Рустам Кубик: «Нет такой ассоциации, что я вандал, который ходит с баллончиком и пишет своё имя на заборе»Общество    30 августа 2020, 09:37
Известный российский стрит-арт художник, уроженец Татарстана Рустам Кубик подготовил подарок ко Дню республики и 100-летию ТАССР для всех жителей Казани. Новый мурал «Ремесленник» появился на фасаде одного из зданий КФУ. В интервью порталу «Вверх» Кубик рассказал о работах по всему миру, концепции мурала к 100-летию ТАССР, потерях от коронавируса и условиях для искренности в творчестве. Рустам родился в 1985 году в Камских Полянах. С 2007 года живёт и работает в Казани. Монументалист, живописец, иллюстратор, график. Регулярно участвует в выставках и фестивалях уличного искусства. Его работы есть в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Перми, Выксе и ещё десятке городов за пределами России. «Только своё творчество – не по чьим-то ТЗ»- Как идёт ваша работа по созданию мурала на фасаде здания Казанского федерального университета на Московской, 45, который должен стать подарком Татарстану к 100-летию образования ТАССР? - Я закончил работу, которой занимался в течение четырёх дней, вечером 28 августа. Презентация состоится в День республики. Потому что мурал создан ко Дню республики и 100-летию ТАССР. - Как вам поступило приглашение создать такой мурал ко Дню республики? - Организаторами создания мурала выступили АНО «Россия — страна возможностей», Министерство по делам молодёжи РТ и творческое сообщество «УРАМ». Обсуждали ещё с прошлого года. Уже с начала лета обсуждения пошло более плотно. Сначала прорабатывали эскиз, продумывали концепцию. Кроме того, искали и согласовывали поверхности для мурала. Мы перебрали около шести поверхностей, пытались согласовать то с одними владельцами здания, то с другими жителями. В конечном итоге согласования пришли к торцу здания КФУ на Московской. - Вы участвовали в разработке самой концепции или это был готовый заказ, который вы просто должны были воплотить в жизнь? - Я всегда делаю только авторские работы. Только своё творчество – не по чьим-то ТЗ. Была обозначена лишь общая тема – 100-летие ТАССР. Я решил рисовать не совсем о ТАССР и советском периоде, а больше о старинных традициях. На мурале центральное место занимает изображение ремесленника – раньше представители этой профессии здесь жили и работали. На мурале старец-ремесленник вырезает из дерева узоры, которые переходят в пейзаж родных просторов с деревенскими мотивами. В целом, это работа о людях, которые занимались узким ремеслом, но развивали целый регион.
- Какие концепции кроме изображения ремесленника ещё рассматривались? - Утверждённый в итоге эскиз был самым первым из предложенных мной. У нас ещё был эскиз с мальчиком, а не старцем с подобной же идеей. Но он почему-то не прошёл. В итоге согласовали старика, чему я очень рад. Первый эскиз обычно самый искренний, от души. Ты к нему больше привязываешься. Это такая немного детская настойчивость – нет, я как художник хочу это. - Какой по размеру получилась работа? - Честно говоря, я никогда не оцениваю размеры. Это меня совершенно не интересует как художника. Навскидку этажа 3-4, такой квадратный формат. «Пандемия коронавируса отменила все мои поездки за рубеж»- Вас радует тенденция, что на работы по созданию муралов поступают заказы от властей? Тогда как раньше к граффитистам относились чуть ли не как у хулиганам… - Я всегда отделял себя от граффити-художников. Меня изначально уважали и знали именно как монументального художника. Нет такой ассоциации, что я вандал, который ходит с баллончиком и пишет своё имя на заборе. Ко мне сразу было серьёзное отношение и интерес. А рисование баллончиком я практически года через два после увлечения граффити забросил, потому что мне это наскучило, надоело.
А насчет отношения властей... Да, действительно, с каждым годом проявляется больше интереса. В этом году пандемия коронавируса отменила все мои поездки за рубеж, но все равно работа плотно выстроилась приглашениями по России. Я буквально только закончил работу в Казани, и уже 1 сентября лечу на другой проект. Скорее всего, весь сентябрь будет идти проект за проектом, все расписано по дням. И до конца сезона проекты запланированы только по России. Хотя и открываются границы, нужно заранее всё планировать, брать билеты. Поэтому с зарубежными организаторами мы все перенесли на следующий год. - На ближайшее время какие интересные проекты у вас запланированы? - В основном, это фестивали монументального искусства. Следующий проект, на который я лечу 1 сентября – фестиваль в Самаре. А о частных предложениях как-то не принято рассказывать. «Я не на заказ работаю, а когда ко мне обращаются как к автору со своим видением и стилем»- Тот же Никита Маркин, с которым вы вместе снимаете мастерскую, не стесняется назвать среднюю стоимость квадратного метра своей работы. Вы в этом плане более скрытный человек? - У меня нет средней цены за квадрат. Всё зависит в целом от ощущения от работы. Конкретно ответить не смогу. И не люблю публично это обсуждать. - Но в целом заработок от такой деятельности позволяет прокормить семью? - Наверное, да. Но есть художники и более актуальные, чем я. У меня акцент на то, чтобы делать авторское, творческое. И от некоторых проектов и предложений я просто отказываюсь. Я не на заказ работаю, а когда ко мне обращаются как к автору со своим видением и стилем. Плюс мне ещё интересно развиваться в галерейном формате – полотна, графика и т.д. Половину времени я трачу на такие работы. Стараюсь ещё и этим зарабатывать. - Вы сами говорите, что вы – автор со своим стилем. Для людей, не очень знакомых с вашим творчеством, как бы вы охарактеризовали свой стиль? - Мне не совсем ловко говорить про себя, что я устоявшийся художник со своим стилем. Но что я могу сказать про свой стиль? Это точно сюрреализм, в последние года два – социальные темы, близкие и понятные людям. Живописная манера. - Есть кто-то в мире, на кого вы равняетесь? Или вы идете собственным путём без оглядки на кого-либо? - Сейчас, наверное, нет. В самом начале творчества я голодными глазами смотрел на работы художников, близких мне по духу, вдохновлялся, что-то черпал – какие-то детали в работах, пытался либо повторить, либо использовать их, анализировал чужое творчество. Сейчас же когда мне приходит идея, я по-своему стараюсь это изобразить. «Среди городов России Казань – номер 1 для меня»- Многие говорят о вашей недооценённости в родном Татарстане. С чем вы это связываете? - Ну, а кто у нас по достоинству оценён? У нас интерес к муралистам только-только просыпается в целом по России. У нас в стране всегда наблюдается определённое отставание в любых жанрах искусства. Те же музыкальные тенденции всегда приходят с каким-то опозданием с запада. Так же и в искусстве интерес покупателей, поддержка художников и сами художники чуть запаздывают. Буквально несколько последних лет ситуация меняется – проводятся выставки, галереи начали приглашать именно художников уличной волны, работы уличных художников выставляются на аукционах. Наши российские художники начали выставляться в зарубежных галереях. В Казани сейчас обратили внимание на муралистов после того, как выдохнули с многочисленными спортивными мероприятиями, сдачей спортобъектов и решили на что-то другое переключиться. Первые муралы-то в Казани были как раз на спортивные темы, а когда проходил чемпионат мира по футболу, появилась просто куча муралов. А проведение в 2012 году в Казани фестиваля уличной живописи «Like It. Art» дало важный толчок развитию интереса к монументальному искусству в Казани. - Некоторые устают ждать, когда же их оценят по достоинству, и предпочитают перебраться в другую страну. Вы планируете остаться в Казани? - Я совершенно не думаю об этом. Пока живётся здесь – живу в Казани. Это здорово, что ты как художник можешь ездить по приглашениям в разные страны, а зимой – спокойно арендовать студию в Казани и заниматься творчеством здесь.
- А о зарубежных странах, где вы более востребованы, не думали? - Это всегда жизнь с нуля. Нет такого, что тебя где-то ждут с распростёртыми объятиями. Везде есть художники, заняты эти ниши. Если куда-то перебираться – только зная, что тебя там ждут, заключив какой-то контракт с галереей или вроде того. «Художник должен немного и поголодать, и пострадать»- Сколько сейчас ваших работ разбросано по миру? - Я не считаю ни размеры, ни количество работ. Творчество не подлежит счёту. Но по странам могу сказать, что мои работы есть в США, Южной Америке, Новой Зеландии, Австралии, Китае, странах Европы. В некоторых странах я сделал по несколько работ, в той же Америке – три моих работы. Я трижды приезжал туда. В Норвегии тоже есть три моих работы. - В зарубежные страны вы ездите в основном для участия в фестивалях или на частные заказы? - 50 на 50. Либо на фестивали, либо по частным приглашениям. Как, например, у меня был проект в Осло. Всем двором там решили провести реконструкцию. У них стояла будка этажа в два – пустая серая стена. Они обратились ко мне, чтобы я там что-то нарисовал. Перед этой стеной было три живых дерева, и я решил вписать картину в эти деревья. Я нарисовал лес, плывущего на лодке по реке мальчика, созерцающего природу. - Вы сказали, что стояла пустая серая стена, но людей в Норвегии это не устраивало. А россиянам больше нравятся серые стены? - Нет, это же единичный случай. У нас в Казани тоже такое происходит. И Никита Маркин – тому пример. В одном из дворов он что-то расписывал тоже по заказу жителей. - Мы все же больше спортивный город? По искусству пока отстаём? - Мне кажется, нет, всё происходит параллельно. Просто искусство – не такая публичная сфера. Нет же стадионных мероприятий в искусстве. Спорт – более раскрученный в мире и более финансово оплачиваемый. Искусство и должно быть немного в стороне. Чтобы всех художников носили на руках и всевозможно поддерживали – так нельзя.
- А если сытый и довольный художник, это уже не то? - Должны быть периоды и сложностей, и комфорта. Чтобы ты знал цену всему. Тогда, как мне кажется, творчество будет более искренним и близким народу. «Каждая последняя новая работа – самая яркая для меня»- То есть вам важен фидбэк? Вы оцениваете реакцию горожан? - Конечно, мне это очень важно. Я слежу, читаю комментарии и отвечаю на них. - Бывают критические отзывы? - Совсем редко. - Вы не воспринимаете критику близко к сердцу? - Нет, конечно. Это субъективно, как и похвала. Ты сам можешь оценить своё творчество – работа получилась или ты мог лучше. Я всегда о себе думаю, что есть куда расти. Это меня мотивирует. - У вас по миру уже разбросано несколько десятков работ. А в России? - Треть из них в России. - Обычно бесполезно спрашивать режиссёра про любимый фильм или писателя про книгу. Но, может быть, у вас есть работа, который вы наиболее гордитесь? - Нет. Каждая последняя новая работа – самая свежая и яркая для меня. Дальше опять будет новая работа, которая перебьёт все старые. - То есть сейчас это ремесленник? - Впечатления от неё свежие, хорошие. - А вы довольны своей работой в ЖК «Малиновка», которую называют самым длинным муралом Казани? - Он не только самый длинный, но и самый большой в Казани. Совсем не ожидал, что художники тоже начнут мериться (смеётся). Я очень доволен этой работой. Но всем не угодишь, а работа публичная, так что в любом случаи негативные комментарии соберёт. Во время работы над муралом меня ждал сюрприз. Как оказалось, во дворе напротив того места, где я рисовал, живёт мой одноклассник из моего родного города – из Камских Полян. Это был один из лучших друзей детства, мы много лет не виделись и потерялись. А тут случайно встретились, общались, я заходил в гости, да и смог посмотреть на свою работу с балкона его дома. Я думаю, это одна из лучших моих работ в этом году. Когда благоустройство территории вокруг будет завершено, можно будет опубликовать презентабельные фотографии. - Когда вы работаете, то что-то слушаете? - Раньше слушал аудиокниги. Но потом понял, что сильно отвлекаюсь от книг, переключаюсь на творчество и пропускаю какой-то очень интересный кусок книги. Сейчас я просто слушаю разную музыку либо ничего не слушаю – думаю о своём. - Какую музыку предпочитаете? - Спокойную, временами электронную и мелодичную. Мировую классику люблю, хочу лучше в ней разбираться. «В один год я сказал: «Школа, до свидания! Здравствуй, искусство!»- Как вы пришли к жизни такой? Планировали стать педагогом, а получился муралист… - Совершенно случайно из обычного увлечения баллончиком и граффити. Когда-то я думал, что это что-то запредельное, что граффити не может быть в моей жизни. Но появились друзья, кто так же рисовал. Ты сначала знакомишься со стеной, масштабом, а потом растёшь. Кто-то остаётся на уровне граффити, а кто-то развивается. А работа в школе, где я преподавал и параллельно занимался творчеством, как-то сошла на нет. - Вы же закончили художественное училище им.Фешина? - Да, потом немного учился в педуниверситете. Параллельно работал в школе – лет 7 в 19-й гимназии, преподавал факультатив рисунка, живописи и дизайна. Я хотел создать детскую школу дизайна, но не получилось. Плавно часы и группы в школе стали уменьшаться. Это же менеджерство должно быть, а я просто хотел быть учителем, а не администратором. В итоге больше времени становилось на своё творчество. И в один год я сказал: «Школа, до свидания! Здравствуй, искусство!». Кристина Иванова Вернуться назад Новости рубрики
|
|