«90 процентов женщин возвращаются к своим домашним тиранам»

Общество    19 апреля 2021, 10:38
«90 процентов женщин возвращаются к своим домашним тиранам»
Как работает «Мамин дом» в Казани

Зампредседателя Госсовета Татарстана, депутат фракции «Единой России» в татарстанском парламенте Татьяна Ларионова встретилась с жительницами кризисного центра «Мамин дом» в Казани – в основном это жертвы домашнего насилия. В ходе встречи был затронут и вопрос законопроекта о семейно-бытовом насилии. Портал «Вверх» также разузнал подробности деятельности «Маминого дома», причины, побуждающие женщин обращаться за помощью и потом вновь и вновь возвращаться к своим мужьям-тиранам.

О «Мамином доме»

Кризисный центр «Мамин дом» работает в Казани и создан для женщин с детьми и будущих мам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, без крыши над головой и поддержки. Центр «Мамин дом» обеспечивает жилищные условия, питание и всё необходимое для временного проживания женщин в тяжёлой ситуации. Также центр оказывает психологическую поддержку и юридическую помощь. Основная причина, по которой женщины оказываются в кризисном центре, – это домашнее насилие, физическое либо моральное.

В «Мамином доме» женщины с детьми получают необходимую помощь и защиту – для того, чтобы стать самодостаточными. И со временем научиться заботиться о детях самостоятельно. Время нахождения в центре варьируется от 3 до 6 месяцев, однако оно определяется для каждой семьи индивидуально, в зависимости от ситуации. В течение этого времени семья, как правило, разрешает свои трудности и переходит к самостоятельной жизни вне кризисного центра. Чтобы получить помощь в «Мамином доме», необходимо обратиться в Фонд «Благие Дела», написав или позвонив по номеру (843) 246-20-55.

Помощь фонду ведут как государственные службы, так и частные лица, организации, рассказывает руководитель программ благотворительного фонда «Благие дела» Алсу Кривель. Из нововведений – развитие так называемой программы «работы на дому». Это нужно, чтобы женщины, проживающие в «Мамином доме» и имеющие маленьких детей, не посещающих садик, могли изготавливать и реализовывать какую-либо продукцию и выходить на самодостаточность.

Кривель отмечает, что в периоды праздников и длительного пребывания в стенах квартиры (как это было во время самоизоляции в разгар пандемии COVID-19), количество обращений в «Мамин дом» заметно возрастает. То есть влияние на частоту обращений оказывают как праздники, так и социально-экономическая ситуация.

«В проект приходят женщины, которые остались без крыши над головой и не могут находиться там, где они жили раньше чисто физически и морально, и им некуда пойти. К нам также обращаются за психологической и юридической поддержкой», – рассказывает она.

«Обязательно наступит день, когда найдется выход из положения»

В минувший четверг в «Мамином доме» побывала зампредседателя Госсовета Татарстана Татьяна Ларионова. Она посоветовала женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не опускать руки:

«Сегодня ситуация сложная, завтра – ещё сложнее. Но послезавтра обязательно наступит день, когда найдётся выход из положения. Важно понимать, что многое в руках самой мамы. Если она работает, если нет проблем с занятостью, это уже хорошо. Значит, можно решить многие проблемы. Если мама не трудоустроена, на сегодня в службах занятости достаточно большая база вакансий, и социальные службы обязательно помогут. Минсоцзащиты РТ в этих вопросах активно содействует тем, кто оказывается в сложной жизненной ситуации. Сложнее, когда у мамы два или три ребёнка. Тем не менее, когда появляются такие учреждения, причём, некоммерческие, это уже тоже хороший вариант для временного решения своих вопросов».

По словам Татьяны Ларионовой, ей импонируют подходы в работе фонда «Благие дела». Здесь оказывают как психологическую, так и юридическую поддержку.

«Психологическое состояние мамочки, если она оказалась вне родного дома, если её обижает супруг, с которым она не видит своего дальнейшего существования, и он не является тем отцом, который защитит её детей, или в ситуации, когда она оказалась не нужна собственным родителям, вызывает опасения. В такой ситуации первый, кто нужен, это психолог. И то, что фонд определил, что в «Мамином доме» это ключевая должность – очень правильно. Причём, здесь несколько психологов, которые могут работать с учётом ситуации, возрастных особенностей, и не только с мамой, но и с детьми, – отметила депутат. – Юридические проблемы в таких ситуациях, как правило, бывают всегда. Даже элементарно подать заявление на развод, чтобы не ходить, не доказывать, не убеждать, не быть везде гонимой, тоже очень важно. Здесь есть юрист, который поможет. И администраторы с душами нараспашку, которые готовы помочь в любой ситуации. Поиграть с ребёнком, проводить в школу».

Ларионова выразила слова благодарности в адрес всех сотрудников «Маминого дома» и отметила его востребованность.

В интервью журналистам Татьяна Ларионова также оценила перспективы закона о домашнем насилии. По её мнению, в текущем созыве Госдумы этот законопроект вряд ли будет рассмотрен и перейдёт по наследству депутатам следующего созыва.

«Он очень сложный, трудный, противоречивый. Кто-то его очень приветствует, кто-то не принимает», – признала она.

По мнению зампредседателя Госсовета РТ, такие законопроекты нужно обязательно обсуждать с привлечением самого широкого круга экспертов, прежде всего, людей, которых непосредственно затрагивает действие закона. «Это один из ключевых вопросов, с которым я здесь обратилась к сотрудникам «Маминого дома». Ответа я так и не услышала. Мы договорились, что девочки внимательно с карандашом почитают законопроект, и мы обязательно обговорим их видение. Только с опорой на сообщество людей, которые могут подсказать, нужно решать такие вопросы, – убеждена она. – Одна из главных задач депутата любого уровня – слышать своих избирателей, как можно чаще общаться с ними».

Татьяна Ларионова позитивно оценила практику «нулевого чтения» законопроектов в Общественной палате России.

«Любой закон до того, как попадает к депутатам, проходит «нулевое чтение» именно с участием заинтересованных структур и людей, которых этот закон в последующем коснется. На мой взгляд, в Госсовете такое «нулевое чтение» тоже должно появиться. И уже появляется в виде экспертных советов», – отметила она.

«Это женщины с синдромом выученной беспомощности»

Основатель и руководитель благотворительного фонда «Благие дела» Алия Байназарова в интервью порталу «Вверх» рассказала, что проект «Мамин дом» реализуется в Казани с 2016 года. Но если изначально он начинался с 3-комнатной арендной квартиры, то в 2017 году фонду был передан дом, в котором после ремонта в марте 2018 года открылся «Мамин дом».

Собеседница говорит, что информация об адресе дома не должна афишироваться во избежание эксцессов.

«Однажды произошёл неприятный инцидент, когда на одном из мероприятий был размещён адрес нашего «Маминого дома». Но это же убежище для жертв жестокого обращения в семье. А мужчины часто бывают настырными. Один из них нашёл наш адрес в Интернете, и тогда было очень страшно – вопрос решился только при помощи полиции», – рассказывает она.

По словам Алии Байназаровой, за эти годы через кризисный центр прошли 36 мам и 59 детей. Сроки проживания в «Мамином доме» обычно ограничиваются 6 месяцами, однако к каждой женщине и её обстоятельствам отношение индивидуальное.

«Мы всегда доводим маму до состояния самодостаточности. Мы смотрим по ситуации, но обычно у нас останавливаются на срок от месяца до полугода», – добавляет она.

Алия Байназарова рассказывает, что в «Мамин дом», как правило, попадают жертвы жестокого отношения в семье. «Это женщины 35-40 лет, проживающие 10 и более лет в насилии, имеющие двух и более детей. Обычно это женщины с синдромом выученной беспомощности, массой психологических проблем, травм, находящие в состоянии жертвы женщины, – перечисляет она. – Такая женщина живёт в постоянном насилии и уже воспринимает его как должное. Но происходит что-то, что становится критической точкой. Например, муж начинает применять насилие к ребёнку или что-то иное».

При этом совсем не обязательно, что в таких неблагополучных семьях отец семейства злоупотребляет алкоголем.

«К сожалению, алкоголь – не единственная проблема мужчин, которые поднимают руку», – констатирует она.

Руководитель «Благих дел» сетует, что большинство женщин – жертв домашнего насилия – возвращаются в семью обратно. И таких – порядка 90 процентов!

«Это не лечится волшебной таблеткой. Психолог тоже не сразу справляются, такие процессы, как правило, идут длительное время, – отмечает эксперт. – Женщины возвращаются, потому что детей много, по ряду других своих причин. За время работы нашего фонда более 700 женщин получили профессиональную помощь. И 90 процентов женщин возвращаются к своим тиранам. Есть давление со стороны родственников… Не все справляются с ситуацией, в которой они оказались».

Бывают ситуации, когда женщины уходят от таких недомужей со второй попытки. Вообще существует тенденция, что если совершено уже 7 попыток, то на 8-й женщина уйдёт. Были и единичные случаи, когда женщины после «Маминого дома» возвращались в семью, а затем вновь оказывались в кризисном центре.

«В таких ситуациях мы, как правило, руководствуемся интересами детей. Если мы понимаем, что можем что-то сделать, мы это делаем. Так что бывает, что принимаем назад, когда это целесообразно. Но мы заранее обсуждаем с женщиной, готова ли она уйти, или это манипуляция», – признаётся она.

350 тысяч на месячное содержание дома

Собеседница подтверждает, что в период самоизоляции в благотворительный фонд поступало большое количество обращений. По ним оказывалась персональная помощь, в том числе, продуктовая. Но в «Мамин дом» жительниц в тот период по понятным причинам не принимали. Самый пик заполнения кризисного центра наступил в июле-августе, когда в «Мамином доме» одновременно жили 25 человек – 9 мам и 16 детей. Изначально же дом был рассчитан на 16 человек – 6 мам и 10 детей. Однако в период выхода из самоизоляции пришлось немного потесниться.

«Были случаи, когда в тот период конфликты в семьях возникали из-за «путинских» выплат, – рассказывает она. – Мужья избивали жён, чтобы забрать эти деньги себе. Это зачастую становилось крайней точкой. И в целом конфликты в период самоизоляции в некоторых семьях обостроились».

По словам Алии Байназаровой, одним из приоритетов работы кризисного центра является трудоустройство мамы.

«Мы стремимся, чтобы мамы могли зарабатывать. Первая задача – самодостаточность мамы и финансовое благополучие», – отмечает она.

Когда дети ещё не ходят в садик, в центре пытаются найти способ обеспечить для женщины возможность заработка на дому. Проект способов пока находится в разработке, в частности, есть задумки по швейной мастерской, кондитерской и др. Но в основном у постоялиц кризисного центра дети ходят в садики либо остаются с администраторами, а мамы имеют возможность зарабатывать и откладывать средства на будущее.

Алия Байназарова отмечает, что сам фонд живёт на грантовые средства, а также финансовую поддержку частных лиц. Так, в 2020 году большую поддержку оказала «Татнефть», выделив грант. «Единая Россия» после обращения к Татьяне Ларионовой помогла закрыть долг по коммунальным услугам. А новогодними подарками от партии стала техника для кухни. По оценке собеседницы, только на содержание «Маминого дома» ежемесячно необходимо около 350 тысяч рублей.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения
10.04.2024 Креативное пространство, школу и два спортцентра посетили татарстанские единороссы в рамках партийного десанта Объекты обновляют в рамках народной программы партии «Единая Россия»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх