«Вверхшифтеры выходного дня»: Луораветлания, однако. Часть 1: Сеймчан – Певек

Общество    07 ноября 2020, 11:01
(Фотография: из личного архива Константина Каськаев)
(Фотография: из личного архива Константина Каськаев)
Чукчи, о которых придумано столько анекдотов, на самом деле луораветлане или в переводе на русский «настоящие люди».

Учитывая суровые природные условия, в которых живёт этот народ, луораветлане определённо знают себе цену.

Развивая данную тему, я бы назвал людей, исследующих Чукотку в обход самого лёгкого (и дорогого – до тысячи долларов в один конец) воздушного пути, настоящими путешественниками. Их не останавливает неопределённость и риск не выбраться из 87-го региона до наступления холодов. А кроме того они не пытаются монетизировать свой опыт, охотно делясь им с другими.

Константин Каськаев из Нижневартовска именно такой путешественник. Летом 2018 года он вместе с другим путешественником, Дмитрием Бесогоном из Воронежа, посетил Чукотку по маршруту, который есть все основания считать уникальным. О том, что скрывается за этим дежурным эпитетом, и своих впечатлениях от поездки, Каськаев рассказывает на своей страничке в ВК. Ниже публикуются избранные места из этих заметок в редакции, одобренной их автором.

В ожидании углевоза

Летний путь на Чукотку начинается в посёлке Сеймчан Магаданской области. Это примерно в 500 километрах от Магадана, из которых 100 км приходится на ответвление от трассы «Колыма». Внимание! К 2030 году обещают построить дорогу «Магадан – Омсукчан – Омолон – Певек» и тогда до Чукотки можно будет добраться гораздо проще, чем описываю я.

А пока стеснённым в средствах путешественникам ничего не остаётся делать кроме как гидростопить. Да, есть такое явление на реке Колыма. В четырёх километрах от Сеймчана находится заброшённый посёлок-порт Колымское, где в июне и августе лучшие шансы поймать какое-нибудь грузовое судно. Пассажирские суда здесь не ходят. Мы доехали до этого посёлка в июле, когда уровень воды в реке был низким, ровно как и трафик по ней.

В Сеймчане – нормальные цены. Далее вниз по Колыме находятся посёлки Зырянка, Среднеколымск, Черский, Анюйск (это уже Чукотка) и в каждом из них цены будут существенно выше, чем в предыдущем. Ещё в Сеймчане есть церковь, где служит замечательный батюшка (увы, забыл имя). Если приспичит долго ждать судно, загляните к нему в гости, и он обязательно напоит вас чаем с вкусняшками. Каждый день батюшка устраивает бесплатные обеды для малоимущих.

Наш опыт гидростопа был таким. В Сеймчане нашли маленькую частную баржу «Горняк», которая собиралась идти в Среднеколымск. Отправления ждали семь дней, с 10-го по 16 июля. Всё это время жили на барже. Три дня мы шли до Зырянки, где и вышли, так как были осведомлены, что порт Среднеколымска фактически не работает и оттуда невозможно поймать судно до Анюйска.

За пять часов, что мы были в Зырянке, местные успели напоить нас чаем, связались с диспетчером в порту, от которого узнали, что последний углевоз в этом сезоне уходит в Анюйск прямо сейчас, подарили связку вяленой рыбы и трёхлитровую банку огурцов. Углевоз отчалил за 20 минут до того как мы прибежали в порт. В сложившейся ситуации выручили зырянцы. Они договорились с капитаном баржи «Патома», на которой мы и догнали углевоз. Общее время гидростопа от Сеймчана до Анюйска составило 14 дней.

Самый дорогой город

В Анюйске мы прочитали школьникам лекцию о путешествиях по Индонезии и Мьянме, и оценили ассортимент чукотских магазинов. Их в посёлке целых три – 1 муниципальный и 2 частных.

В продаже имеются овощи, правда, исключительно в сушёном виде. Свекла, морковь, лук стоят по 200 рублей за кило, капуста - по 600. Сгущенка и другие консервы (горбуша, икра кабачковая) - 150 рублей, но если срок годности истёк, то и за 70 продадут. Вообще, любую просрочку можно приобрести примерно по московским ценам.

Буханка хлеба обойдётся в 46 рублей, килограмм самого простого печенья типа «Топлёное молоко» - 650, гречка – 80 рублей, рис – 100. В регионе запущен проект «Цифровая Чукотка». По нему на всех муниципальных зданиях установлены вайфай-роутеры, раздающие бесплатный интернет. Если заболел – к твоим услугам небольшая больница с одним врачом общей практики и парой медсестёр. Такая жизнь…

Из Анюйска до Билибино 260 километров по круглогодичной дороге. Окрестные пейзажи формируют лиственничные леса и местами стланик. Тундра, с которой обычно ассоциируется Чукотка, с дороги не наблюдается. Население Билибино сегодня - около 5 тысяч человек, хотя в советское время доходило до 18 тысяч. Люди живут работой на рудниках, в военных частях и на единственной в Заполярье атомной электростанции. АЭС, а также тот факт, что город был по кусочкам привезён с большой земли, ставят Билибино в один ряд с самыми дорогостоящими проектами советской эпохи.

Литр молока в магазинах Билибино стоит 120 рублей, килограмм творога – 440, цены на картошку варьируются в диапазоне от 70 до 300 рублей за кило. Многие местные жители убеждены, что у них самые высокие цены в мире. Насчёт мира они, конечно, преувеличивают, но применительно к России билибинские ценники действительно рекордные. Люди здесь, как и везде на Севере, необычайно приветливые. Оно и понятно: новые люди - редкость в этих местах, поэтому гостям рады и им стараются угодить.

Одна фура за три дня

Из Билибино выдвинулись в сторону Певека. Это 650 километров по летнику, из которых 85 км мы преодолели на своих двоих, а остальное автостопом. На Певек или Эгвекинот из Билибино можно уехать двумя способами: искать фуры и договариваться с водителями (так можно дней на десять зависнуть) или пойти пешком и ехать на случайных машинах. Мы выбрали второй вариант и управились за восемь дней. Причём, сто километров мы проехали за первый день – это, так сказать, зона притяжения Билибино. В пределах неё всегда можно встретить охотников или рыбаков.

Дорога изобилует бродами (это минус) и необычайно красива – горы, тундра, богатые рыбой реки… Машины встречаются редко. В зонах притяжения Билибино и Певека (примерно 100-150 километров) проезжают до трёх фур за день, а между ними – хорошо, если одна фура за три дня. И да, хорошая новость – с 17 июня 2018 года для российских граждан отменена погранзона на Чукотке. Певек, по старым понятиям, пограничный город, но теперь можно не заморачиваться оформлением пропусков у военных.

Просто факты, чтобы не забыть. На Севере, что у нас в ХМАО, что в Якутии и Чукотке, работает санитарная авиация. То есть, если с человеком случилась беда и его нужно срочно эвакуировать из труднодоступного места в больницу, то за ним отправляют вертолёт или самолёт. Час эксплуатации вертолёта, для справки, стоит около 300 тысяч рублей. Порой эвакуация пострадавшего в пьяной драке человека обходится бюджету в несколько миллионов рублей – ему ведь нужно не только помочь, но и вернуть потом в тот забытый богом посёлок или стойбище, откуда его забрали. 

Рыркы и цыцкы

Откуда сейчас в России края, области и округа, и в чём между ними отличие? Объясню на примере. В советское время был на Дальнем Востоке город Певек Чукотского Автономного Округа Магаданской области Хабаровского Края. Такая вот региональная матрёшка. С развалом Союза каждая из перечисленных административных единиц стала самостоятельным субъектом федерации, но названия сохранились.

До середины 1950-х на северо-востоке нашей страны не было никаких регионов, а была супергоскорпорация «Дальстрой», осуществлявшая административное управление будущими территориями Магаданской области, части Чукотки и далее по списку. Отсюда вытекает такой факт - город Магадан был основан в 1929 году, а Магаданская область появилась на карте лишь в 1953-м.

У чукчей двадцатиричная система счёта. То есть 100 по-чукотски будет как 5 двадцаток (дословно 5 мужчин). По количеству пальцев на руках и ногах одного человека. В целом, чукчам хватало в их быту счета в пределах сотни. А ещё некоторые звуки в одних и тех же словах чукотские мужчины и женщины произносят по-разному. Допустим, мужчины говорят «р», а женщины в том же слове все «р» заменяют на «ц». Так, моржа чукчи-мужчины называют «рыркы», а чукчи-женщины «цыццы».

Продолжение следует…

 Под редакцией Алексея Егорова

 

 

 

 

 



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения
10.04.2024 Креативное пространство, школу и два спортцентра посетили татарстанские единороссы в рамках партийного десанта Объекты обновляют в рамках народной программы партии «Единая Россия»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх