«Вверхшифтеры выходного дня»: Свияжские выхи

Общество    14 мая 2021, 13:53
(Фотография: Алексей Егоров)
(Фотография: Алексей Егоров)
Традиционный первомайский сплав в этом году получился с нарушением всех сложившихся ранее традиций

Вместо Урала и Марий-Эл – Татарстан. Вместо большой и не всегда дружной компании – тандем с сыном, которому в апреле исполнилось семь лет. (Некоторые близкие в связи с этим до последнего пытались отменить сплав, мол, ребёнок простудится, а то и вовсе утонет.) И никакого чёткого плана. Вернее, он был, но в самом начале мероприятия ему пришлось искать замену.

План А

Несостоявшийся план был таким. 1 мая, поздно вечером, прибываем с сыном и всем скарбом – на станцию «Куланга», от неё пешком идём до ближайшей автодороги, ловим там попутку, на которой добираемся до села Турминское. Через Турминское протекает река Кубня. Река, судя по отчётам в Интернете, на этом участке – сплавная, по ней можно дойти до железнодорожного моста рядом со станцией «Шушерма», и с утра вернуться домой на электричке. Общая протяжённость маршрута – чуть больше 60 километров, что вполне по силам даже неопытному экипажу вроде нашего.

До Турминского, как ни странно, мы добрались по плану. Я пишу «как ни странно», потому что на автодорогу мы вышли в глубоких сумерках и загруженные под завязку. Проезжавшие мимо водители видели на обочине не только нашу странную парочку, но и два огромных баула – рюкзак с вещами и продуктами, и чехол с лодкой, из которого торчали алюминиевые штевни. Тем не менее, практически сразу нас посадила к себе молодая пара, ехавшая в Янтиково (райцентр в Чувашии).

Что примечательно, багажник наших благодетелей был битком забит колёсами. Мне, ребёнку и баулам пришлось разместиться на задних сиденьях. Но в тесноте, да не в обиде. В девятом часу мы прибыли в Турминское и при свете фонариков поставили палатку на первом попавшемся ровном участке. (Как выяснилось утром, это было чьё-то картофельное поле.) Ужин готовить не стали. Вместо этого расстелили спальники и тут же легли спать.

Бобры – собаки!

Стрелки часов едва перевалили за половину шестого утра, когда я вылез из палатки и отправился на разведку. Подступы к реке рядом с нашим лагерем оказались слишком обрывистыми. Метрах в двухстах ниже по течению Кубня удобна для старта, но бобры (собаки!) перегородили её плотиной. И дальше за поворотом перегородили. И по берегам множество деревьев изгрызено и повалено прожорливыми грызунами. Не река, а какое-то бобровое царство!

Рыбаки, повстречавшиеся на обратном пути, сообщили, что свободный от жизнедеятельности бобров участок реки начинается в двух километрах ниже по течению.

«И что дальше без завалов?», – спросил я. «А дальше никто в деревне не ходил, – ответили мне, – но вообще бобров очень много, будь готов ко всему».

Я ко всему готов явно не был – и лодка не своя, и сынишка с перетаскиванием её через завалы мало чем мог помочь.

В общем, я принял решение собрать вещи и идти на автодорогу ловить попутку до моста через Свиягу. Задача не из простых, учитывая размер багажа и тот факт, что дело было 2 мая, то есть в Пасху. Машин на дороге по случаю светлого праздника было очень мало и большинство из них заворачивали с дороги в село.

Я уже был готов капитулировать и рискнуть сплавиться по Кубне, когда нас посадил к себе водитель из татарской деревни Молькеево. Спасибо ему огромное за это. Владельцы огромных вместительных джипов проехали мимо, а он на крошечной для нашего багажа «приоре» остановился. Воистину для добрых поступков не существует отговорок типа «багажник маленький» или «вы мне салон своими палками испортите».

В гостях у «страбрецов»

Поблагодарив мужчину из Молькеево, не буду останавливаться на нём одном. Сплав не состоялся бы, не одолжи нам байдарку Андрей Панкратов. С Андреем я до этого ходил по Илети и Зилиму, то есть совсем ничего. Тем удивительней, что Андрей сразу же отреагировал на мою просьбу и без всяких условий разрешил попользоваться своим судном. Бесплатно! Хотя имел полное право выставить ценник: байдарка – вещь недешёвая и в дни майских праздников пользуется повышенным спросом. Низкий тебе поклон, Андрей, за твою доброту.

Я очень сомневался, что у Геры получится грести веслом, которое шло одним комплектом с байдаркой. А без весла на сплаве плохо – при пасмурной и тем паче дождливой погоде в два счёта замёрзнешь. В сложившейся ситуации меня очень выручила преподаватель спортивной школы «Бригантина» Мадина Исламгараева. Она одолжила нам лёгкое спортивное весло и два спасжилета, а кроме того дала несколько дельных советов относительно поведения на сплаве.

Байдарка с вёслами и рюкзак с вещами на себя и ребёнка – это 45 килограммов веса. Овощей и хлеба для экономии веса в рюкзаке не было. Планировал купить в деревне Надеждино, на второй день сплава по Кубне, но реку, как уже было сказано выше, пришлось поменять, а магазин в Турминском по случаю Пасхи не работал. Недостаток продуктов восполняли всем миром: картофель с морковью (и двумя крашеными яйцами) подарил житель села Турминское, лук – житель деревни Утяково (это уже на Свияге), хлеб – прихожане старообрядческой церкви Тихвинской иконы Божией Матери в посёлке Соболевское.

О старообрядцах следует сказать отдельно. Они подарили не только буханку белого хлеба домашней выпечки, но и пасхальный кулич, почти нетронутые яблочный пирог и сметанник, и рулон полиэтилена. А, кроме того, разрешили во время службы погреться у себя в храме, там же посушить вещи и попить горячего чаю. И это всё на второй день сплава, когда погода была на редкость мерзопакостной.

«Прям хочется подарить им что-нибудь взамен, – сокрушался по поводу гостеприимства «страбрецов» сын, – но нечего».

Ловись рыбка мелкая и мельче

Ах, да, совсем забыл. В первый день на Свияге рыбаки подарили нам целлофановый пакет с семью рыбками. Такие обычно кладут в миску кошке, но, будучи сваренными в котле, рыбки превратили наш чечевично-картофельный суп в наваристую уху.

«Рыба покрупнее почему-то этой весной на Свияге не ловится», – посетовал рыбак.

Кажется, я знаю почему – на маршруте мы видели одну сеть, перегородившую реку от берега до берега, и несколько сетей поменьше.

 Помимо доброты случайных людей сплав по Свияге запомнился свиданием с местами, с которыми мы впервые познакомились весной-летом прошлого года. Только тогда мы ходили по берегу, бросая завистливые взгляды на экипажи рыбацких лодок, а в этот раз сами были на вёслах. Чувствуешь себя свободнее, хотя бы потому что река не воспринимается как преграда – с одного берега на другой можно перебраться за считанные минуты.

Кстати, о вёслах. О байдарке «Хатанга-2», на которой мы шли, в Интернете пишут, что у неё один недостаток – вода с вёсел во время гребли стекает внутрь лодки. Андрей как-то похвастался, что, если грести аккуратно, ничего такого не будет, но мне до его профессионализма далеко. Поэтому второго мая я финишировал у деревни Городищи по пояс мокрым. Зато сын вышел из байдарки сухим. Всё дело в том, что на его весле предусмотрены специальные резиновые накладки – вода стекает непосредственно с них, а не дальше вниз по веслу.

На второй день я надел поверх обычных штанов непромокаемые, и до вечера, несмотря на досаждавший время от времени дождь, чувствовал себя сухим. Я говорю «до вечера», потому что как раз тогда со мной произошло небольшое ЧП. Мы дошли, как и запланировали, до деревни Каинки, но вот незадача – остановиться негде. По левому берегу топи да болота, а по правому кирпичная вышка, забор и другие приметы чего-то казённого, к чему лучше не приближаться.

Стояние у деревни Бритвино

Но вот метрах в пятидесяти от вышки показался чёрный уазик и рядом с ним мужчина.

«Не иначе рыбак», – подумал я и взял курс на машину УАЗ. «А вы как тут очутились? – недружелюбно встретил нас на берегу мужчина, – нерест, ходить на лодке запрещено». (Данное предупреждение мы слышали несколько раз за сплав, но, если верить Интернету, запрет распространяется только на лодки с мотором.) «Мы отдыхаем», – отвечаю я и делаю попытку высадиться на берег. Встал правой ногой на кромку берега, левой оттолкнулся от лодки, чалка, которую я держал в руке, натянулась и, бултых, я очутился натурально по шее в воде.

«Здесь нельзя останавливаться, – будто не замечая моих мытарств, продолжил мужчина, – полигон». «Полигон чего?» – поинтересовался я. «Не важно, – отрезал мой собеседник, – запрещено и всё».

В общем, никакой это был не рыбак, а сотрудник полигона непонятного назначения при служебном авто. Благо, он всё-таки соизволил подержать лодку за чалку, пока я в неё забирался, и дал ценную наводку, мол, вон за тем деревом встать можно.

По плану на следующий день мы должны были разбить лагерь в лесу неподалёку от деревни Исаково. С поправкой на ширину реки (Свияга ближе к устью разливается до гигантских размеров) и ветер с Волги – задача сложная, но решаемая. Однако случилось обстоятельство непреодолимой силы. На стоянке близ Каинок отлично ловила связь, и я имел неосторожность позвонить жене. Что тут началось! «Гера весь промок… Скорей возвращайтесь… Завтра погода ухудшится…» Сын это всё, конечно, слышал и его настроение резко испортилось. Дошло до слёзных просьб поскорей возвращаться домой, на которые мне пришлось отреагировать.

В итоге маршрут третьего ходового дня урезали до примерно шести километров, отделявших нас от деревни Бритвино. Туда мы прибыли около десяти часов дня, чуть больше часа ушло на то, чтобы уложить в чехол байдарку, а в четыре часа дня нас должен был забрать сосед по деревне Большие Ширданы. Но не забрал – в самый последний момент сообщил, что его задерживают на работе, а после у него дежурство на другой работе. Пришлось заночевать в сосновой посадке неподалёку от Бритвино.

Отсюда вывод: на маршруте общаться с особо чувствительными родственниками исключительно посредством СМС и менять планы только по реальным, а не мнимым (вроде непонятно где услышанного прогноза погоды) обстоятельствам. Где-нибудь в горах быстро эвакуироваться с маршрута не получится и надо заранее готовить себя к трудностям.

В любом случае сплав по Свияге удался. Для нашего с сыном тандема он во всех отношениях первый – по формату, количеству ночёвок (четыре против трёх до этого), впечатлениям… Пройденное расстояние, правда, не впечатляет (около 30 километров), но это, что называется, первый блин. Следующий блин должен быть больше. Планы на этот счёт уже имеются.

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

25.04.2024 В Казани растянули 300-метровую Георгиевскую ленту Участие в акции приняли около 1 000 человек
19.04.2024 Депутат Госдумы Марат Нуриев посетил бывшую узницу трех фашистских концлагерей Вера Мигунова после войны переехала в Казань и работала преподавателем английского языка




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх