Шкатулка с «Шурале»Общество    27 ноября 2020, 13:39
В декабре по традиции, несмотря ни на что, состоится долгожданный «Абязов–фест». Переделать «Щелкунчика» в оперу и сыграть балет с куклами – такое по силам только маэстро и художественному руководителю оркестра La Primavera Рустему Абязову. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, какие ещё сюрпризы ожидают зрителей в рамках музыкального форума, и почему не все представления можно будет давать на привычной для музыкантов сцене. Куклы под оркестрИдея переформатировать «Шурале» изначально возникла у Рустема Абязова. Каждый раз, когда заканчивается «Абязов–фест», маэстро задумывается, чем бы ещё можно было удивить публику, смешивая в один коктейль казалось бы не сочетаемые ингредиенты. Благо, два года для реализации следующего фестиваля есть. Главное, по словам дирижёра, придумать концепцию, общую тему, на основе которой можно будет творить. Так получилось и на этот раз. Темой была выбрана «Сказки, мифы и легенды в музыкальном отображении». И после этого «придумки» полетели как из рога изобилия. Фестиваль всегда отличался синтезом разных видов искусства. «Сначала пришла идея сыграть сюиту Фарида Яруллина, – говорит Рустем Абязов. – Мне кажется, я отдал композитору все долги, какие перед ним были у меня как у его фаната. Я обратил внимание, что не существует сюиты из балета «Шурале». Мне хотелось, чтобы эта музыка жила отдельно, на симфонической сцене. Я отредактировал, сделал оркестровку, добавил множество ударных инструментов и показал её директору оперного театра Рауфалю Мухаметзянову. Он предложил мне переложить весь балет на симфонический лад». Но однако ж со своим камерным оркестром это произведение Абязов сыграть не мог. И тогда пришла в голову идея воспользоваться фестивалем. «Если выйдут мои музыканты и будут просто играть музыку Фарида Яруллина, это будет красиво, но не увлекательно, – вспоминает маэстро. – Хотелось, чтобы это действо получило новую огранку. И тогда возникла идея обратиться к Ильгизу Зайниеву, который на тот момент только стал режиссёром театра кукол «Экият». Я поинтересовался, нет ли желания попробовать на эту музыку что-то поставить». Признаться, Зайниев был удивлён подобным предложением. Однако не стал отказываться от возможности поэкспериментировать. Тем более, что Абязов уже записал фонограмму с симфоническим оркестром Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля и предоставил произведение, дав при этом полный карт-бланш режиссёру. На эксперименты было полтора года. «Я изучил видеозаписи балета, историю постановки, самой легенды – всё, что связано с Шурале. И мне показалось, что просто так под это великое произведение танцевать балет с куклами будет не интересно. Зрителю такое действие будет выдержать тяжело. И я стал копаться в этой истории. Кто такой Шурале, и почему это единственный татарский балет, который прославился на весь мир. Стали сочинять либретто, и в какой-то степени у нас получилось культурологическое произведение о том, как Шурале хранит татарскую культуру и ждёт, когда же придёт прекрасная Сююмбике». Первоначально у Ильгиза Зайниева в голове сложился образ, что балет Шурале лежит в шкатулке на дальней пыльной полке на чердаке. И это как будто символизирует настоящую татарскую культуру, которая часто тоже мало используется в современной жизни. Время от времени с этой пыльной полки достают не связанные друг с другом фрагменты балета и показывают их зрителям. Но со временем режиссёр вместе с актёрами решил отойти от этой печальной концепции и всё же дать спектаклю надежду на то, что татарская культура в скором времени полетит вперёд. Но на этом эксперименты не закончились. Режиссёр решил идти до конца и позвал на помощь из Камаловского театра актёра Ильдуса Габдрахманова и хореографа Салиму Аминову. То есть зрители помимо кукольного представления увидят ещё и вплетение танцев. «Когда мы начали работать над спектаклем, я был привязан к истории классического балета, - говорит художник спектакля Сергей Рябинин. – В голове вертелись образы постановки 1945 года и других интерпретаций. Ходил вокруг старых штампов. Но режиссёр настоятельно мне рекомендовал избавиться от них, поскольку это будет совсем другое произведение, совершенно другая история. И когда уже было написано либретто, я понял, что Шурале – это персонаж, который попал каким-то образом в наши дни и существует с нами рядом в виде обычного человека. Мне стало интересно, я зацепился за эту историю и только тогда стали рождаться художественные образы и различные технические находки. И сейчас даже удивительно для меня самого, что история совершенно не связана с классическим сюжетом балета и вообще привычным повествованием о Шурале. История гораздо добрее, интереснее и драматичнее». Создатели нового продукта считают, что великие произведения тем и прекрасны, что через много лет могут заиграть новыми красками в руках современных режиссёров, которые привносят в их содержание что-то свое. Культурный бартерСамое сложное в данном проекте – это нехватка времени. По словам Ильгиза Зайниева, пандемия спутала все карты, и сейчас и цеха, и сами актёры работают в загруженном графике. К примеру, за осень было сыграно гораздо больше спектаклей, чем в прошлом году. А за 4 месяца «Шурале» станет шестой премьерой театра. И это ещё не считая новой новогодней сказки. Билеты на праздничные представления поступили в продажу 26 числа, и только за первый день было продано порядка 60 процентов, а это около 10 тысяч «проходок». «Конечно, из-за коронавируса чувствуется некая тревожность, – говорит режиссёр. – Мне как руководителю каждое утро приходится начинать не с театральной суеты, а узнавать, никто ли не заболел сегодня. Особенно тяжело было осенью – у нас были заболевшие, чего уж греха таить. Во всех театрах болели. Но мы вовремя меняли актеров, ни одно представление не перенесли». «Шурале» театр поставит в свой репертуар, скорее всего, в январе. Сейчас полным ходом идут приготовления к премьере 7 декабря в ГБКЗ им. С. Сайдашева. Это непростая задача для кукольников, поскольку в концертном зале сцена мало приспособлена к тому, чтобы на ней играли куклы. Нет необходимого театрального оборудования, и даже с освещением есть определённые сложности. К примеру, если на классических представлениях свет в зале и на сцене максимально приглушён, а прожекторы используются для того, чтобы усилить повествование, то в Большом концертном зале свет гасить не представляется возможным, поскольку музыканты должны каким-то образом смотреть в ноты. Сцену в итоге поделят на две части. В одной – будет сидеть оркестр, в другой – рождаться сказка. Судя по репетиции, зрелище действительно ожидается захватывающим. «Мы договорились, что после фестиваля, когда состоится премьера в театре кукол, мы так скажем, «по бартеру» могли бы с оркестром прийти на представление и ещё раз сыграть спектакль вместе с актёрами, – говорит Рустем Абязов. – Но только в том случае, если придумаем, куда можно было бы разместить музыкантов на этой сцене». «Щелкунчик», каким вы его ещё не виделиОднако это будет не единственный сюрприз в день открытия «Абязов–феста». Во-первых, с сольным сэтом для публики выступит легендарная тувинская группа ХУУН-ХУУР-Ту, и один из лучших гусляров России Гудимир. Второй день фестиваля состоится ровно через неделю, 14 декабря. Зрителей ожидает сюрприз – премьера. Это одноактная моноопера «Щелкунчик» – для сопрано и камерного оркестра – с участием Алины Шарипжановой. «Уж эти мелодии многим знакомы и любимы с детства, поэтому они прозвучат без каких-либо изменений. Единственное – оркестрованы будут под La Primavera, – говорит маэстро. – И опять же, просто музыку играть не интересно. Поэтому я обратился за помощью к поэтессе Альбине Абсалямовой с предложением написать либретто к этой опере. А Алина Шарипжанова с удовольствием согласилась исполнить вокальную партию. Сейчас полным ходом идут репетиции». Сюжет оперы строится на том, что взрослая женщина вспоминает, как в детстве ходила на балет «Щелкунчик». И детский ум настолько впечатлялся увиденным, что девочке ночью снится, что она является действующим лицом внутри самой сказки… Все это будет проходить в сочетании с другим номером. В этот вечер на сцену выйдет великолепный московский ансамбль Дмитрия Покровского, с которым оркестр исполнит музыкальное действо «Слово о полку Игореве» композитора Алексея Шелыгина. Переложение для камерного оркестра сделано специально к «Абязов-фестивалю». То есть получится такой русский дух с немецким вкраплением, если, конечно, от сказки Гофмана что-то останется после её интерпретации. Завершится «Абязов–фест» через месяц, 28 января. Впервые в Казани будет показана постановка знаменитого балета Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет». В сопровождении камерного оркестра на сцену выйдет не менее камерный балет «Пантера» под руководством Наиля Ибрагимова. Подобный эксперимент также будет осуществлён в Казани впервые. И тут уже опять не обошлось без коронавируса. Из-за того, что на сцене ГБКЗ развернуться в танце, где ещё при этом находится оркестр, нельзя, выступление хотели перенести на конец декабря в ДК Сайдашева, где и базируется «Пантера». Но вот незадача. Из-за эпидемии концерты в муниципальных ДК запретили, там пока остались только кружки. Поэтому премьера состоится в январе, если всё будет нормально. К слову, фестивальная жизнь оркестра уже пострадала из-за пандемии. Весной должен был пройти фестиваль L’arte del arco. Но по факту состоялся только день открытия музыкального форума, после этого в Татарстане, да и по всей России из-за коронавируса закрыли все концертные площадки. Но Абязов продолжает верить в будущее. Его даже не смущает, что сегодня заполняемость залов может быть не больше 50 процентов, поскольку фестиваль проходит при поддержке министерства культуры и Правительства Татарстана. Другое дело, если из-за ковидных ограничений примут постановление, что зал должен наполняться не более 25 процентов. В таком случае Абязову будет жалко проводить свой фестиваль для такой немногочисленной публики. Стоит отметить, что зритель в последнее время активно ходит на подобные представления. Оркестр La Primavera в отличие от некоторых своих коллег по цеху не идёт на различные ухищрения, чтобы в таких сложных эпидемиологических условиях забивать зал «под завязку», в БКЗ – всё по закону, не больше половины зала. И билеты на программу «Наша музыка из «не нашего» кино» в кассах закончились достаточно быстро. Не все желающие смогут попасть на это представление. Поэтому учитывая сколько оригинальных премьер ожидается, нужно поторопиться с покупкой билетов… Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|