«Вверхшифтеры выходного дня»: В гости к Ленину

Общество    02 мая 2021, 17:39
(Фотография: Алексей Егоров)
(Фотография: Алексей Егоров)
Если путешествовать очень хочется, помешать этому не может даже плохая погода. Доказано на личном опыте.

Хороший хозяин - плохой муж

Последний раз я это доказывал в конце февраля. Выходных по случаю дня защитника отечества тогда выпало целых три, а вот с погодой не повезло – столбик термометра по всей средней полосе опускался ниже минус 30 градусов по Цельсию. «Но не сидеть же из-за этого дома!» - подумал я и отправился вместе с женой на трассу, ловить транспорт до Ульяновска. Давно мечтал составить мнение об этом городе.

Именно так – с женой. С учётом экстремальных погодных условий (на 23 февраля прогнозировали ещё и сильный ветер) я на сей раз не стал брать с собой сына. Эта замена сразу же поставила поездку под вопрос, ибо с сыном я мог выбраться на трассу в половине третьего, а с женой, из-за особенностей её рабочего графика, на два часа позже. То есть голосовать при свете дня мы могли чуть больше получаса.

Но нам повезло. От Залесного до поворота на Ульяновск нас подкинул мужчина с ребёнком на джипе, а уже на повороте посадил к себе дальнобойщик, ехавший домой в Саратов. Обе машины в сумме ждали не больше десяти минут. Возможно, не последнюю роль в успехе нашего мероприятия сыграла табличка с указанием конечной точки маршрута, - все опытные автостопщики так делают, - но, скорее всего, нас просто пожалели. Водитель фуры так и сказал: «В такую погоду хороший хозяин собаку на улицу не выгонит, а ты жену».

Любят дальнобойщики поучать, а пуще этого прихвастнуть. От саратовского водителя мы, например, узнали, что его жена боится садиться за руль, опасаясь задеть другие машины (такой у неё огромный джип), и что за одну поездку он зарабатывает не меньше 150 тысяч. Ни о жене, ни о размере зарплаты мы, естественно, водителя не спрашивали. Зато изрядно сыпали комплиментами типа: «Какой вы молодец!» и «Как повезло вашей супруге с мужем!» Абсолютно не в тягость польстить хорошему человеку.

Эстафета добра

На окраину города с характерной надписью «Ульяновск/Симбирск» прибыли в девятом часу ночи. Хост Стас дал наводку по автобусам, и мы с двумя пересадками поехали на противоположный конец города, в район так называемой «верхней террасы». Несколько слов о человеке, нас приютившем. Стас занимается арендой квартир, но друзьям-путешественникам на несколько дней выделяет жильё бесплатно.

Нам Стас выделил комнату со всеми удобствами в общежитии. Просто оставил ключи под дверью и скинул адрес дома. С подобным доверием я уже сталкивался в Уфе здесь, но в этот раз хост был настолько деликатен, что даже не проведал нас. Собираясь в обратную дорогу, мы убрались за собой, закрыли дверь и положили ключ на прежнее место. Добро, как впрочем, и зло, работает по принципу домино: сегодня нас пустил к себе Стас, а завтра мы поступим аналогичным образом с гостями из Ирана.

Все четыре (с дорогой) дня, что мы находились в Ульяновске, мороз только усиливался. Но в этом был и свой плюс – людей в общественном транспорте было относительно мало, а в музеях так и вовсе на нас смотрели как на пришельцев с другой планеты. В такие дни уставшие от ничегонеделанья смотрительницы охотно отвечают на вопросы посетителей, и можно смело экономить на услугах экскурсоводов.

Революционные оползновения

О посещённых музеях будет сказано в свой черёд. Пока поделюсь мнением об архитектуре города. Ульяновск – пример города, совершенно варварским способом изуродованного в советский период. До революции его украшали 33 церкви, два монастыря и два духовных училища. К 1940 году от всего этого великолепия в целости и сохранности осталась только небольшая Воскресенская церковь на кладбище. Ещё четыре храма лишились части построек и дошли до нас в сильно искажённом виде. Город, давший миру великого атеиста Ленина, стал безликим как сама атеистическая идея при всём к ней уважении.

Взамен снесённого Ульяновск много позже, к 100-летнему юбилею Владимира Ильича, получил гостиницу «Венец», пединститут и Ленинский мемориал. Мемориал в наш приезд стоял в лесах. Снять их должны были ещё в апреле 2020-го, и тот факт, что этого до сих пор не произошло, наводит на грустные мысли: нынешней элите, панически боящейся революции, мемориал великому революционеру не нужен. Посему и реставрировать его будут неопределённо долго.

Самое печальное, что ради Мемориала, который архитектурные критики называют повторением проектов Ле Корбузье, снесли четыре (!) исторических улицы. От них остались только флигель и дом Прибыловской (в них в разное время жила семья Ульяновых), едва заметные в окружении громады Мемориала. Ещё говорят, что территория эта оползневая и под тяжестью невыразительных конструктивистских монстров медленно сползает к Волге…

Таким образом посмотреть на улицах Ульяновска любителям исторической архитектуры особо не на что. Из того, что заслуживает внимания, я бы отметил здания краеведческого музея, Дома-музея Гончарова, губернской классической гимназии и машиностроительного факультета УГТУ. О музейной составляющей этого списка мы сейчас и поговорим.

Начальник и благодетель

Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова занимает первый этаж Дома-памятника И.А. Гончарова. (Автор «Обломова» отмечен в топонимике города немногим меньше Ленина.) На втором этаже здания находится художественный музей. Оба учреждения культуры произвели грустное впечатление. Видно, что этикетаж, витрины, да и сами экспозиции не менялись здесь с советских времён. Платить за возможность сфотографироваться в музейных залах совершенно не охота. Зато внешний вид Дома-памятника по проекту архитектора А.А. Шодэ выше всяких похвал. Это вообще примета большинства областных музеев, что я видел, – здание, доставшееся в наследство от прошлых веков красивое, а экспозиция –запущенная.

Дом-музей И.А. Гончарова хорош и снаружи, и изнутри. Музей имеет статус мемориального, хотя, если разобраться, мемориального в нём мало. Судите сами: в 1898-1900 годах здание дополнили третьим этажом и боковыми пристроями, а его стены облицевали красным кирпичом; в 1974 году по проекту архитектора А.С. Титова на крыше установили башенку с городскими часами. Смотришь на фотографии здания при Иване Александровиче и в наши дни и видишь больше отличий, чем сходства.

Часы на башенке, кстати, исторические. До революции они находились на колокольне Спасо-Вознесенского собора, где крестили писателя. Храм с таким названием в городе есть и сегодня, но это новодел, похожий на оригинал только колокольней и располагающийся в совсем другом месте. Помимо часов взгляд зацепила историческая мебель (умели же люди обходиться без ДВП и ДСП) и свидетельства личной жизни Гончарова. Я и не знал, что после смерти слуги Карла Трейгута писатель помогал его вдове и детям, получившим благодаря ему хорошее образование.

Последним делом – самолёты

Всем рекомендую к посещению музей «Симбирская классическая гимназия».

«Здесь с максимально возможной достоверностью воссозданы интерьеры классных комнат, актового зала, физического кабинета, «шинельной», – написано на сайте музея, и это действительно так. Сайт обещает разного рода интерактивные удовольствия: «полистать учебники по программам гимназического курса», увидеть солнечные часы торгового дома Боргарда, «вскипятить воду» при помощи кипятильника Франклина…

Увы, экскурсионной группе, к которой мы присоединились, ничего такого не предложили. И всё равно экскурсия получилась очень информативной. К примеру, мы узнали, что юный Володя Ульянов лучше других гимназистов знал закон божий, а вот по логике на выпускных экзаменах удостоился только четвёрки. В советский период этот факт, естественно, замалчивали.

Наконец, по соседству с аэропортом прямо под открытым небом располагается музей гражданской авиации. Жена к его экспозиции отнеслась прохладно (мороз этому способствовал), а я был в полном восторге. АНТ-4 с бортовой маркировкой «Авиарктика», советский конкурент «Конкорда» Ту-144, вертолёт Ми-6, польский «Бельфегор»… Эти и другие машины я раньше видел только на картинках, а тут пролезай через сугробы и трогай. В салоне одного из воздушных судов удалось даже посидеть.

Окончание у ульяновской поездки было обычным. Градусник термометра опустился до отметки минус 35, ветер усилился, и мы от греха подальше нашли машину до Казани на «Бла-бла-каре». Далеко не все музеи Ульяновска удалось посетить, а хост Стас оказался таким молодцом, что я намерен ещё раз попроситься к нему в гости. На сей раз с детьми.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

21.11.2024 Новую поликлинику в ЖК «Салават Купере» планируют сдать в декабре этого года Партдесант «Единой России» проверил ход строительства поликлиники - работы находятся в финальной стадии
20.11.2024 На вокзале «Юдино-2» открылся зал ожидания для маломобильных пассажиров Открытие прошло в рамках федерального партпроекта «Единая страна — доступная среда»
19.11.2024 Татарстанское реготделение «Единой России» поблагодарило бойцов, работавших на выставке трофейной военной техники В Казани на выставке трофейной военной техники работала площадка «Единой России»




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх