Сюита для флешки с оркестромОбщество    15 ноября 2021, 10:55Каждое музыкальное учебное учреждение Татарстана в скором времени бесплатно получит новое творение камерного оркестра La Primavera – «Большую сюиту» из балета «Шурале» Фарида Яруллина. Получилось двойное творчество, поскольку оркестровка сочинения принадлежит художественному руководителю и главному дирижёру оркестра Рустему Абязову. Презентация музыкальной флешки состоялась в БКЗ им. Сайдашева. Премьерой случившийся концерт назвать нельзя. Фанаты оркестра и кукольного театра «Экият» могли слышать сюиту на премьере спектакля «Shurale», в котором переплелись драматический театр, хореография и кукольное представление. К слову, постановка крепко закрепилась в репертуаре театра. Однако в этот вечер тоже не обошлось без сюрпризов. Между частями сюиты, когда умолкали звуки оркестра, казанская поэтесса Альбина Абсалямова читала свои стихи, навеянные музыкой Фарида Яруллина. Сказать, что в пятничный вечер в БКЗ проходила презентация нового диска неправильно. Поскольку сейчас в современной технике и мест-то для проигрывания лазерных болванок нет, оркестр решил выпустить флешку с записью «Шурале», обложку к которой придумала и нарисовала дочка Абязова. Но кажется, что и это уже вчерашний день. Наряду с небольшим носителем новые произведения теперь должны выходить на музыкальных сервисах типа «Яндекс Музыки». Таким образом релиз будет более заметен для аудитории. У современных колонок с голосовым управлением теперь и входа для флешки нет, тем более с USB-разъёмом. Но публика на живом концерте на ура принимала новое творение руководителя La Primavera. «Сложность в оркестровке заключалась только в том, что с этим материалом достаточно сложно работать, – говорит маэстро. – На самом деле, этот проект длится очень много лет. Я как-то пришёл к такой мысли, что не существует сюиты из балета «Шурале». Мне показалось это несправедливым, и я обратился в министерство культуры РТ с таким предложением. Идея им понравилась, я получил соответствующий заказ». В итоге получилась довольно большая сюита на 50 минут для симфонического оркестра. Абязов проделал огромную работу, добавил партию многих инструментов, провёл большую редакторскую работу. «Шурале» можно было услышать и в исполнении оркестра театра оперы и балета, и в звучании ГСО. Но маэстро и тут учуял несправедливость. Его камерный оркестр не имел возможности сыграть это сочинение. Пришлось писать оркестровку и для своих. Но чтобы событие получилось более ярким, он попросил режиссёра театра кукол «Экият» Ильгиза Зайниева придумать необычный спектакль. И подобного в репертуаре у кукольников точно не было. Но не пропадать же добру. Рустем Абязов решил увековечить своё произведение в звуке и сделать студийную запись «Шурале» с камерным оркестром. Но так как дело это дорогостоящее, то он обратился в компанию «Татнефть» за помощью, и нефтяники не отказали. Приурочили всё это к 80-летию самого балета. «Я обратился некоторое время назад к известной татарской поэтессе Альбине Абсалямовой с предложением написать стихи к сюите и выступить с ними на наших концертах. Она согласилась, и по тому, что я слышал, могу сказать, что получились совершенно замечательные, абсолютно связанные с той музыкой, которая звучит, стихи. Настолько это органично переплетено, что мне кажется, это воспринимается как одно целое», – рассказал Абязов. «Фарид Яруллин так или иначе присутствовал в моём творчестве ещё до начала проекта, – делится своими мыслями поэтесса. – У нас дома постоянно звучало это имя, потому что композитор дружил с моим дедушкой Абдрахманом Абсалямовым. Поэтому связь с его музыкой была всегда. А я живу напротив того дома, где проживал Фарид Яруллин, у меня окна выходят прямо на него. И вечерами смотрю на этот дом из окна, и мне кажется, что оттуда звучит музыка. Я смотрю и фантазирую: а что делал Ярулин, о чём думал, наверняка ходил той же самой улицей, что и я. Когда Рустем Юнусович попросил меня переосмыслить классику, конечно, с одной стороны, это было неожиданное предложение, хоть и не первое. В прошлом году мы с ним сделали монооперу «Щелкунчик» на музыку Чайковского и на мои стихи. Я написала слова, исполняла Алина Шарипжанова, это прекрасно сочеталось с оркестром. На этот раз я немножко боялась замахиваться на святое для каждого татарстанца, но тем не менее. Получились стихи, навеянные музыкой. И это то, что я, как поэт, чувствую, когда слышу эту музыку». Повествование получилось от имени девушки, которая встречает лесного героя. Это не отсылка к стихам Тукая, а осмысленное либретто балета. По словам Альбины Абсалямовой, получился длительный подготовительный процесс. Нужно было слушать много музыки, вместе с Рустемом Абязовым разбирать образ самого Шурале, кто он такой: страшный или хороший, в чём-то просто недооценённый персонаж. Сами стихи написались довольно быстро. Это был последний концерт La Primavera перед новыми ограничениями, связанными с коронавирусом. С 15 ноября для посещения развлекательных мероприятий зрители обязательно должны будут предъявлять QR-код о вакцинации. Это, по мнению главного дирижёра, несомненно скажется на количестве публике в зале. Её станет гораздо меньше. Тем не менее, все запланированные выступления оркестра, в том числе фестивальные, по мнению маэстро, должны состояться. «Нам, кажется, уже не привыкать работать в вирусных ограничениях», – с грустью заметил Абязов. Вернуться назад Новости рубрики
|
|