Татьяна Ларионова о парковке в Свияжске, пристани в Болгаре, памятнике в Заинске и Госдуме

Общество    15 апреля 2021, 18:17
Татьяна Ларионова о парковке в Свияжске, пристани в Болгаре, памятнике в Заинске и Госдуме
Зампредседателя Госсовета РТ намерена в Госдуме решать вопрос с землей многодетным семьям

Заместитель Председателя Госсовета Татарстана, исполнительный директор НКО «Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры РТ» Татьяна Ларионова стала гостем онлайн-эфира программы #ТатарстанОнлайн «Защита культурного наследия: как Татарстан сохраняет и возрождает исторические памятники и объекты». Беседа состоялась 15 апреля, в Международный день культуры.

Татьяна Ларионова рассказала о возрождении Болгара и Свияжска, сгоревшем в Заинске памятнике, планах баллотироваться депутатом Госдумы и назвала сроки открытия Собора Казанской иконы Божией матери. Портал «Вверх» приводит наиболее интересные выдержки из интервью.

«Сердце болело, но руки не доходили»

Фонд «Возрождение» 11 лет назад создал первый Президент Татарстана, Госсоветник республики Минтимер Шаймиев, и создал специально – для возрождения Болгара и Свияжска. Когда он оставлял пост Президента республики, он сказал, что у него всегда сердце болело, но руки не доходили до самых главных наших жемчужин – места принятия ислама (древний Болгар) и острова-града Свияжск. И он решил сосредоточиться именно на этих памятниках (оба объекта внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО – прим. ред.).

Когда мы совершали первые визиты в эти святыни, картина была печальной – смотреть без слёз было невозможно. В Свияжске ни в один собор невозможно было войти, они исторически были неотапливаемые – в них накопилась сырость, влага, были ледяные полы, обшарпанные стены. Но мы понимали, что это не просто стены – Успенский собор это сохранившаяся живопись, уникальные фрески. Если говорить о Болгаре, памятники удалось сохранить и отреставрировать по высшему стандарту мирового сообщества.

Мы начинали с такого запустения! И предположить тогда, что за какие-то восемь-десять лет мы сумеем изменить состояние исторических мест, было очень сложно. Но получилось. Мы сразу же поняли, что нужна команда, и она была создана. Из лучших реставраторов республики, архитекторов, археологов, учёных. Мы смогли создать команду единомышленников. Команду, которая делала с умом и сердцем.

Но мы понимали, что только сохранившиеся памятники не привлекут нужного количества туристов… И надо было подчеркнуть особую ценность того и другого места. Мы поняли, что если Болгар – это место принятия ислама, здесь должен быть какой-то особый знак. И пришла идея построить памятный знак в честь принятия ислама. А символом религии является Коран. И мы специально заказали самый большой печатный Коран в мире 3 на 2,5 м, весом 800 кг, украшен драгоценными каменьями. Эта книга уже вошла в список рекордов Гиннеса.

Однажды мы пролетали над Болгаром на вертолёте, и вдруг Минтимер Шарипович задался вопросом: «А где здесь молятся люди?». Ведь вокруг Малого и Большого минаретов только открытая площадка. Да, летом можно молиться на открытом воздухе. Но как это делать в остальные времена года? Тогда пришло понимание, что нужно строить мечеть. Но мы уже тогда понимали, что она должна быть построена за пределами городища. Появилась такая мечта, идея, вокруг которой была сформирована команда.

Мы определились с цветом будущей мечети – белым. Вера – это чистые помыслы, светлые мысли. Минареты нашей белой мечети – точная копия минаретов мечети в Медине. Вокруг белой мечети разбит сквер, и только белые тюльпаны там растут, цветут яблони белым цветом, потом появляются белые розы, белый жасмин. Вся растительность, которая окружает белую мечеть – белого цвета.

Многие приезжают на эти объекты не только для того, чтобы помолиться, но и познать историю, археологию, быт в разное время жизни на этой земле. Туда ездят семьями. Детям интереснее побывать в музее – неслучайно мы открыли дом сказки в Свияжске, где оживают сказки Пушкина. В том же Музее археологии дерева детям очень интересно. Когда мы создавали инфраструктуру, думали, чтобы она была многогранна и интересна для всех поколений. И чтобы каждый мог найти себе что-то по душе.

«У нас 11 томов Книги благотворителей»

Татарстан – единственный регион России, у которого три объекта включены в список ЮНЕСКО. Помимо Болгара и Свияжска – это Казанский Кремль. В этом велика заслуга Рустама Минниханова и Минтимера Шаймиева. Но и без Владимира Владимировича Путина мы бы не смогли этого сделать. 8 лет действовал уникальный комплексный проект возрождения Болгара и Свияжска. Эти 8 лет финансирование мы получали, в том числе, из федерального бюджета. Финансовая поддержка была очень значимая.

Я бы ещё сказала огромное спасибо жителям республики. Если бы не татарстанцы, их внимание к этой теме, мы бы не смогли сделать то, что у нас получилось. Самой пожилой жительнице, которая стала благотворителем Фонда «Возрождение», 103 года – это жительница Спасского района. Когда к ней пришла почтальонка с пенсией, она сказала:

«Дочка, подожди. Эту часть я оставлю себе. А эту – сходи отнеси, я слышала есть Фонд «Возрождение», который занимается нашим Болгаром, положи туда. Когда я была молодая, бегала к Малому минарету, и всегда молилась там. Сейчас уже не могу, но пусть мои дети, внуки, правнуки ходят и знают, что Малый минарет стал таким, каким я его помню в своей юности. И пусть они знают, что я тоже к этому причастна».

У нас 11 томов Книги благотворителей. Мы каждого, кто вкладывает средства в Фонд «Возрождение», заносится в эту книгу. 68 тысяч записей в этой книге – это 68 тысяч предприятий, организаций, физических лиц, которые откликнулись на это замечательное дело.

Добираться до Болгара и Свияжска по реке будет проще

Мы сделали всё возможное и невозможное, чтобы провести дноуглубительные работы в Болгаре и Свияжске, чтобы сегодня эти объекты стали доступны для многопалубных теплоходов. Теплоходы для связи с туристами из других городов наконец-то к нам стали приходить. Это вне всякого сомнения больший плюс для тех, кто готов приехать и поклониться этим землям.

Если говорить о метеорах, мы столкнулись с тем, что их количество ограничено. Специально для Болгара и Свияжска по поручению Президента РТ было отремонтировано четыре метеора, которые по определённому графику движутся по маршрутам «Казань – Болгар – Казань» и «Казань – Свияжск – Казань». Некоторые проблемы были в Болгаре в прошлом году, потому что когда одновременно к Речному вокзалу подходил и большой теплоход, и метеор, то пристать одновременно они не могли – пристань одна. Самый большой вопрос был для метеоров.

В этом году принято решение совместно с Госкомитетом по туризму РТ. Будет использоваться дебаркадер на месте старой пристани в Болгаре, практически около городища. Мы рассматриваем вопросы, чтобы внешний вид дебаркадера соответствовал этому месту. И сделаем все, чтобы «Татфлот» урегулировал существующие вопросы.

Перехватывающая парковка в Свияжске

Существующей стоянки в Свияжске действительно не хватает. В 2010 году мы сделали замер, сколько туристов побывало в Свияжске. В 2010 году их было 7 тысяч. В 2018 – уже 510 800 человек. Это колоссальная нагрузка на Свияжск. Конечно, люди не пешком идут к этому острову. В своё время мы прислушались к рекомендациям ЮНЕСКО увеличить количество музеев в Свияжске. В 2010 году там не было ни одного музея, сегодня их 11. Одно дело – все бы прошли в один музей, а сегодня туристы рассредоточиваются. В Болгаре то же самое – там 11 музеев сегодня.

И по стоянке в Свияжске была выдана очень интересная рекомендация. Согласно ей, мы построили стоянку для шаттлов недалеко от острова, но пока не запустили её. В этом году мы должны решить все организационные вопросы. От Минтранса для удобства людей эту стоянку нужно передать музею-заповеднику, закупить спецтранспорт для шаттлов. И обязательно этот вопрос решить. А то машины стоят вдоль всей дороги, особенно в выходные и в дни православных праздников.

А в Болгаре мы начали строительство музея камня – лапидария. Если есть Музей дерева в Свияжске, сейчас появится Музей значимого камня в Болгаре. Это и надгробия, и различные фрагменты, где камень был на значимом объекте, интересные элементы. Всё-таки Болгар – это камень. И теперь тут появится история болгарского камня. Наш Фонд нашёл дополнительные средства, и мы берём на себя обязательства этим вопросом предметно заняться.

«Ходячий кошелек»

На уровне Российской Федерации пока нет подходов, которые бы позволили, приезжая на любой памятник, не думать, а сколько у тебя в кошельке денег. Должны быть очень чётко прописанные туры. Может быть, какой-то семье надо посетить только ключевые объекты и знать, что приехав на место, ты уже можешь не доставать кошелек. Меня в этом отношении больше всего волнуют пожилые люди.

Есть понятие социальный туризм. Пока в этих вопросах у нас очень много узких мест, которые надо решать, в том числе, на законодательном уровне. Здесь должны быть единые подходы, разработанные на федеральном уровне. Чтобы была единая логика на всех памятниках. И чтобы не было соблазна у того или того музея или туроператора иметь возможность использовать человека как «ходячий кошелек».

Безусловно, есть вопросы с точки зрения социального туризма, особенно для пожилого поколения.

О сгоревшем в Заинске памятнике Воину-Освободителю

Ну, как можно около Вечного огня поджечь венки, которые когда-то кто-то возложил в память о тех, кто не вернулся с войны? 700 тысяч наших татарстанцев ушло на фронт, и каждый второй из них не вернулся. Это же в память о тех людях, кто не вернулся. Даже если сегодняшние подростки не помнят тех людей, которые столкнулись с войной, но надо же понимать, что это часть нашей истории, наши люди. И благодаря им мы сегодня живём, и благодаря им сегодня над нашими головами чистое небо.

Очень больно было всё это осознавать. Во всех школах Заинского района проведены воспитательные мероприятия с подростками во имя неповторения подобных случаев. Играть около Вечного огня, жечь венки, которые принесли в память о людях, – кощунственно.

Правоохранительные органы занимаются вопросом о памятнике (после произошедшего Следственный комитет возбудил уголовные дела о мошенничестве и халатности – прим. ред.). К 9 мая монумент должен стоять. Казанский завод выполняет эту работу. Сделаны выводы по используемым материалам и сейчас это бронза. Из 26 деталей, которые необходимо отлить, 11 уже подготовлено к последующему монтажу. По графику, который сегодня реализуется без накладок, мы надеемся, что бронзовая статуя 6-7 мая будет доставлена в Заинский район.

Я выступила ещё с одной инициативой. Сейчас идёт экологический двухмесячник по уборке мусора. Когда снег сошёл, вся грязь и мусор вышли наружу. Но если это есть у любой стелы, памятника, – это не дело. Сегодня «ЕДИНАЯ РОССИЯ» анализирует состояние памятников по всей республике. Производится ревизия каждого памятника –где нужно подкрасить, заменить плиты, обновить буквы. Весь этот свод сегодня во всей районах имеется и соответствующая работа проводится.

Собор Казанской иконы Божией матери откроют 21 июля

Освещение собора Казанской иконы Божией матери мы планируем уже 21 июля этого года (это день, когда Русская православная церковь отмечает праздник в честь этой иконы – прим. ред.). Работа проведена колоссальная. Это очень чтимая православная икона во всем мире. Сама судьба собора печальна. Этот собор был взорван в советское время.

Самое интересное – когда наши археологи вышли на раскопки, перед началом работ, были обнаружены остатки фундаментов того самого взорванного храма. Понятно, что они были очень хрупкими. Над этим фундаментом необходимо было возвести храм 55 метров высоты. Но нам удалось это сделать. Внизу мы воссоздали пещерный храм, который раньше был здесь. Это место обретения иконы. Я даже не знаю, куда чаще будут заходить люди. Наличие пещерного храма в большом храме уникально. Все можно будет пощупать, потрогать, помолиться, ощутить сопричастность с историей.

Я представляю, какое количество людей будет посещать этот храм. Люди действительно ждут открытия. Мы видим, сколько людей идут к иконе, которая в последующем из Крестовоздвиженской церкви переместится в Собор Казанской Божией матери. 21 июля завершится эта грандиозная значимая работа. Несмотря на то, что это православный объект, основными инвесторами являются «Татнефть» и ТАИФ, которые возглавляют мусульмане. И большая благодарность трудовым коллективам этих предприятий. Мы работали, окрылённые пониманием, вниманием, заботой вокруг этого собора.

«Вопросов, которые упираются в федеральное законодательство, очень много»

Взвесив свой опыт, возможности, стремления, причём, нереализованные, я пришла к выводу попробовать баллотироваться в Госдуму. Очень многие вопросы сложно решать, потому что они сдерживаются отсутствием необходимых федеральных законов. Приведу пример, который у многих на слуху.

Хорошее решение в своё время принял федеральный центр о выделении земель многодетным семьям. Решение было принято. Федеральная ответственность определена только тем, что концептуально решился вопрос и все получили поручение. А как выполнять это поручение – никто, никак и ничего. И началось. Казань не имеет тех земель, которые можно распределить между многодетными семьями. Двигаться на Высокую Гору можно. Но Высокая Гора говорит:

«Это же казанские семьи ко мне пришли. Почему я должна строить для них дороги, проводить освещение».

И глава тоже по-своему прав. А люди-то в чём виноваты? Таких вопросов очень много. И пока не будет федерального закона, который бы регламентировал создание сети тех же подъездных дорог, строительства социальной инфраструктуры для посёлков, которые создаются для многодетных семей, эта проблема будет выходить на фоне негатива. И не будет она решена, пока не будет федерального закона. Вопросов, которые упираются в федеральное законодательство, очень много. И я знаю эти вопросы.

У меня достаточно интересный жизненный путь, который мне даёт разноплановость. Во-первых, это 11 лет работы в школе. Я знаю, что такое школьное образование. Сегодня мы создаём полилингвальные комплексы «Адымнар» – путь к знаниям с согласию. Два уже создали – в Казани и Елабуге. Третий будем открывать в Челнах. Дальше у нас ещё три комплекса до 2024 года. Это учреждение абсолютного нового формата по многим аспектам. Я готова эти знания по образованию реализовать на федеральном уровне, помогая республике в принятии необходимых федеральных законов.

За моими плечами 15 лет в органах социальной защиты. Памятники культуры, работа с подрастающим поколением, духовность общества – это три направления, в которых я могла быть полезна для республики на федеральном уровне, если буду избрана депутатом Госдумы. А если нет… Вот чем хорош формат праймериз? Это связь с избирателями, встреча с населением. Срез мнений, не всегда положительных, по формам работы, подходам, результатам, которые у нас претворяются в жизнь. Если доверие будет оказано – спасибо огромное. Если нет – продолжу работать в республике.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2024 Новую поликлинику в ЖК «Салават Купере» планируют сдать в декабре этого года Партдесант «Единой России» проверил ход строительства поликлиники - работы находятся в финальной стадии
20.11.2024 На вокзале «Юдино-2» открылся зал ожидания для маломобильных пассажиров Открытие прошло в рамках федерального партпроекта «Единая страна — доступная среда»
19.11.2024 Татарстанское реготделение «Единой России» поблагодарило бойцов, работавших на выставке трофейной военной техники В Казани на выставке трофейной военной техники работала площадка «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх