Фестиваль любви и добротыОбщество    08 октября 2020, 11:19
Эпидемия, конечно, внесла свои коррективы. По словам директора фестиваля Марии Ревякиной, на фестиваль должны были привезти четыре постановки, и показать их не только в Казани, но и в Набережных Челнах, Буинске и селе Большая Атня. В итоге на сцене Качаловского два дня показывали «Сон в летнюю ночь» (лауреат премии 2016 года в номинации «Драма – спектакль большой формы), а в Камаловском также два дня – «Доброго человека из Сезуана» (премия в номинации «Лучшая женская роль» для Александры Урсуляк). Я не считаю себе большим театралом, но пропустить гастроли, соответственно, Мастерской Петра Фоменко и Московского драматического театра имени А.С. Пушкина никак не мог. Спешу поделиться впечатлениями от увиденного. Античная новьПеред спектаклем «Сон в летнюю ночь» познакомился с кратким содержанием пьесы и понял, почему от её прочтения в студенческие годы в памяти ничего не осталось. Слишком запутанный и, на первый взгляд, анахроничный сюжет. В этом плане режиссёру из Македонии Ивану Поповски удалось невероятное – рядом ярких сценических приёмов оживить шекспировский текст, сохранив при этом колорит античной эпохи. Ибо «Сон в летнюю ночь» – это спектакль на античную тему, вернее о том, как её видели современники Шекспира и сам великий драматург. Яркие приёмы в огромной степени заслуга актёров «Мастерской Петра Фоменко». Специально для спектакля они научились ходить на массивных колодках, которые были обязательным элементом театрального реквизита в Древней Греции, и исполнять сложные акробатические трюки на полотнах. Видел я нечто подобное на фестивале aerial silks, но там было помещение бывшего ангара, а здесь сцена и зрительный зал классического репертуарного театра. Да, именно так – по ходу спектакля актёры не находились только на сцене, а то и дело появлялись в зрительном зале, причём в самые неожиданные моменты. Например, Серафима Огарёва, исполнительница роли Елены, так стремительно ворвалась в ложу бельэтажа, где я сидел, что я от испуга едва не выронил из рук телефон. Сразу вспомнились слова из программки спектакля, где чёрным по белому написано, что он «для всех, кому надоело вежливо скучать в театральных креслах, нетерпеливо теребя свои мобильники: сколько осталось?» Колодки на ногах актёров заставляют зрителя почти физически ощущать неестественность и абсурдность трудностей, выпавших на долю влюблённых героев. В моменты, когда герои давали волю своим чувствам, они снимали неудобные колодки, и обретали свободу поведения, которой так не хватало в античном полисе. Впрочем, разве в нашей сегодняшней жизни нет подобного рода колодок? На мой взгляд, соцсети и формируемые ими шаблоны поведения как раз об этом. В качестве резюме хочется дать такую оценку спектаклю: свежее прочтение классической истории о любви в исполнении ярких, самобытных актёров, среди которых нельзя не отметить Веру Строкову (роль Веры в фильме «Шапито-шоу»). 3 часа 20 минут, что длился спектакль, пролетели незаметно. Доброта спасёт мир?Сюжет «Доброго человека из Сезуана» в отличие от «Сна» не нуждается в актуализации. Бертольд Брехт разоблачил в пьесе пороки капиталистического общества, а режиссёр Юрий Бутусов в спектакле свидетельствует: времена меняются (пьеса была написана в 1941 году), пороки остаются. И главный из этих пороков – тотальный эгоизм. Из-за него единственному в городе доброму человеку, проститутке Шен Те (Александра Урсуляк), столько невзгод приносит её добро. 1941 год, фотографии Германии того времени, высвечиваемые на стене, песенные монологи героев на немецком… На то, что события разворачиваются в китайском городе, как будто ничего не напоминает. И в этом, как мне кажется, важный посыл режиссёра – не важно, какая страна, не важно, какой год. Это всё декорации к гораздо более существенной проблеме. Она, суть, в том, что люди утратили веру в добро, пошли на поводу у самых низменных инстинктов и в итоге пали жертвой богов. По сюжету пьесы, боги покидают Сезуан на розовом облаке, обрадованные тем фактом, что единственный добрый человек в городе жив и, значит, мир заслуживает спасения. По мне так они просто оставили мир на произвол судьбы. И пока процент добрых людей среди нас ничтожно мал, ничего хорошего этот мир не ждёт. В общем, грустный это спектакль, и от того его обязательно надо посмотреть, воспитывая таким образом в себе доброту. Нельзя не отметить великолепную игру актёров. Очень органично смотрелся на сцене Александр Матросов (продавец воды Ванг). Натурально юродивый, на котором как на лакмусовой бумажке проступает чужое зло. Зло оно ведь трусливо и норовит в первую очередь ударить того, кто не может дать сдачи. В персонаже Андрея Сухова я сразу же опознал богатого парикмахера Шу Фу. Парикмахер предлагает Шен Те стать его женой и через это сохранить и преумножить подарок богов (тысячу баксов), но она отказывает ему из-за любви к безработному лётчику Янг Су (Александр Арсентьев). В момент отказа на голову героев откуда-то сверху в потоке света просыпается рис как метафора абсолютного, не знающего рамок добра. Что в сочетании с музыкой Пауля Дессау, которая в спектакле всегда в тему, смотрится необычайно эффектно. И таких эффектных, вызывающих сильнейшую эмоциональную отдачу моментов в спектакле немало. Алексей Егоров Вернуться назад Новости рубрики
|
|