками, ищу то, что нравилось бы лично мне в плане стилистики. Мне, как я уже говорил, очень заходит комиксная тема, поп-арт, граффити, грязные работы в брызгах, подтёках.

- Что самое сложное в вашей работе – согласования, бюрократия?

- Я с этим сильно не связываюсь. В последнее время я научился и счета выставлять, и договоры грамотно формировать. Так что я это абсолютно спокойно воспринимаю как неотъемлемую часть работы.

Я бы не сказал, что есть какие-то сложности. Сейчас я чувствую, что кайфую от процесса работы. Даже несмотря на то, что иногда по 10-15 раз приходится переделывать эскизы. Я понимаю, что я нахожусь в моменте. Всё классно, и я осознаю, что и для чего я делаю.

- То есть вы чувствуете, что это ваше, и вы сели на свой конёк?

- Да. После того, как пришло это осознание, постепенно начинаются и другие объёмы работы.

- В вашем Instagram вы представляете себя как художник, предприниматель и супергерой. Почему супергерой?

- Это собирательный образ. Чем хорош этот вид деятельности, так это тем, что ты сразу получаешь обратную связь. И даже во время работы в Москве люди говорили, что я спас их и решил все проблемы, приехав и всё сделав как надо. А подрядчик говорил, что в моём лице они увидели одного из самых ответственных специалистов в этой сфере, потому что иногда бывает сложно общаться с творцами. Очень был доволен заказчик и в Иннополисе. Тут ещё идёт и привязка к тому, что я сейчас рисую – на комиксовую тему. Когда я услышал обратную связь, особенно по крупным проектам, я осознал свою полезность, что я могу делать что-то большое и помогающее людям, помимо того, что просто пришёл и нарисовал.

- Что у вас в ближайших планах?

- Ещё одно предприятие обратилось к нам на предмет сотрудничества. Мы продолжаем работу с частным детским центром. Если говорить о чём-то своём, я планирую выход на международную онлайн-платформу с холстами, живописью. Там всё серьёзнее, чем просто повесить работу в магазине на продажу. Мы также думаем над росписью кожаных изделий – планирую освоить и этот фронт работ. Поиск себя и стилей – это бесконечный процесс.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

18.07.2024 Андрей Егоров: В парламент надо идти работать, а не за значком депутата Какие проблемы остаются в сфере обращения с коммунальными отходами, как депутаты совершенствовали механизмы расселения аварийного жилья и что делается для...
10.07.2024 Леонид Якунин: Во время работы парламента 6 созыва ситуация в экономике была неординарной О расходовании бюджетных средств, налоговых льготах для промпарков и самозанятых, финансировании из федеральной казны проектов в Татарстане в интервью главному...
04.07.2024 Марат Галеев: «Была установка: кто выживет, тот выживет. В Татарстане была иная политика» О том, как вовремя принятые законы влияют на экономику, как республике удалось сохранить ключевые предприятия, о командной работе с Правительством Татарстана и...




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх