Прочитайте за проездОбщество    13 апреля 2021, 14:22
В столице Татарстана с недавних пор работает необычный кондуктор. Дело в том, что женщина стала продавать билеты после того, как проработала в журналистике 18 лет. Но она не просто выходит на работу. Иногда во время выходных Раиля Мутыгуллина собирает полученные новые впечатления и упаковывает их в городские очерки, прочитать которые можно на её страничке в соцсети. Уйти в космосЗа время своей карьеры Раиля Мутыгуллина кем только не работала: месяц – в качестве санитарки, на хлебозаводе, два дня для репортажа потрудилась на пороховом заводе, при этом за полгода отправив все свои документы для проверки правоохранителям… (Кстати, то, что она журналист, ей от силовиков всё же удалось скрыть…). Была даже пастухом. А начинала свою трудовую деятельность как крановщица. Прямо с 18 лет. И управляла огромными машинами 16,5 лет. Так что неудивительно, что проработав 18 лет в журналистике, Раиля вновь кардинально изменила профессию. Но сделала она это не по своей воле, а помогая своему мужу. Для того, чтобы супругу получить льготную пенсию и на три года раньше выйти на заслуженный отдых, чуть-чуть не хватало специфического стажа. На севере и в шахтах супруг уже потрудился, и они совместно стали изучать, на каких профессиях можно было поработать для достижения этих целей. Оказалось, что водителем автобуса. И мужчина пошел переучиваться на категорию «Д». Как оказалось, в казанских АТП всё устроено таким образом, что водителю лучше обзавестись своим кондуктором. Потому что последних катастрофически не хватает. Работа сложная, однако заработать тут всё же можно. А придёт водитель с утра на смену, и свободных «билетёров» нет. Смена прошла зазря. Получит он свои 800 рублей и отправится восвояси. Поэтому трудятся водитель и кондуктор в связке, как космонавты. У билетёров, к слову, есть даже такое выражение «уйти в космос». Это когда ты выходишь на смену не со своим водителем… «Знаю кондуктора, которая уже восьмой день подряд работает – смена у одного водителя, смена у другого, – говорит Раиля Мутыгуллина. – Сон по 2-3 часа, по 14 часов на ногах. Желающих прийти на нашу работу нет. От слова совсем. Да, у нас не так просто. Да, приходится рано вставать. Отработаешь месячную норму, получишь 25-30 тысяч. Захочешь больше, выходишь в «космос» и получаешь 40-45 тысяч рублей. Некоторые девочки и по 50 зарабатывают. Но, видимо, народу нашему легче плакаться на безденежье и не хочется покидать зону комфорта. А пока водители продолжают приходить в гараж и, несолоно хлебавши, уходить домой. Убытки от такого положения дел несут и автоперевозчики». Офисная журналистикаХоть Раиля Мутыгуллина и не собиралась так кардинально менять свой уютный кабинет на не всегда тёплый автобус, решение уйти из газеты получилось всё же неслучайно. «Современная журналистика очень реактивна, в ней сегодня большие скорости. Нужно постоянно находиться в новостном потоке, – говорит женщина. – И ты сидишь, не поднимая головы: мониторишь сайты, делаешь план по новостям. Я просто стала терять интерес к работе. Раньше мы всё-таки больше находились, что называется, «в поле». Я ездила в Агрыз, когда там взрывались артиллерийские снаряды из Удмуртии, прошла всю «Булгарию» (крушение теплохода «Булгария» – прим.ред.), много чего интересного происходило. А сейчас это превратилось больше в офисную работу за компьютером. Есть, конечно, издания, где нет такой гонки за новостями, но их единицы». Но совсем журналистику Раиля не забросила. На её страничке в «ВКонтакте» стали появляться городские очерки о том, что Раиля видит из окна автобуса, что происходит внутри салона, какие люди попадаются. Оказывается, это настоящий кладезь историй и человеческих судеб. И читать всё это – одно удовольствие. «Не раз замечала, что кондуктор для некоторых пассажиров – как проводник в поезде. С ним хочется поговорить, а точнее, высказать, что на душе лежит. Пусть даже если ехать недалеко». При этом Раиля никогда не начинает разговор первой. А если устаёт от людей, что тоже в течение дня может случиться, дождётся, когда в салоне автобуса не останется ни одного пассажира, надевает наушники в уши – и давай танцевать по салону. Конечно, есть у Раили и свои любимчики – рассказ о некоторых из них потом появляется на страничке. Либо это девочка 12 лет, которая мечтает о собаке; либо немолодой мужчина, который посещает все спортивные матчи, куда пускают пенсионеров; или бабушка 80 лет, которая работает уборщицей в школе. Не потому, что пенсии не хватает, или детям надо помогать. Просто чего просто так дома сидеть… «Сорняки» в формеБольше всего в работе Раилю поразили сами кондукторы. Она сравнила их с сорняками, но не в уничижительном контексте, а наоборот. «Он, несмотря ни на что, всё равно прорастает, – говорит Мутыгуллина. – Некоторые кондукторы могут работать по 16 часов 6 дней в неделю, они действительно «стойкие оловянные солдатики», хотя часто не считают это за достижение. Мне после офисной работы это особенно бросается в глаза». Несомненно, кондукторы друг от друга отличаются. Даже в трамваях и троллейбусах работают иные билетёры. В АТП, где работает Раиля, они ведут себя с пассажирами максимально корректно, насколько позволяет образование и воспитание. Но не хватает специальных курсов, после которых кондукторы почувствовали себя по-настоящему лицом города. Посудите сами: именно с общественного транспорта у туристов начинает складываться впечатление о городе, и так получается, что кондуктор – это лицо города. «Нам бы форму красивую, не хуже, чем у работника метрополитена, – говорит экс-репортёр. – Многие хотят выглядеть перед пассажирами в красивом виде. Тогда, может, и уважение к профессии у общества повысится. Возможно, и хамство со стороны кондукторов возникает из-за пренебрежительного отношения. Некоторые словно подачку дают мне мелочь за проезд. Не понимая при этом, что перед ними стоит такой же человек, который точно также достоин уважения». Пьяные историиПо словам Мутыгуллиной, некоторые пассажиры уже изначально настроены на конфликт, как только заходят в салон автобуса. Особенно почему-то это касается больше дам бальзаковского возраста. Но больше всего она не любит пьяных. Они часто мешают общественному порядку и могут крепко заснуть, после чего их никак не разбудишь. Бывают и смешные истории, правда, не в её дежурство. Один нетрезвый мужчина специально проехал половину автобусного маршрута только для того, что не мог перейти в таком состоянии проезжую часть. Полицию за время работы пришлось вызывать однажды, когда неадекватный гражданин светил лазерным лучом в кабину к водителю. Кабину шофёра Раиля защищает как крепость, никому не давая мешать работе. «Просто если вызывать правоохранителей, на оформление документов, выяснение всех аспектов инцидента уходит немало времени. А пассажирам в это время надо ехать дальше, не всегда следующий автобус может прийти следом. Вот и стараешься аккуратно гасить возможные конфликты. Сама я стараюсь не провоцировать, не усугублять инциденты даже, если мне что-то не нравится, поскольку даже я буду права, мои действия пассажирами могут быть интерпретированы по-разному». Не стыдно за новую профессиюКонечно, начинать работать кондуктором приходилось тяжело. Мутыгуллина не столько боялась людей, сколько финансовой неудачи. И естественно, чековая лента у валидатора закончилась в самый неподходящий момент, когда был полный салон народу. С женщиной чуть не случилась истерика, поскольку как выполнять план, если карты она принять не может. Хорошо, что помог водитель. «Но я нашла и плюсы в этой работе, – признаётся Раиля. – Стала развиваться визуальная память». Женщина поведала секрет того, как кондукторы замечают пассажиров, кому продали билет, а кому – ещё нет. Во-первых, они смотрят по группам людей: кто куда зашёл, где остановился. Бывают яркие элементы одежды, которые тоже бросаются в глаза. Но если, скажем, молодой человек снимет свою шапку, кондуктору уже сложнее определить. Также стоит обращать внимание на обувь. Но не на её чистоту, хотя это тоже было бы неплохо. Просто если на сапогах или ботинках остался снег или видно, что они мокрые от дождя, значит, человек только что зашёл в автобус. Но Раиля просит всех, если есть такая возможность, держать билетики в руках до конца поездки. В таком случае вы сильно облегчите её работу. «Я никогда не думала, что до такой степени мне будет нравиться город. Утром и вечером мы видим, как восходит и заходит солнце, наблюдаем за тем, как город меняется. Мои коллеги часто эти эмоции выразить не могут, но я точно знаю, что чувствуют то же самое. И это удивительно. Я даже стала замечать, что в каждом маршруте или районе Казани – своё настроение у пассажиров, и это касается даже внешнего вида». Больше всего Матыгуллиной нравится работать в праздники. В этом году пришлось выходить на смену 1 января, думала: много пьяных, а оказалось, что город наполнился туристами. Они отгуляли праздник, а потом целыми семьями поехали получать удовольствие от Казани. Особенно ей запомнились северяне, для которых наша зимняя погода оказалась чуть ли не курортной. А на предстоящее 9 мая она хочет обклеить свой автобус фотографиями фронтовиков, которые становились героями её материалов. Так получилось, что из родственников у неё никто не воевал, но таким вот образом кондуктор-репортёр думает внести свой вклад в этот праздник. «У нас многие люди живут и работают по накатанной колее: потому что так положено, так принято обществом, – говорит кондуктор-журналист. – Есть узкий жизненный коридор: дом, работа, может быть, не всегда любимая. И шоры на глазах, что по-другому нельзя. Да почему? Почему что-то не поменять и не заняться тем делом, которое может принести деньги или совершенно другое удовольствие? А ты оглядываешься на общество, боишься осуждения соседей, друзей. Но я никогда не боялась перешагнуть через это. Нужно заниматься тем, что на данный момент тебе лучше». Мутыгуллина призналась, что некоторые её знакомые искренне удивлялись, что она поменяла кажущуюся более престижную профессию корреспондента на кондуктора. Но ей совсем не стыдно за свой выбор, поскольку Раиля считает, что не место красит человека. И если ты свою работу делаешь на совесть – какая разница, где ты работаешь в таком случае. Конечно, журналистика – это уже прикрепившийся образ жизни, и свой выхлоп она находит в этих городских очерках в социальной сети. Но уже тот опыт, который Мутыгуллина уже получила, проработав кондуктором, у неё уже не отнять. А сколько она сможет проработать в этой своей обретённой профессии, год или три – покажет время. Олеся Ткаченко Вернуться назад Новости рубрики
|
|