«Вверхшифтеры выходного дня»: Кочевая натура

Общество    18 апреля 2021, 13:42
(Фотография: личный архив Булата Рафикова)
(Фотография: личный архив Булата Рафикова)
Можно ли в наше время порвать с цивилизацией и уйти жить в тайгу? Герой настоящего материала на этот вопрос однозначного ответа не даёт, но, определённо, его попытка заслуживает внимания.

Героя зовут Булат Рафиков. Ему 38 лет, больше двадцати из которых он «кочует» по малонаселённым районам Сибири и Дальнего Востока. У Булата нет высшего образования, постоянного источника дохода и даже места жительства, но не спешите записывать его в люмпены – в отличие от них у него есть семья и удивительная социальная миссия. Но обо всём по порядку…

Бродяжный сын

Булат любит подчёркивать, что предки его были кочевниками. Я уточняю: «Татарами?»

«Я, получается, из башкир, – отвечает Булат, – которые за последнюю пару сотен лет образовали свои диалекты, а в советский период, когда наше образование под своё крыло Казань взяла, сильно отатарились. Татаро-башкирский род у меня, в общем».

Неопределённость – и в детских годах жизни нашего героя. Родился в Западной Сибири, на землях хантов и манси, куда родители приехали на заработки, первый контакт с тайгой имел примерно в тех же краях, но уже на землях селькупов, а в школу пошёл в селе Атнягузи Октябрьского района Пермского края – там жили предки Булата по отцовской линии.

Родители очень хотели, чтобы сын получил высшее образование, но знания и навыки, которые интересовали Булата, нельзя было получить ни в каком вузе, и сразу после окончания школы он сбежал из родительского дома.

«Зарабатывал, чем придётся, – вспоминает Булат, – в те времена, а я говорю о конце 90-х, найти работу бродяге вроде меня было очень трудно. Это было своего рода искусство – где-то с кем-то скорешиться, собрать грибов или ягод и потом их сбыть. Часть заработка отложить на потом, а на остальное купить самое необходимое – муку, крупы. Человеку ведь много не надо для странствий. Мясо, рыбу ты всегда в тайге достанешь, если навыки имеешь. А если навыков нет, то ты их при желании приобретёшь, и всё равно с голоду не умрёшь».

Справедливости ради надо сказать, что связи с семьёй и родным селом Булат сохранял. Возвращался, когда надо, чтобы помочь родителям по хозяйству, отслужил в свой срок в армии. Тяги к кочевому образу жизни при этом не потерял. Напротив, стал искать на просторах Интернета единомышленников – для обмена опытом и… продолжения рода. А иначе что это за кочевник в единственном числе?!

Воспитание жены

«Многих людей, с кем я общался онлайн, – продолжает Булат, – я потом навещал в своих поездках по стране. Навестил я и Лену. Лет пять мы с ней дружили, она за это время хорошо меня узнала и однажды просто приехала ко мне жить».

Лена Беседина, на первый взгляд, полная противоположность Булату: из состоятельной городской семьи (отец в прошлом – министр спорта Челябинской области), высшее дизайнерское образование, знакомство с лесом как у всех – через пикники и походы выходного дня.

К моменту приезда Лены наш герой вот-вот должен был обзавестись «лодкой» – судном на воздушной подушке и с навесным винтом для дальних путешествий. Лодку с характерным названием «Аргамак» спроектировал и строил по частям (по мере поступления средств от заказчика) один народный умелец. Интуитивно Булат чувствовал, что лодка нужна ему потому, что скоро он будет не один.

«И точно, – не без похвальбы говорит он, – приехала Лена, и мы с ней сразу же заделали дочку. Айаной назвали, что в переводе с якутского означает «дорога», «путешествие»».

География задуманного Булатом путешествия поражает воображение – из Нижней Тунгуски в Вилюй и далее в Колыму. Три года и три зимовки в якутской тайге. Без тренировки было не обойтись.

«Проводил я её в горах Алтая, – продолжает Булат, – там находится экопоселение Чачжаевка. Вот в этой самой Чачжаевке мы поставили брезентовую палатку с железной печкой и начали жить. Лена на практике поняла, что в походных условиях нет ничего страшного, и следующим летом, основательно подготовившись и закрыв все долги, мы отправились на Нижнюю Тунгуску. Это был 2014 год».

Роды под конвоем

Самой сложной оказалась первая зимовка. В преддверии неё семья оказалась почти без продуктов – зверь без видимых причин обходил их район стороной, а близлежащий посёлок так плохо снабжался, что в нём даже купить мешок муки было большой проблемой. В самый последний момент Булату удалось вместе с другом-эвенком завалить лося, мясо которого хватило на всю зиму. Нехватку витаминов в суровых условиях якутской зимы восполняли заготовленными с лета ягодами и травами.

Ни Интернета, ни мобильной связи в месте зимовья, понятное дело, не было. С родителями пара общалась через охотников-эвенков. Булат охотился на соболей, эвенки приезжали к нему на снегоходах, чтобы выменять добычу на провизию и бензин, фотографировали «бумажные письма», и, по возвращении в свой посёлок, отправляли фотографии писем родным. Обратная связь таким же макаром осуществлялась.

Самое интересное, что в этих без преувеличения экстремальных условиях семья умудрилась завести второго ребёнка. Правда, роды прошли не так, как хотелось Булату и Лене. Мой собеседник рассказывает:

– Мы с женой сошлись на том, что способны родить без посторонней помощи. Дочка у нас так и появилась на свет. А в Якутии случилось следующее… Там в северных районах до сих пор сохраняются элементы совка. Если на участке, курируемом конкретным врачом, случается что-то экстраординарное, его могут лишить работы. Поэтому боясь за своё положение, врач сообщил о положении Лены куда надо, и за нами прислали вертолёт. Практически под конвоем нас отправили в Среднеколымск, где Лена родила сына Ирхана.

Подлинные либералы

– Булат, расскажи об эвенках. Как бы ты охарактеризовал этот народ?

– Эвенки – подлинные либералы. Они сохранили те демократические принципы, до которых наша западная цивилизация ещё не доросла. Вернее, мы в каменном веке ушли от этого, а они в этом народном таком подлинном демократизме, анархизме остались. И, наблюдая за их жизнью, за их взаимоотношениями, я очень хорошо понимаю, как бы мог жить человек без надзора.

– Говорят, северные народы спиваются…

– В эвенкийский посёлок, если попадёшь, скорее всего, ты там столкнёшься с этим. Чтобы реально с эвенками познакомиться, в душу войти, надо с ними в тайгу ехать. Поохотиться, посмотреть, какие они профессионалы в этом деле. Эвенки – очень скрытные. У них даже между собой всё общение строится на метафорах.

– Это как?

– Ну, например, собираются два эвенка на охоту. У нас как это обычно делается? Я бы пошёл в посёлок и предложил охотнику: «Слушай, братан, пошли сохатого погоняем». Так с эвенками ни в коем случае нельзя разговор вести. Для них это звучит как команда, а команды не приветствуются. Эвенок придёт к другому эвенку, чай с ним попьёт, поговорит. Тот его спросит: «Ну, что, куда ходил?» – «Да вот я на ту сопку поднимался, там в это время сохатый ходит. Ты же знаешь эти места?» – «Да, знаю». И всё! Дальше уже они будут уточнять детали сделки – у кого, что для охоты имеется, и когда выезжать.

– Эвенки чему-то тебя научили в плане выживания в тайге?

– Да, конечно. Например, они объяснили мне, как избегать встречи с медведем. Увидел след зверя в лесу, сорви какую-нибудь ветку и положи её поперёк своего следа. Всё, медведь поймёт, что ты сторонишься его, и будет держаться на расстоянии. Но многому я ещё только учусь. Эвенки ведь умеют охотиться, используя для этой цели диких животных.

– Приведи пример.

– Как-то раз мы отправились с другом-эвенком искать табун диких оленей, мясо добыть. Мы выехали из тайги в тундру, и надо было решить, в каком направлении двигаться дальше. Вдруг вдали каркнул ворон. Эвенк посмотрел на этого ворона и что-то крикнул на своём языке. И я был очень удивлён, когда ворон подлетел к нам, сделал круг, упал вниз с характерным звуком и так пару раз. После мы пошли в направлении, откуда прилетел ворон, и нашли оленей.

«Мордор какой-то»

Вот мы и подошли к тому, что можно назвать социальной миссией Булата. Он так хорошо нашёл общий язык с эвенками, что задался целью спасти основу основ их жизни – оленеводство. Или точнее вернуть его в то состояние, в котором оно находилось до 30-х годов прошлого века. Тогда оленеводческие хозяйства начали прикреплять к посёлкам, что не замедлило сказаться на хрупкой экосистеме Крайнего Севера.

«Вместо свободной миграции животных, – объясняет Булат, – пришло топтание на одном месте, и, как следствие, деградация пастбищ. Она до сих пор продолжается. Уже и колхозов нет, а люди всё равно привязаны к посёлкам. Ты не можешь удалиться от посёлка, иначе у тебя рабочие не получат зарплату».

Вести хозяйство по лекалам советских времён побуждает эвенков и существующая программа дотаций. За каждый выделенный рубль от оленеводов требуют отчётности, что по северным понятиям очень уязвляет человека. Людям это надоедает, и они начинают психовать – отстреливать, прогонять оленей, к выпивке прикладываться…

«И никакого выхода из этого не видно, – резюмирует мой собеседник, –это прямо Мордор какой-то».

Соль земли

К счастью, среди эвенков есть молодые люди, готовые разводить оленей без дотаций от государства, но и без соблюдения противопоказанных оленеводству правил и предписаний. Я беседовал с Булатом по скайпу в январе, – тогда он ещё находился в Чачжаевке, – а в феврале он уже уехал на перекладных в Якутию, чтобы вместе с единомышленниками-эвенками пасти оленей так, как это делали их предки.

Булат уклонился от ответа на вопрос о том, насколько прибыльно оленеводство как бизнес. Скорее всего, не очень. Во всяком случае, основным источником дохода для его семьи в настоящее время является продажа самодельных ножей через Интернет (3 тысячи рублей – за штуку). Лена тоже не только детей воспитывает – изготавливает натуральную косметику, травяные чаи и открытки в стилистике традиционного эвенкийского орнамента.

Понятно, что без связи с городом продукцию семейного тандема не реализовать. А иначе никак – в Чачжаевке семья давно живёт не в палатке, а в просторной деревянной избе, постройка которой обошлась в копеечку. Но даже в новом доме Булат старается придерживаться кочевого быта.

«У меня нет оборудованной кузни, – говорит он, – так небольшой уголок в доме. Вместо наковальни – маленькая железка, вместо угля – дрова. И я принципиально не хочу выходить на тот уровень, к которому другие кузнецы стремятся. Я должен сохранить свою кочевую натуру, в этом моя соль».

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2024 Новую поликлинику в ЖК «Салават Купере» планируют сдать в декабре этого года Партдесант «Единой России» проверил ход строительства поликлиники - работы находятся в финальной стадии
20.11.2024 На вокзале «Юдино-2» открылся зал ожидания для маломобильных пассажиров Открытие прошло в рамках федерального партпроекта «Единая страна — доступная среда»
19.11.2024 Татарстанское реготделение «Единой России» поблагодарило бойцов, работавших на выставке трофейной военной техники В Казани на выставке трофейной военной техники работала площадка «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх