«Историческая память» для разных религийОбщество    31 июля 2020, 12:36
В Курбан-Байрам у казанских верующих – двойной праздник. За счёт «Исторической памяти» от «Единой России» впервые после реставрации посетителей смогла принять отреставрированная Азимовская мечеть. Корреспондент портала «Вверх» узнал, какие объекты в ближайшее время в столице Татарстана предстанут в обновлённом виде, и в чём удовольствие реставрировать исторические здания. Кино вместо религииВнимание к печальному состоянию Азимовской мечети привлёк Рустам Минниханов. Именно после его прогулки по исторической Старо-Татарской слободе в 2016 году решили взяться за её восстановление. Финансирование ремонтно-реставрационных работ мечети велось благодаря партийному проекту «Единой России» «Историческая память», который помог привлечь около 73 миллионов рублей из федерального бюджета. Помимо этого 31 миллион рублей выделили власти Татарстана. «Многие могут заметить, почему реконструкция велась так долго, – говорит депутат Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов, курирующий данную партийную программу. – Такие уникальные работы за 1 год не делаются. Это и невозможно. Специалистов, кто может работать с такими зданиями сегодня, можно по пальцам пересчитать. Это фактически ручная работа». По словам депутата, это единственная в России мечеть, которая попала в партийную федеральную программу «Историческая память». И было много нюансов, как во время строительства, так и с юридической точки зрения. К примеру, сама мечеть оказалась в списке объекта культурного наследия, а минарета в этом списке не было. И пришлось поднять документы, через суды придать этот статус. Во время реконструкции выяснилось, что подвал оказался в очень плохом состоянии. Много работы было с гидроизоляцией. Теперь подвальные помещения также можно использовать. Деревянные столбы, которые были в конструкции мечети, сгнили, и пришлось устанавливать новые. Работы было много и во внешней отделке, однако теперь это строение ярко выделяется в историческом центре города. На праздник Курбан-Байрам она смогла принять первых верующих. Многие специалисты столицы Татарстана признают Азимовскую мечеть лучшей в городе по своей красоте. Она, прежде всего, отличается от других трёхъярусным минаретом высотой в 51 метр, начинающимся не от крыши основного здания, как у большинства подобных сооружений, а от самой земли, из собственного фундамента. Она одна из немногих, оставшихся в городе, которых можно причислить к татарской культовой архитектуре. Остальные сделаны по международному лекалу, которое, в основном, копировалось с Турции. Интересна и история постройки храма. Когда-то это была промышленная зона, и на месте сегодняшней мечети стояла непримечательная деревянная мусульманская мечеть без минарета, в которую ходили рабочие мыловаренной фабрики. В 1851 году богатейший в те времена купец Мустафа Азимов на свои средства выстроил на этом месте новую деревянную мечеть с минаретом, а в 1890 году его сын Муртаза Азимов построил более просторную каменную мечеть. Имя архитектора было утеряно. В 30-е годы прошлого века власти Советов храм закрыли, но через какое-то время открыли в ней школу киномехаников и кинотеатр, естественно, уничтожив всё то, что было связано в этом здании с религией. В начале 90-х её отреставрировали по проекту Рафика Билялова, но, по мнению многих специалистов, не очень удачно. Сейчас же, по словам Ильдара Гильмутдинова, она получила тот внешний и внутренний облик, который был первоначально. Попадая вовнутрь здания, нельзя не отметить замечательный витраж, которым украшены окна. Это придаёт молельному дому очень приятный уют. Дед Азим и Айзек АзимовОднако и во время реконструкции не обошлось без происшествий. Строители, снимая слои старой краски и штукатурки с фасада во время реконструкции, немного увлеклись и срезали поверхность уникальной кирпичной кладки. А это, на минуточку, памятник федерального значения. Даже было заведено уголовное дело, но позже выяснилось, что всё-таки ущерб мечети нанесен был незначительный. Также любопытны легенды, связанные с названием этого исторического здания, и каждая одна другой фантастичнее. Одна из них гласит, что её назвали в честь Айзека Азимова – писателя-фантаста из Америки. Якобы, родился Айзек где-то в «мыловаренном районе Казани, а в возрасте двух лет его увезли в другую страну». К слову, к такому приёму мифологизации часто прибегал «Квартет И», сочиняя для своего проекта «Кругом наши» юмористическую биографию известных мировых личностей. По их версии Элвис Пресли на самом деле родился в Алтайском крае, Тото Кутуньо – в Грузии, а Джон Леннон – в Подмосковье… Ну, и на свет великий писатель появился под Смоленщиной в 1920 году. Другой миф звучит ещё фантастичнее. Якобы, мечеть получила своё название в честь её основателя – старца Азима, чьи предки являлись казначеями казанских ханов. Дескать, старцу удалось пережить взятие Казани Иваном Грозным, и на часть сказочного богатства, которое, до сих пор, якобы, покоятся в озере Кабан, и было возведено здание небывалой красоты. И только одни историки упрямо заявляют, что название произошло от купцов-основателей. Аж мурашки бегутНе забыл Гильмутдинов упомянуть и о ходе ещё одной глобальной реставрации, которая также проходит по программе «Историческая память». Это Петропавловский собор. В 2023 году состоится празднование 300-летия с его основания, и до этого времени должны будут завершиться все строительные работы. Хотя их ещё очень и очень много. По словам Гильмутдинова, на объект уже было потрачено около 200 миллионов рублей, и это не предел. К примеру, на проведение противоаварийных реставрационных работ на колокольне Петропавловского собора, которые ещё предстоят, из федерального бюджета направят 50 миллионов рублей. По словам депутата, одна из главных проблем собора – это его крен. Его невооруженным глазом не видно, но были проведены укрепительные работы, которые позволили добиться того, чтобы он не усугублялся. Сделано это было с помощью шурфов – как с внешней, так и с внутренней стороны. Это здание – очень интересное для архитекторов именно своей сложностью. Один из подрядчиков объекта –владелец компании «Архитектор» Рустем Хасанов – с восхищением рассказывал корреспонденту портала «Вверх», как делал укрепление и гидроизоляцию фундаментов Петропавловского собора – одно из самых слабых мест этого исторического объекта. Собор многие годы подмывало талой водой. Также его компания возводила леса, с помощью которых реставраторы сегодня могут вести свои работы. «Работа непростая, приходится работать на высоте при ветрах. Несколько домов из этого бруса, что мы используем для строительства лесов, можно было бы построить», – говорит Хасанов. Он объяснил, в чём кайф реконструкции подобных сложных объектов: «Это очень интересное ощущение. Этот храм 300 лет стоял до нас, и скорее всего, простоит 100-200 после. А реставрация – это возможность аккуратно и бережно прикоснуться к маленькому кусочку истории, оставить свой след, провести через себя касательную к вечности, это прямо какая-то поэзия. Реставрация современных зданий проходит намного проще. Там есть похожая друг на друга планировка. С историческими же строениями всегда нужно что-то изобретать, что-то придумывать. Ни одного похожего и совпадающего на 100% старого дома нет. Ничего типового. Каждый объект уникален, и этим как раз интересен. Это история, которая останется после нас. И от этого ощущения аж мурашки бегут». Однако Гильмутдинов признался, что к 30 сентября те самые строительные леса могут быть демонтированы. Наружные реставрационные работы к началу октября должны завершиться. «Реставрируются и изготавливаются утраченные элементы всех уровней кровли: подзоры, кокошники, шары, узорные коньки и другие элементы, – говорит главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов. – Реставрация фасадов включает докомпановку, восстановление утраченных элементов архитектурного декора, многоцветную покраску по историческим и архивным данным». А как иначе?Одновременно в художественной реставрационной мастерской ведётся восстановление фасадных икон. Над этим работают одни из лучших специалистов в данном направлении. Иконы многократно реставрировались в XIX и XX веках, поэтому эксперты ориентируются сейчас на их первоначальный вид. По утраченным изображениям консультируют искусствоведы, а реставраторы восстанавливают их по аналогам XVIII века. «Во время работ реставраторы неожиданно нашли ещё 14 икон. Их не было, – раскрывает секреты Ирек Гильмутдинов. – Мы поищем дополнительные финансовые средства для того, чтобы их восстановить. Деньги на внутренние восстановительные работы уже есть. Там так же множество проблем, начиная с коммуникаций, заканчивая полом. Но, думаю, при поддержке федерального и республиканского бюджетов всё успеем в срок». Депутат Госдумы рассказал и ещё об одном проекте, который планируется подключить к программе «Историческая память». Это восстановление мечети Иске Таш. Находится она недалеко от аквапарка «Барионикс» и фабрики «Мелита», и не очень известна для общественности, хотя построена может быть чуть раньше Азимовской. «В советское время в мечети Иске Таш располагалась музыкальная и школа искусств. Понятно, что внутри там всё переделано, перегорожено. Ничего исторического фактически не осталось. Всё это нужно воссоздать. Так что нам предстоит большая работа по приведению мечети в первозданный вид. Сейчас специалисты делают проект реставрации, и, надеюсь, мы сумеем получить деньги на ремонт в следующем году», – говорит Гильмутдинов. Он отметил, что «Единая Россия» вправе требовать от бюджета определённых преференций на выполнения партийных обещаний. «Коли мы пришли со своими идеями, выиграли выборную компанию, конечно, мы будем свои обещания, которые дали населению, реализовывать. А как иначе? У нас есть инструменты и возможности осуществлять это в рамках закона. Иначе зачем мы становились депутатами Госдумы? Зачем вообще становиться парламентарием, если ты ничего не можешь сделать или ни на что повлиять…». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|