Далеко от правды

Общество    28 апреля 2021, 12:25
(Фотография: realnoevremya.ru)
(Фотография: realnoevremya.ru)
Тимур Бекмамбетов снял своё видение истории про Девятаева и хочет продать её за границу

В Казани на широкую ногу состоялась премьера нового творения Тимура Бекмамбетова «Девятаев». Так как герой Советского Союза свою жизнь связал со столицей Татарстана, в картине можно услышать и татарскую речь.

Корреспондент портала «Вверх» выяснил, что ещё «татарского» есть в новом блокбастере, какой подарок картине преподнёс Владимир Путин, и почему кино про войну больше понравится девочкам.

Подарок Путина

Такого впечатляющего светского кинособытия Татарстан, кажется, не видовал давно. Для того, чтобы показать казанской публике «Девятаева» на два дня раньше, чем его увидит вся Россия, организаторы сняли весь кинотеатр в новом торговом центре. Организовали специальную фотозону с красной дорожкой и плакатами картины. Тут же огромное количество политиков, бизнесменов и просто селебрити, лёгкий фуршет с алкогольными напитками, и главные действующие герои картины: актёр Павел Прилучный, который, собственно, и сыграл героя СССР, режиссёр и продюсер Тимур Бекмамбетов и сын прославленного казанца, профессор КГМУ Александр Девятаев. Он в картине выступал в роли консультанта.

Похоже, что картина станет самой кассовой в России. По крайней мере, в этом году. А причина тому – умение Бекмамбетова правильно играть на чувствах зрителя. Взять ту же историю с лидером группы Rammstein Тиллем Линдеманном, который на русском языке исполнил военную песню «Любимый город» Марка Бернеса. Она стала саундтреком к данной картине.

По версии Бекмамбетова, Тилль сам пришёл к нему с этой идеей. И не важно, что Линдеманн вырос в ГДР, что его отец много путешествовал по Советскому Союзу, что он сам был пионером, и в детстве данную песню пела его мама… Что он вполне искренне мог почувствоваться до такой степени, что выучить её на русском. Это все неважно. 

В Интернете сразу поднялся шум, дескать, как так – немец будет петь военную песню в картине, в которой русский лётчик героически бежит из фашисткого плена!? В соцсетях не отметился только ленивый, поддерживая как одну, так и другую версию, обеспечив отличный пиар фильму. В картине всё же этой версии песни с хорошим акцентом нет.

Бекмамбетов не скрывает, что второй подарок для картины сделал Президент России Владимир Путин. Сначала он продлил майские праздники, и, учитывая, что погода ожидается прохладная, многие пойдут в кинотеатры. А его пресс-секретарь Дмитрий Песков не исключил возможности, что на длинных майских выходных и сам глава государства оценит «Девятаева». Чем не отличный пример для россиян? По крайней мере, для чиновников точно. В общем, это вам не прививку от коронавируса сделать…

Над образом Казани не постарались

«Прежде всего, Татарстан принял участие в этой картине в роли моей жены», – иронично произнёс кинорежиссёр. Именно она (Наталия Фишман, помощник Президента РТ. – ред.) познакомила его сначала с дочерью сына Героя Советского Союза, а потом и с самим сыном. А затем каким-то образом смогла вовлечь Тимура в историю, которая так или иначе связана с Татарстаном. На создание данного проекта Бекмамбетов потратил 3 года.

Сам «Девятаев» снимался в Санкт-Петербурге, хотя начало и конец картины происходит в советской Казани. Но она тут не узнаваема, так как условна. Хотя татарская речь звучит с первых секунд повествования. Это результат взаимодействия режиссёра с татарским драматургом Ильгизом Зайниевым. С ним прославленный продюсер уже выпускал совместную пьесу «Хаджа», которую с успехом поставили в Театре наций.

В задачи Зайниева входило сделать сценарий образным, честным, и чтобы множество моментов, которые связаны с Казанью, были правдивыми. Что касается языка, то татарский тут присутствует. А учитывая, что фильм собираются прокатывать по всему миру, его услышат и в других странах.

А вот с узнаваемыми казанскими местами в картине туговато. По всей видимости, не хватило компьютерной графики. Также в «Девятаеве» играет актёр казанского Театра юного зрителя Нияз Зиннатуллин. Ему досталась роль друга лётчика – Фатиха. Правда, его в картине довольно быстро ликвидируют.

Несмотря на то, что картина снималась в северной столице, Бекмамбетов через Интернет руководил съёмочным процессом, находясь на даче в Кировском районе Казани. Естественно, проходило это в локдаун. И за это компания «Базелевс» попала в десятку самых инновационных компаний мира среди медиаструктур. За то, что именно эти ребята изобрели новый способ, как можно снимать крупнобюджетное кино удалённо

«Я надеюсь, что этот фильм станет какой-то значительной вехой в истории кинематографа Татарстана», – то ли потроллил, то ли всерьёз отметил режиссёр.

Ильдару Ягафарову с его «Байгалом» такой масштаб и не снился…

Зачем издеваться над любимым актёром?

«Всё началось с того, как я начал рассказывать про своего отца, – вспоминает про своё участие в проекте Александр Девятаев. – Подробно и не один вечер по многу часов. А потом было условие, которое поставил сам Тимур. Это то, что мы должны отойти от какой бы то ни было правды, от реальности, как было на самом деле. За этим я должен был наблюдать. Кажется, это всё получилось, и все эти параметры соблюдены».

«Дело в том, что мой «Девятаев» – это не документальный фильм, а художественный, – признаётся Тимур Бекмамбетов. – И важно, как мне казалось всегда, сохранить образ. Потому что мы занимаемся образным искусством. Мифологией, а не фактологией, мы не историки. Мы были уже в нескольких российских городах с предпремьерным показом, и реакция людей нас убеждает, что эмоционально зрители включены в фильм, они любят героя, и переживают за него. И это самое главное».

Когда настоящий Девятаев бежал из лагеря, то за штурвал держался, по сути, скелет, обтянутый кожей, поскольку лётчик на тот момент весил всего 38 килограммов. И режиссёр не стал заставлять Павла Прилучного сбросить свой вес до таких же пропорций. Это как минимум не гуманно.

«С другой стороны, я мог бы добиться подобного средствами компьютерной графики, есть сегодня подобные технологии. Дальше это была бы уже просто физиология. Девушкам бы кино не понравилось, а парни ничего бы не поняли. И я всё-таки поберёг зрителя, потому что он должен любить героя. Натурализм не является тем, ради чего люди ходят в кино. Должна быть достаточной доля достоверности, а Павел и так похудел на 15 килограммов».

Бекмамбетов несколько раз в ходе пресс-конференции повторил, что хотел создать такого героя, чтобы его любили. И это уже не тот «Мажор», который гоняет по Москве на дорогих тачках. Для режиссёра было важно, чтобы между двумя этими ролями был контраст. Как из мажора он перевоплотился в Героя Советского Союза. По словам кинорежиссёра, это аттракцион, за которым хочется наблюдать.

«Павел менялся и в процессе съёмок, когда узнавал свою историю, слова, которые говорил сам Девятаев. Зритель просто так не любит актёров. А если любят, значит, в нём что-то есть. А у Павла – огромная армия поклонников, поверьте мне».

Победить фашистов проще, чем советскую систему…

Режиссёр наверняка слегка слукавил, заявив, что не знает, на какую аудиторию он сделал свой фильм.

«Как вы это себе представляете, вот здесь должно что-то взорваться, а через пару минут произойти что-то эффектное, и тогда можно предполагать, что картина – для молодой аудитории. Так не бывает. Никто не знает того, что на самом деле нужно зрителям».

После выхода из кинотеатра реакция у публики была абсолютно разной. Люди старшего возраста заявляли, что их Девятаев не тронул, а молодёжь, наоборот, с восторгом обсуждала, как круто и как красиво всё сделано. Бекмамбетов всё же ориентировался на основного зрителя, кто сегодня приходит в кинотеатр.

В картине фактически не показана советская жизнь, сами немцы выглядят довольно карикатурно, у самого Прилучного не хватает жизненной глубины, какие уж тут «Три товарища»… Да и не ставил режиссёр, по всей видимости, таких целей. Другое дело, что молодёжь нашла в картине то, в чём привыкла вариться: классные эффекты внутри компьютерной игры. Как оказалось, саму картину как бы и снимали внутри компьютерного шутера World Thunder, и если игрок хорошо летает, то он может получить в награду тот самый самолёт Девятаева…

В середине июня «Девятаев» выйдет на цифровых платформах, но уже в вертикальном формате, приспособленном для того, чтобы его удобнее было смотреть с экранов сотового телефона. Там, в том числе, будут элементы нового киноформата, придуманного Тимуром Бекмамбетовым – Screenlife.

Всё действие фильма разворачивается на экранах компьютеров, телефонов или других электронных девайсов. Герои почти не отходят от клавиатуры, общаются в мессенджерах, ищут нужную информацию в браузере. При этом зритель воспринимает и персонажей, и историю исключительно через экраны устройств. Для этого «Девятаева» пришлось смонтировать по-другому и иначе рассказать его историю для зрителей. 

«Я делал одно кино, но выяснилось, что оно получилось совершенно другим, – признаётся Бекмамбетов. – И получилось это неожиданно. Выяснилось неожиданно. Да, 40 минут мы летаем в небе, гоняемся друг за другом на самолётах, и создаётся полное ощущение, что вы сами участвуете в бою. Это сделано при помощи определённых технологических решений. Я знал, что это кино будет и для людей постарше, которым интересно не посмотреть аттракцион, а подумать и поспорить. Потому что главный факт, который запускает механизм фильма, что приключение Девятаева настолько невероятно, что человек смог угнать самолёт, на котором никогда не летал, что ему не верили после его подвига целых 12 лет. И это недоверие оказалось главным испытанием его жизни. Мне кажется, это самое важное, о чём мы должны говорить и спорить сегодня. О том, что человек способен победить фашистов, но победить систему гораздо сложнее. Как завоевать доверие – вот именно это, мне кажется, интересует людей старшего возраста.

Кино про войну больше для девочек

«Девятаева» успели «прогнать» и через фокус-группы. В картине нет ни одной большой женской роли. Единственное – жена героя, как скрепа, появляется в начале картины, и в конце, и больше женщин в фильме нет.

И всё же кинопроизведение больше всего нравится именно представительницам прекрасного пола. Аж в 2 раза положительных оценок больше по сравнению с мужчинами. Бекмамбетов считает, что причина тут гендерная. Для женщины очень важно выбрать правильного мужчину. Посмотреть, как он действует в критической ситуации. Кто будет честен, кто будет верен, я за кем можно будет чувствовать себя как за каменной стеной. И тут для них получилась история для размышлений.

Создатель «Дозора» уверен, что вопросы о том, что такое честь и преданность, волнуют людей вне зависимости от национальности. Он считает, что тематически «Девятаев» будет интересен всем. Поэтому он ожидает, что картина за пределами России также может собрать неплохую кассу.

«Но есть моменты, которые людям на западе или за океаном, точно будут непонятны, и мы с этим уже столкнулись, – говорит режиссер. – У нас есть консультант Дэвид Кеннеди, который работал на «Перл-Харбор» и всех больших американских фильмах про войну. И он не понял, почему людей, попавших в плен, в Советском Союзе признавали изменниками родины. Даже, если они совершали какой-то подвиг. Он просто этого не мог понять. Поэтому этот аспект истории будет интересен людям за пределами страны.

Режиссёр уверен, что у каждого времени – свои герои.

Вы думаете, те врачи, кто работал в «красной зоне» и знали, что могут заразиться и умереть, не являются героями нашего времени?

«Что касается подвигов врачей, которые находились в «красной» зоне, зная, что они гарантированно могут заразиться, чем это не подвиг? Это фильм не столько про то, что нужно помнить про тех, кто совершал подвиги, но и про то, что нужно прощать, кто этого не смог сделать. Не все из нас способны стать героями, так устроена жизнь. Мы все живём в одном обществе – соседи, родственники, друзья. Но если мы не сможем друг друга прощать за ошибки, то грош нам цена. Подобное напутствие к зрителю есть в конце нашей картины».

Бекмамбетов признался, что в его творческой биографии случилась странная история. Он запал на тему «прощения». И все его последние картины ровно об этом. Но вот незадача: публика ни в какую не хочет про это смотреть, им подавай про месть, про то, что врагу надо дать сдачи.

«То ли у меня не получается рассказывать истории про прощение, то ли публике это не важно, – сетует режиссер. – Но я буду продолжать снимать на эту тему, это мой творческий выбор».

В одном Бекмамбетов прав. Тем, для кого подвиг Девятаева был известен со школьной скамьи, визуализация побега будет любопытной. А молодое поколение откроет для себя нового правильного  персонажа, кем можно гордиться в отсутствии современных идолов. В любом случае, «Девятаев» гораздо лучше, чем те ура-патриотические картины, которые выходили к 9 мая в последние годы. И да. Подростков на новую премьеру от Тимура Бекмамбетова брать с собой нужно. Крови в картине немного, а бои в воздухе и, правда, завораживают.

Олеся Ткаченко  



Вернуться назад






Новости рубрики

19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка
19.04.2024 Молодогвардейцы Татарстана облагородили могилы ветеранов Великой Отечественной войны Активисты «Единой России» и «Молодой Гвардии» по всей республике приводят в порядок воинские захоронения




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх