Эту песню не задушишь, не убьёшьОбщество    28 января 2021, 16:52
Администрация города решила, наконец-то, навести порядок на центральной улице города, которая порой напоминает настоящий балаган. Для этого они пытаются выработать общий свод правил, который будет обязателен к исполнению. В том числе чиновники решили вернуться к старой доброй литовке текстов песен и самого репертуара, чтобы не дай бог что аморальное не исполнялось перед гостями столицы. Корреспондент портала «Вверх» понаблюдал за тем, как администрация города пытается договориться с творческой уличной интеллигенцией. «Джон Леннон» не знает ни нот, ни композитора ПрокофьеваСамо заседание чиновников с представителями общественности немного напоминало сюжет из фильма Эльдара Рязанова «Гараж», а стилистикой – партсобрание советских времён. Тут тоже часто звучали слова «запретить», «ограничить», «это безобразие». Однако то, что с улицей Баумана нужно что-то делать, было понятно давно. В сеть неоднократно попадали видеокадры дерущихся «за место» ростовых кукол, да и в самой администрации заявляют, что уличные музыканты тоже начинают выяснять отношения за самый проходной с точки зрения пешеходов участок Баумана. «При выборе площадки мы хотели бы, чтобы музыканты не тревожили местных жителей. А артисты, в свою очередь, получили возможность выступать при наибольшем скоплении людей», – говорит начальник управления культуры города Азат Абзалов. Правда, тут же признал: со всеми договориться и учесть все интересы всё равно не получится. Но попробовать можно… За пилотный проект взяли центральную пешеходную улицу, которая в какой-то мере является обложкой города. Сейчас городские власти пытаются придумать, в том числе и путём обсуждений, некий свод правил, посмотреть, как они работают на практике, а позже урегулировать все уличные отношения с творческими людьми по всему городу. «Для музыкантов хорошо было бы предусмотреть некий заявительный характер выступлений, определив им локации и репертуар, - отметил Рустем Сагадеев, начальник отдела развития и содержания исторической части города администрации Вахитовского и Приволжского районов. - А для тех, кто оказывает коммерческие услуги на пешеходной улице – это художники, фотографы с различными животными, ростовые куклы – должны платить определённые средства за работу на муниципальных землях. Просто нужно придумать механизм, как это сделать удобнее». Сагадеев отметил, что в администрации уже «накидали» определённые точки, где могли бы играть музыканты и не создавать неудобств. Можно петь возле часов, где сегодня нет жилых помещений, но есть место, где можно было бы развернуться зрителям. Есть традиционное место возле отеля «Шаляпин», но там нужно запретить выступать группам. Только один гитарист без всевозможных усилителей. На аналогичных условиях можно было предоставить условия возле памятника коту казанскому и знака «Нулевой километр». Последнее место упоминается даже в хите казанской группы «Мураками»... «Ни отель «Шаляпин», ни мы не будем рады соседству с уличными музыкантами», – признался Виталий Большаков, директор Дома печати, в котором расположился отель «Ногай». Полтора года назад была создана общественная организация из предпринимателей, работающих на Баумана, в которую собралось около 20 человек. Цель её – обсуждать проблемы, которые насущны для работы на центральной улице города. «Мы понимаем, что отдельно каждый из нас с трудом будет решать сложные задачи, а сообща можно сделать это намного легче, – говорит Большаков. – И уже есть определённые достижения. Но если говорить об уличных музыкантах, эта проблема волнует большинство из предпринимателей». По словам директора, многие постояльцы отеля жалуются на громкую музыку. От этого у отеля много негативных отзывов, в том числе и на специальных агрегаторах по бронированию. Люди приходят вечером к себе в номер, хотят отдохнуть… «Есть, конечно, очень приятные выступления, но порой играют такие персонажи, которые никакой критики не выдерживают. Это, во-первых, однообразие репертуара, во-вторых, нет голосов, в-третьих, присутствует ненормативная лексика, ведь эти люди не всегда трезвые». Согласна с Большаковым и местная жительница улицы Альмира Валеева. Она также пожаловалась на асоциальность некоторых музыкантов, которые начинают огрызаться, если им делаешь замечание. В частности, угрозы ей приходили и со стороны такого персонажа, который часто тусуется на пешеходной улице, который называет себя Джоном Ленноном. «Он не знает ни нот, ни композитора Прокофьева, – говорит Валеева. – Он настолько предприимчивый, что сдаёт своё «рыбное» место возле памятника Шаляпину другим музыкантам. Всего за рюмку водки. Это неприятно». Также, по мнению Валеевой, от громкой музыки могут разрушаться и памятники архитектуры. Поэтому поступило предложение с помощью «трубадуров» оживить улицу Петербургскую. По всей видимости, потому, что там сплошной новодел, жилых домов нет, играй – не хочу… «Звёзды» не играют в метроАзат Абзалов согласился с тем, что и музыканты, и художники должны выглядеть опрятно. Поэтому, по его мнению, нужно вернуться к советскому прошлому и создать что-то вроде худсовета. Он и будет рекомендовать, как одеваться, давать советы в части репертуара и текста, тут должна быть какая-то определённость. «Мы всё-таки город с многовековой культурой, у нас есть, чем гордиться, – говорит чиновник. – В какой-то степени у нас творчество свободно, но мы хотели, чтобы, может быть, и на татарском языке песни звучали». Привлечь уличных менестрелей за исполнение чужих песен невозможно, законодательство в авторском праве этого делать не позволяет. Музыканты не получают прямую выгоду, а зарабатываемые деньги к ним приходят через пожертвования. А вот если бы управление культуры устроила бы тендер на проведение праздника, или кто-то продавал билеты на уличное мероприятие, тогда бы в силу вступили совершенно другие правила. Не получится уличных музыкантов спрятать и в метро. Заместитель генерального директора по безопасности и режиму МУП «Метроэлектротранс» Мухаммад Самигуллин отмечает, что казанская подземка сильно отличается от московской. У нас не та аура, мест гораздо меньше и вообще этот объект является важным с точки зрения гражданской обороны. Место для музыкантов может быть в переходе у Кольца или на платформах. Но последнее сразу можно отметать, поскольку, находясь в замкнутом пространстве, некоторые теряют ориентацию. По словам Самигуллина, в прошлом году было несколько случаев, когда пассажиры падали на рельсы. А это небезопасно для их жизни, там проходит электричество под напряжением в 800 ватт… «Мы пробовали звать оркестр театра Камала, прекрасная музыка, – говорит Самигуллин. – Играли они в переходе на станции «Площадь Тукая». И мы были удивлены, что далеко не все люди останавливаются послушать прекрасное исполнение. Казанцы просто проходят мимо, спешат домой». Но поиграть в метрополитене всё же можно. Для этого нужно получить разрешение руководства, сесть таким образом, чтобы не мешать людскому потоку и петь исключительно под акустику. Но для самого руководства метро это проблема, так как музыканта нужно ещё и охранять… Отчасти момент селективного отбора произошёл в парках Казани, поскольку общественные пространства сегодня – это целые объекты культуры. «У нас вопрос выступления музыкантов решён, – говорит шеф Дирекции парков и скверов Марат Закиров. – У нас есть необходимая документальная база, внутренние правила, даже специальный отдел, который занимается этим вопросом системно и не первый год». Фишка в том, что каждый парк – это концепция развития, поэтому и музыканты подбираются соответствующие. За каждой территорией закреплён парк-менеджер, который следит в том числе и за конкретным наполнением. Основная задача – это избежать прямых конфликтов с музыкантами, и решаются они путём диалога. Просто так ни один коллектив, ни бард прийти и поиграть в парке не сможет. «С другой стороны, создание договора, который окончательно ограничит возможность музыкантов к самореализации, – это неправильное решение, на мой взгляд, – говорит Закиров. –Самое главное не задокументировать этот факт, не запротоколировать их выступление, не сказать, что и как нужно играть. Главное, чтобы они не мешали друг другу и окружающим, не нарушали существующее законодательство. Если будет понятный механизм работы с ними, это позволит всем играть по понятным правилам». Давайте хотя бы жирафов за несоблюдение дистанции штрафовать…Но музыканты на Баумана – это ещё половина всех раздражителей, которые несёт под собой улица Баумана. К примеру, директор МБУК «Казанский зооботсад» Фанис Нурмухаметов переживает за животных, с которыми предлагают сфотографироваться на главной улице города. «Часто же у людей бывает аллергия на собак и кошек? Так вот, у животных также может быть аллергия на излишнее внимание со стороны прохожих». И главный бич пешеходной улицы – это ростовые куклы в виде зебр или жирафов. «Аниматоров специально обучают, как заманивать клиентов, – говорит Гульнара Исхакова, экскурсовод 1 категории. – Ростовые куклы порой пристают к прохожим, фотографируются с ними, а потом нагло требуют с них деньги за фотографию. При этом показывают бейджик, что работают тут официально. Ценник за услуги нигде не указан, и поэтому возникают конфликтные ситуации. Это сравнимо с тем, что молодой человек поможет бабушке перейти через дорогу, принести ей тяжёлую сумку, а потом будет требовать с неё 300 рублей. Такие же досадные чувства испытывает и турист». Исхакова уверена, что это только начало проблемы. В Москве и Санкт-Петербурге эти животные, кажется, заполонили уже все туристические места, а полиция на Баумана не жаждет отлавливать ростовых персонажей. «Давайте хотя бы их за несоблюдение дистанции штрафовать во времена коронавируса», – предложила другой экскурсовод. Азат Абзалов отметил, что аниматоры работают как самозанятые, а персонажи их лицензированы. Так просто эту проблему не решить. Поэтому надо договариваться. «Сегодня Баумана – очень живая. Это в том числе благодаря чемпионату мира по футболу 2018 года, когда она стала самой посещаемой улицей, – говорит глава городского комитета по туризму Дарья Санникова. – Горожане не особо любят эту улицу и мало посещают. А туристы, напротив, считают, что прогуляться по ней обязательно нужно, поскольку позиционируют её как казанский Арбат. Плюс ко всему тут можно купить аутентичные сувениры, не только из Китая». По словам Санниковой, уличные музыканты туристов никак не раздражают, но помимо творческих людей на Баумана присутствует фоновая музыка и аудиореклама со стороны кафе и магазинов. «С одной стороны тебя приглашают на чай за 20 рублей, с другой – купить пирожок за 15, сто метров прошёл, тут на тебя зебра надвигается со своими услугами… Получается какофония и сумбур в голове. Нет никакого удовольствия от атмосферы Казани. Аутентичность города нарушается. И ощущение у туриста получается, как будто это какой-нибудь базар-вокзал. Наше предложение – хотя бы урегулировать звуковую рекламу, которая звучит с разных точек. И предложить музыкантам исполнять сезонный репертуар: летом – одно, к осени – другое… Так и программа будет более разнообразной». Начальник управления культуры прекрасно понимает, что путь борьбы с уличным бизнесом будет непростым. Но его проходили уже многие мегаполисы мира. «Мы видим, что происходит в Москве. По площади могут разгуливать одновременно два загримированных Ленина, и тут же тебе предлагают сфотографироваться на троне из «Игры престолов», вручив при этом меч Джедая. Это веяние времени, с которым приходится работать, регулируя попутно правила игры». По словам Абзалова, в идеале уже к началу летнего сезона разработать свод требований как к уличным музыкантам, так и к индивидуальным предпринимателям. Если эксперимент окажется удачным, распространить его и на остальные общественные пространства. При этом процесс подачи заявки в мэрии хотят сильно упростить. «Мы хотим всё привести в цифровой формат, – говорит Абзалов. – Человек должен иметь возможность в два клика найти площадку и получить время, в которое он может на ней творчески самореализоваться. И так, чтобы музыканты, художники и аниматоры не мешали друг другу работать». Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|