Измученный покупательОбщество    11 ноября 2020, 13:55
Завтра, 12 ноября, аккурат после распродажи так называемого «дня холостяка», когда многие магазины, не дожидаясь «чёрной» пятницы, устраивают массовую распродажу, отмечается Всемирный день качества. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, для чего нашей стране начали маркировать всё подряд, кто может добиться денег за отменённую турпоездку или концерт, как с помощью низких цен на машины дурят «нашего брата», и какие способы мошенничества придумали в юридической отрасли. А нужна ли такая маркировка?В России в обеспечении безопасности населения и права на приобретение безопасных товаров, а также борьбы с контрафактом поэтапно вводится обязательная маркировка отдельных видов товаров. В этом году уже «повезло» лекарствам, табачным изделиям и обуви. Их стали маркировать ещё с 1 июля. А с 1 октября вступило в силу федеральное постановление, которое регламентирует обязательную регулировку духов, туалетной воды, шин, автомобильных покрышек и фототоваров. Что же представляет из себя маркировка? Это QR-код. Каждый потребитель сможет с помощью мобильного приложения «Честный знак» прочитать информацию, которая в нём зашифрована. Для чего это сделано? Во-первых, для обеспечения прослеживаемости товаров, чтобы каждый потребитель понимал, кем произведена продукция, когда, какие у неё свойства и характеристики, а также сроки годности. И в случае, если какое-то из этих звеньев отсутствует, это может рассматриваться как нарушение. Роспотребнадзор по РТ только за последний месяц в отношении обувных товаров провёл 45 контрольных «закупок» в магазинах «Шопоголик», «Смешные цены», «Планета одежды и обуви» и проинспектировал десять тысяч упаковок. По всей видимости, сотрудники напали на какую-то дешёвую партию, поскольку арестовали 700 пар немаркированной обуви на общую сумму 700 тысяч рублей. Понятно, что нормальную обувь за тысячу рублей в магазине не купишь…. Сейчас дела о нарушении находятся на рассмотрении в судебных органах, продавцы будут привлечены к административной ответственности с конфискацией продукции, которая сегодня уже не соответствует обязательным требованиям. В случае чего покупателю жалобу необходимо оформлять на продавца, поскольку они сейчас уже не имеют право реализовывать немаркированный товар. Заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по РТ Марина Трофимова считает, что подобные меры пойдут на пользу как потребителям, так и государству. «Всё начиналось в 2017 с маркировки меховых изделий, – говорит она. – И на тот момент, когда данная система заработала, в разы увеличилось поступление налогов за оборот меховых изделий. Что говорит о легализации этого рынка». Однако далеко ходить не надо. Сегодня на рынках Казани, да и других городов Татарстана легко можно найти подделки на любой вкус, а про парфюмерную продукцию и говорить не приходится. На замечание корреспондента портала «Вверх» Трофимова отметила, что Роспотребнадзор может реагировать и выезжать с проверкой только после заявления граждан, соответствующих госструктур или потребительских сообществ. Само ведомство не может самостоятельно осуществлять надзорную деятельность… Трофимова отметила, что, как и во всём новом, появились шероховатости и в запуске системы маркировки. К примеру, именно из-за этого в самый разгар пандемии в аптеках исчезли некоторые лекарства. «Для того чтобы отследить и прочитать QR-код и получить информацию, нужно обращаться к серверу, на котором она хранится, аккумулируется и раздаётся пользователям. С лекарственными средствами получилось так, что система подвисла. Вышло так, что склады завалены товаром, но в продажу он поступить не может, поскольку маркировка не читается». Кстати, нововведение, по словам заместителя начальника ведомства, не должно сказаться на стоимости товаров. «Когда начался пилотный проект по реализации обуви, штрих-код стоил 10 копеек, – говорит она. – Наверное, в общей массе это выливалось в какие-то затраты для производителей, но по одной паре обуви удорожание несущественное. Наших производителей больше пугает неизвестность, боязнь чего-то нового». И судя по лекарствам, по всей видимости, пугала не зря… Нет шоу – дайте денегПандемия затронула практически все сферы деятельности, это заметно по количеству обращений, которые поступают в Роспотребнадзор в течение этого года. К примеру, в два раза по сравнению с прошлым годом увеличилось количество «кляуз» по оказанию туристических услуг. Хотя в последний месяц их стало меньше. Это вполне объяснимо, поскольку из-за ограничений по коронавирусной инфекции многие туристические поездки были отменены. Правительство России установило особый порядок расторжения договоров об оказании туристических услуг с июля 2020 года, и у туроператора, и турагента есть два пути. Либо вернуть деньги, либо взамен предоставить другой тур – по своей «начинке» точно такой же, но в том направлении, куда Россия разрешает путешествовать своим гражданам. При смене страны стоимость для самого потребителя не увеличивается, дополнительные затраты несут операторы. Подобные правила действуют до декабря 2021 года. Понятно, что отдых в разных уголках стоит по-разному. К примеру, «пятёрка» в Турции на «всё включено» будет куда дешевле аналогичного предложения в Дубай. Поэтому туроператоры редко идут на подобные замены. «Есть нюанс, который касается пожилых граждан, – говорит Марина Трофимова. – Касаются они людей старше 65 лет и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, и инвалидов. В отношении них действует несколько иной порядок действий. Если эта категория граждан хочет расторгнуть договор, туроператор обязан в течение 90 дней выполнить эти требования и вернуть клиенту деньги в полном объёме. В противном случае можно обращаться в суд». Но деньги за купленный билет не хотят возвращать и некоторые организаторы концертов. К примеру, снежное шоу Славы Полунина должно было состояться ещё весной. Однако по понятным причинам его перенесли на осень. Но и тут оно не состоялось, организаторы опять «отфутболили» его на весну следующего года. Возвращать деньги за приобретённые билеты они не хотят, оперируя постановлением правительства №830 от 6 июня этого года. В нем сказано, что концерт может быть перенесён при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности. Но в Татарстане никто никакого локдауна не объявлял, и в городе в ноябре можно абсолютно без проблем сходить на концерт Полины Гагариной или группы «Би-2». Трофимова считает, что в данном случае со стороны организаторов нарушение налицо, поскольку мероприятие переносится уже во второй раз. «В первую очередь необходимо написать претензию в адрес организатора с конкретным требованием. «Прошу расторгнуть договор купли-продажи и вернуть мне деньги в таком-то сумме за приобретённые билеты», – говорит заместитель руководителя ведомства. – Если просьба будет проигнорирована, тогда спор решается в судебном порядке. Гражданин может сам обратиться в суд, может обратиться в управление Роспотребнадзора, чтобы мы составили проект искового заявления или от его имени также обратились в суд. Судебное решение должно быть в пользу потребителя, и помимо того, что ему вернут деньги за билет, он ещё вправе рассчитывать на возмещение морального ущерба, компенсации процентов за просрочку выполнения его требований. На организаторов также накладывается штраф в размере 50% от требуемой суммы». Если продавец порядочный…К слову, 63% всех обращений в Роспотребнадзор как раз связаны с оказанием услуг, остальное – по качеству товаров. Подобная тенденция сохраняется уже несколько лет. Но есть и некоторые новшества… «Второй год подряд к нам поступают обращения на юридические услуги. И здесь речь идёт, наверное, не столько о некачественном оказании, сколько в принципе о неоказании юридических услуг, – заверяет Марина Трофимова. – Буквально на днях поступило обращение. Потребитель заказал мебель в квартиру сразу в несколько комнат на сумму 125 тысяч рублей. В итоге поставщик недобросовестно выполнил свои обязательства и недоукомплектовал заказ. Тогда клиент нашёл юридическую фирму, которая обещала ему помочь. Человек заключил с ней договор на 35 тысяч рублей. А по документу оказывается, что фирма поможет только в написании претензии на имя продавца, обращении в Роспотребнадзор и прокуратуру. И всё. То есть люди делают деньги на доверчивости наших потребителей. Человек мог самостоятельно написать все заявления и не «попадать» на немаленькую сумму. Тут не обязательно владеть какими-то юридическими терминами или познаниями». Трофимова заявляет, что в Казани чаще всего аналогичные жалобы поступают на обращения в адрес ООО «Авангард», ООО «Меридиан», «Империал» и на «Казанский центр юридической защиты». Только в этом году в отношении этих четырёх фирм было возбуждено около 200 административных дел. Материалы были переданы в прокуратуру и в МВД для разбирательств. При этом сумма договора на оказание «полезных» услуг могла составлять до 150 тысяч рублей. Также расцветает новый вид мошенничества, связанный с продажей автомобилей. Заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по РТ буквально пожаловалась на автосалон «Казань», расположенного по улице Чуйкова, 58В. Только в октябре поступило 29 жалоб на него. Механизм нечистоплотной торговли заключается в следующем. Человек в Интернете находит объявление о продаже автомобиля по выгодной и привлекательной цене. Звонит в автосалон и там ему подтверждают наличие данного товара. Человек приезжает по адресу для оформления сделки, и тут ему предлагают различные дополнительные услуги, заманивая низкими ценами, акциями, скидками и кредитом по льготному проценту. Всё это длится 6-8 часов. К концу дня измученный покупатель подписывает договор, естественно, уже не читая его внимательно. И уже позже человек понимает, что купил автомобиль по цене в 2 раза дороже изначально заявленной, ему навязали абсолютно ненужный пакет дополнительных услуг. Более того, в договоре купли-продажи отсутствует конкретная информация о приобретённом автомобиле, о его комплектации и стоимости. И часть денег, а это десятки или сотни тысяч, переводится за допуслуги каким-то сторонним фирмам. «Сейчас возбуждены дела в отношении самого автосалона, деятельность осуществляет ООО «Артель», – говорит Трофимова. – Потребитель вправе обратиться с требованием разрыва договора купли-продажи к самому продавцу, к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые также указаны в договоре. Основание – не была предоставлена информация о приобретаемым товаре. В противном случае – в суд. Обычно, если продавец порядочный, он старается в досудебном порядке решить все возникшие проблемы». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|