Театры во время пандемииОбщество    17 июля 2020, 10:21
Министр культуры РТ Ирада Аюпова заявила, что театры в Татарстане могут открыться в конце августа. Но только 50 процентов зала в них может быть заполнено зрителями. О том, какие убытки несут учреждения культуры, и почему не все спешат радоваться послаблениям – в материале корреспондента портала «Вверх». «Мы не хотим играть трёхгрошовые песни»Художественному руководителю и главному дирижёру Казанского камерного оркестра La Primavera Рустему Абязову повезло: он один из немногих россиян, кому удалось покинуть границы России в тот момент, когда они остаются на замке. Дело в том, что маэстро пригласили на международный онлайн-фестиваль классической музыки «Music-20», который проходил в Ереване. После нескольких месяцев домашнего режима для дирижёра выйти на сцену – одно удовольствие. Правда, концерт проходил без зрителей, поскольку ситуация в Армении с эпидемией коронавируса до сих пор непростая, и записывался для Интернет-трансляции. Музыканты сидели на огромной сцене на приличном расстоянии друг от друга. «Это очень непростые условия, – признаётся Абязов. – Оркестр старается, но слушать музыкантам друг друга из-за такой дистанции тоже тяжело. У меня складывалось ощущение, что в таких условиях жить нельзя. По крайней мере, это не правильно». Однако по поводу предстоящего сезона со своим оркестром, который может начаться этой осенью, у худрука очень тяжкое предчувствие. И это несмотря на то, что музыканты засиделись и рвутся в бой. «Понимаете, в чём дело, республиканские театры получают гранты на своё развитие, деньги на постановки. Мы же на свои программы ни копейки помощи не имеем. То есть мы их делаем полностью за свой счёт от тех сборов, которые были до этого. Мы, если можно так сказать, работаем на самоокупаемости. Нам удавалось привозить недешёвых солистов, платить за аренду зала, проводить рекламную кампанию. И если удавалось с этого что-то заработать, было просто счастьем. Но всё это было при полной заполняемости залов, с чем у нас проблем особых не было. Как сейчас делать программу для La Primavera, я не представляю. Мы же не можем опускать планку на уровне приглашаемых солистов или вообще перестать их приглашать. Тогда зритель прекратит ходить на концерты. Мы не можем опускать планку своего репертуарного отношения к публике. Мы не хотим играть трёхгрошовые песни, чтобы привлекать народ. Да и то, если мы даже привлечём попсовыми произведениями людей, ползала не сыграют никакой роли в плане окупаемости выступления. Цены на билеты оркестр тоже повышать не может, иначе публике билеты будут попросту не по карману. И получается заколдованный круг». Однако Абязов отметил, что если Минкульт РТ разрешит устраивать представления в учреждениях культуры, оркестр всё же выйдет на работу. Но скорее всего, будет работать себе в убыток. Грантовую поддержку от мэрии Казани или от Правительства РТ получить он не надеется, поскольку в бюджете сейчас и так «дыр» будет предостаточно. В мирное-то время сложно было получить помощь от государства. Администрация Казани, правда, покрывает расходы на зарплаты сотрудникам и оплачивает часть коммунальных расходов. И на этом, как говорится, спасибо. «Если честно, карантин расхолаживает по полной, – делится своими мыслями Рустем Абязов. – Иногда начинаешь думать, а зачем вообще работать? Так хорошо сидеть дома. Я могу уйти на пенсию, не тревожиться, вместо многочисленных поездок проводить время с детьми, с семьёй. А зарабатывать на гастролях с чужими оркестрами. Тем более, за один такой концерт я получаю свой полумесячный оклад. А иногда и месячный». Но, несмотря на сложности, маэстро вряд ли бросит свой оркестр, хотя выживать будет очень сложно. Ни спектаклей, ни гастролейА вот частный камерный театр «Акт» вряд ли откроет свои двери, если залы можно будет заполнять наполовину. «У нас и так всего 30 посадочных мест, и если сократить их на 50 процентов, то играть спектакли и вовсе не будет никакого смысла, – признаётся худрук проекта Родион Сабиров. – Наверное, будем искать другие формы к существованию». Всего в Татарстане насчитывается 12 частных театров разной формы собственности. Есть ООО, некоммерческие организации и даже ИП. Для них до 6 июля был продлён приём заявок на соискание грантов от Министерства культуры РТ на новые постановки. Общая сумма грантового фонда составляет три миллиона рублей. В прошлые годы сумма распределялась между государственными театрами. Однако в текущем году Фарид Бикчантаев, глава союза театральных деятелей Татарстана, учитывая ещё более сложную ситуацию для коллег из негосударственных театров, предложил направить эту помощь им. Сумма одной заявки определит экспертное сообщество. Деньги выделяются на постановки и на мероприятия (фестивали, театральные лаборатории и т.д.). Итоги конкурса подведут в ближайшее время. Некоторым театрам, наоборот, хочется открыться побыстрее, поэтому в кассах уже появляются билеты на конкретные даты, хотя ни Минкульт РТ, ни Роспотребнадзор никаких сроков перехода на следующий этап не озвучивал. Качаловский театр планирует открыть свои двери для посетителей в сентябре этого года. 230-й юбилейный сезон начнётся 11 сентября с хита репертуара – комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Примечательно, что качаловцы верили, что все выйдут из режима самоизоляции ещё в мае, и активно продавали билеты на премьеру – «Бал воров» в постановке Ильи Славутского. Это его первая масштабная работа на большой сцене театра. Но тогда этим планам не суждено было сбыться. Теперь премьера намечена на 17 сентября. В театре оперы и балета им. Мусы Джалиля тоже расстроены тем, что работать придётся на полупустой зал. Как правило, с аншлагами у них проблем нет. Но к данной проблеме прибавилась ещё одна – это зарубежные гастроли, в которые труппы ездили часто и с удовольствием, лишая казанского зрителя своих постановок. Осенние гастроли оперной трупы по Европе уже отменили, а вот у балета выступления за границей, которые должны были начаться с ноября, пока под вопросом. Капсульная рассадкаРаньше всех свой новый театральный сезон готов начать казанский ТЮЗ. Они смело продают билеты уже на 1 августа. Спектакль будет проходить под открытым небом. Вместить внутренний театральный дворик сможет по новым правилам около 40 человек. Зрителям покажут пьесу «Бывшие люди» по Максиму Горькому. В самом театре уже провели санобработку, включая зрительный зал. В наличии – бактерицидные лампы, постоянное проветривание – одним словом, все готовы рвануться в бой, главное только – получить отмашку от властей. «Мы за время пандемии много потеряли, – говорит директор театра Айгуль Горнышева. – Самый активный у нас – это каникулярный период. Весенние и летние каникулы. Сейчас выпадающие доходы составляют 18 миллионов рублей. Именно столько мы планировали заработать до 1 июля. Из заработанных денег порядка 74 процента мы добавляем к зарплате сотрудников. Кроме этого, эти деньги идут на развитие театра, на поддержание спектаклей, идущих в репертуаре. Поскольку всё ветшает, это и обновление к сезону, и косметический ремонт – всё это из собственных заработанных средств. Так что пандемия нанесла ощутимый удар по нашему финансовому благополучию». Тем не менее Горнышева считает, что всё познаётся в сравнении. По её мнению, негосударственным театрам сейчас гораздо тяжелее. В ТЮЗе хотя бы за счёт бюджетного финансирования гарантированными остаются оклады сотрудников, а у частников и этого может не быть… Но беда для ТЮЗа пришла, как говорится, откуда не ждали. Недавно пришёл документ от Роспотребнадзора с требованием отменить все массовые мероприятия для детей и молодёжи до конца года. При этом чётко не прописано, какие именно учреждения должны это сделать. И как театру быть в такой ситуации? «Мы рассчитываем на лучшее. Но внутренне должны готовиться к худшему развитию сценария, – говорит директор театра. Мы не можем строить долгосрочные планы, их приходится постоянно корректировать. Режим пандемии «съел» у нас время на очень интересную работу «Иваново детство». Молодой, талантливый режиссёр Антон Фёдоров уже принялся за постановку. Только приехал к нам, и случилась пандемия –Антону пришлось уехать, а работу перенести. А теперь у него уже следующие планы, он уже делает другой спектакль в Гоголь–центре». Горнышева говорит, что всегда хочется привезти в театр самых интересных режиссёров, художников, композиторов. Часто спектакль получается из сборной «солянки»: режиссёр – из одного города, художник – из другого. А ситуация в регионах с коронавирусом может отличаться. Если где-то есть возможность приехать в другой регион, то в некоторых местах можно было сразу сесть на две недели на изоляцию. Приходится некоторые вещи делать удалённо. Что раньше казалось невозможным в плане работы, сегодня уже является нормой. Главное, по мнению директора, что о возможности возобновления работы театров власти сообщили как минимум за месяц, поскольку зритель вряд ли просто так сам по себе придёт на спектакль. Нужна рекламная кампания, нужно успеть продать билеты на представление. Если получится, то в ТЮЗе могут применить тот опыт, которым пользуется абхазский театр русской драмы имени Василя Искандера ещё с конца июня. Это рассадка зрителей не в шахматном порядке, как предлагает Роспотребнадзор, а капсульная рассадка. «Пришла семья, зачем их отделять друг от друга? Или группа друзей решили посетить театр, а они и так контактируют друг с другом, когда в одной машине едут. Зачем их рассаживать», – говорит Горнышева. «Мы можем это не пережить»Частный театр на Булаке готовился к новому сезону основательно, придумав масштабную перепланировку. На втором этаже так и остался зал на 200 человек. Зато первый получил зал на 114 человек, в котором зритель полностью погружается в происходящее, поскольку всё действие происходит вокруг него, и два небольших зала, вместительностью по 40 человек. При этом в определённый момент эти две площадки могут трансформироваться в одну. Таким образом, число показываемых в месяц представлений в театре хотели увеличить с 50 до 80. Такими результатами не могут похвастаться и многие государственные репертуарные театры. Естественно, сценическое оборудование было взято в кредит. И тут случился коронавирус. «Конечно, актёрам выплатили зарплату в размере МРОТ», – говорит директор театра на Булаке Виктор Степанцов. На вопрос, как же молодому актёру выжить на эти деньги, он ответил: «Если человек живёт театром, он останется в нём при любых условиях. Многие уже нашли параллельную работу, пока наше заведение не открыло двери для посетителей». По словам Степанцова, его главная задача сейчас – не поддержка актёров, а сохранить помещение театра, чтобы в будущем молодым талантам было где оттачивать своё творчество. Пока удалось договориться с арендодателями о заморозке платежей. «Вопрос же не в том, когда и как разрешат играть спектакли, – говорит директор культурного учреждения. – Если кто-то заболеет, вся труппа уходит на карантин. Если гостеатр сможет это пережить, поскольку у них в любом случае есть какая-никакая поддержка, то мы в таком случае можем потерять всё. Так что наша главная задача на сегодня – не болеть». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|