Спасительные струны

Общество    16 марта 2021, 09:45
Спасительные струны
В Татарстане с концертами и мастер-классами начался фестиваль L'arte del arco

В Казани в своём привычном формате стартовал X Международный фестиваль L'arte del arco.  Он знакомит слушателей Казани, Нижнекамска и Набережных Челнов с топовыми солистами, работающими в области струнно-смычкового искусства.

За это время мероприятие превратилось в серьёзный бренд и узнаваем во многих уголках мира. Корреспондент портала «Вверх» выяснил, какие сюрпризы ожидаются, и что дал для музыкантов пережитый коронавирус.

Композитор с  математическим прошлым

В прошлом году фестиваль успел провести только один концерт – открытие.  И  это уже было достижение, поскольку после него Роспотребнадзор запретил устраивать какие-либо массовые зрелища в преддверии пандемии. И даже те иностранные музыканты, кто успел приехать в Казань на мероприятие, были вынуждены уехать без выступления.

«Правда, мы в какой-то мере возместили эти творческие потери, потому что в октябре состоялся отложенный концерт в рамках L'arte del arco, и на нём выступили два музыканта, которые должны были завершать наш фестиваль прошлой весной, – говорит руководитель оркестра La Primavera Рустем Абязов. – На этот фестиваль мы не рискнули приглашать большое количество иностранцев, учитывая непростую эпидемиологическую ситуацию. Когда начали подготовку к данному фестивалю, вообще было непонятно, сколько зрителей можно будет собирать в зале и насколько границы будут открыты».

В итоге, несмотря на все препоны, в Казань прилетел мексиканский скрипач Альфредо Рейеса Логунов, который прекрасно говорит на русском. Его мама – русская, да и скрипке он учился у российских мастеров. На этот раз в афише, в основном, – российские музыканты, но каждый из них – звезда. Это Никита Борисоглебский, Фёдор Амосов, Гайк Казазян, Борис Андрианов, Граф Муржа и молодой казанский виолончелист Камиль Мухаметдинов, который продолжит фестивальную традицию представления новых имён. Сегодня фестиваль передвигается в Нижнекамск, 19 марта концерт состоится в Набережных Челнах, а 20 и 21 марта снова вернётся в столицу Татарстана.

Композитором-резидентом L’arte del arco в этом году стал композитор Алексей Шор. Произведения Шора исполняют многие ведущие музыканты.

«Это гражданин США, который сейчас живёт на Мальте, – говорит Абязов. – Он пришёл в музыку довольно поздно, поскольку до этого закончил нашу Бауманку и был математиком. Сейчас это очень плодовитый и исполняемый композитор. Его сочинение записаны на серьёзных лейблах, а исполняют их очень серьёзные музыканты по всему миру».

Извечный спор: кто круче – скрипачи или пианисты

Конечно, это событие не состоялось бы, если не поддержка Министерства культуры Татарстана. О важности L'arte del arco говорят и сами приехавшие на него музыканты.

«Если смотреть в процентном соотношении на программы ведущих концертных залов, струнных программ довольно немного, – уверяет Никита Борисоглебский. – Мы всё чаще играем либо камерную музыку, сонетки с роялем, либо концертный репертуар с симфоническим оркестром. По крайней мере, со своей точки зрения я довольно редко сталкиваюсь с возможностью выступать со струнными коллективами. А если копнуть, то существует большой пласт оригинального репертуара для нас! И аранжировок под нас, которые также можно легко играть со сцены».

«Я могу больше сказать, подобных L'arte del arco фестивалей и в мире очень мало, – со знанием дела поддержал коллегу Альфредо Логунов. – И, как правило, на них звучат не только самые красивые произведения Моцарта и Паганини, но ещё сочинения современных авторов или написанных в прошлом веке. Они крайне редко исполняются. И это, конечно, ещё один стимул для тех, кто хочет сочинять для струнных инструментов».

Ещё один участник концерта – Фёдор Амосов – отметил, что по сравнению с пианистами, у струнных инструментов гораздо меньше доля концертов на рынке классической музыки.

«И очень важно понимать, что при всём уважении к нашим коллегам-пианистам, всё-таки струнные инструменты – одни из самых сложных. Многие захотят подискутировать на эту тему. Но опыт показывает, что хороших пианистов в десятки раз больше, чем отменных скрипачей. И я безумно счастлив, что в Казани буду популяризировать новую музыку».

По сути, мы все талантливы

По сложившейся традиции, все солисты, участвующие в фестивале, дают бесплатные мастер-классы для молодых дарований. По словам музыкантов, Казань всегда была богата на юные таланты. И сколько бы сюда не приезжать, всё равно со всеми детьми не перезаниматься.

«Формат мастер-класса – всегда очень сложный, – говорит Фёдор Амосов. – Что можно добиться за 40 минут, какого-то результата? Я обычно заостряю внимание на каких-либо деталях, чтобы ребёнок мог вынести хоть какой-то урок с этого маленького занятия».

«Здесь немаловажным является то, что встреча с такими мастерами для юных музыкантов – это огромный импульс для дальнейшего творческого развития, – считает Абязов. – Даже просто пообщаться с великими, услышать их совета – это дорогого стоит».

«Вот мы часто сталкиваемся с таким выражением – не могли бы вы прослушать талант, – говорит Фёдор Амосов. – Я всегда с подозрением отношусь к этому слову, придерживаюсь такого мнения, что любой человек, если обладает определённым складом, за 10 лет может освоить любую профессию. Если кто-нибудь из нас захочет стать ядерным физиком, ему понадобится на это 10 лет. То есть талантом мы, по сути, называем возможность человека обучаться. Это чувствуется уже на моменте интереса к изучаемому предмету. Если есть грамотный педагог, то никаких препятствий к достижению цели не будет. Практически сразу в глазах детей можно усмотреть, есть ли эта искра, или её нет. Потому что в противном случае ничего не получится».

То есть, по сути, мы все талантливы.

По мнению мексиканского музыканта, в России практически идеальна система непрерывного музыкального образования. Именно старые дивно заложенные традиции позволяют из детей и подростков вырастить настоящих музыкантов с мировым именем.

Никита Борисоглебский тоже считает, что искру очень хорошо видно в маленьких детях. И что они  как пластилин – можно лепить всё, что угодно. 

«Но дальше человек растёт, он может закрыться. Это не говорит о том, что он потерял интерес. Может быть, он стал интровертом, и нужно искать пути подхода».

Онлайном не заменить

Пандемия оставила огромный след в жизни представителей творческих профессий, у которых вся их работа заключалась во взаимодействии с публикой. И некоторые музыканты жаловались от отсутствия возможности реализовать свой потенциал во время локдауна.

«Я и раньше ценил каждое выступление, а сейчас ценю больше в несколько раз, – делится своими эмоциями Никита Борисоглебский. – И неважно, сколько человек сидит в зале. Когда ты проходишь через период, когда нет никаких концертов, а потом можно заполнять только четверть зала, ты понимаешь, что люди пришли даже на существующую опасность подхватить коронавирус. То есть, ты видишь, что люди хотят культурной жизни, хотят театров и выставок. И, несмотря на все эти сложности и опасности, всё равно жизнь продолжается. Поэтому для меня ценность каждого выступления, каждого концерта возросла».

Борисоглебский вспомнил, как давал один из первых своих концертов онлайн в пустом зале им. Чайковского. И он понял, что нет ощущения пустоты зала, потому что ты играешь для слушателей, которые находятся по ту сторону монитора. И в ответ в зале – полная тишина.

«Этого очень тяжело было добиться в обычной жизни, если ты, конечно, не выступаешь в Японии. Там с этим всё нормально. А у нас кто-то конфетку развернёт, кто-то в сумочке пороется. А тут полнейшая тишина, и для музыки это очень ценно. Появляется особый смысл. Это был интересный опыт, но всё же концерты должны существовать вживую».

«Сегодня онлайн мы можем прослушать в записи любого исполнителя, – говорит гость из Мексики. – Но беда записи в том, что не всегда можно передать вот этот особое эмоциональное состояние. Мы стараемся дать людям те эмоции, которые они не могут получить или сложно прочувствовать в реальной жизни. И музыка – это замечательный способ передачи подобных эмоций.  Прожитый период для всех нас дан для переосмысления себя и своего существования. И в искусстве он очень важен. Уход в себя полезен для любого музыканта. Есть больше возможности помузицировать. И поэтому, когда появляется возможность выразить то, что ты в тебе есть, музыкой как словами и словами как музыкой, это действительно очень ценно.

По словам Абязова, для оркестра фестивали становятся самым долгожданным и желанным событием даже несмотря на тот огромный объём работы, который необходимо сделать. Как правило, подобные мероприятия дают огромный импульс для дальнейшего творческого развития.

«Любого в оркестре спроси, и он без труда ответит, на каком фестивале, что и с кем из солистов играли, – говорит маэстро. – Надеюсь, для тех, кто приходит на наши концерты, новые открытия, новые интересные имена тоже являются незабываемыми моментами».

Олеся Ткаченко



Вернуться назад






Новости рубрики

25.04.2024 В Казани растянули 300-метровую Георгиевскую ленту Участие в акции приняли около 1 000 человек
19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх