Алло, мы ищем молодых авторов

Интервью    21 ноября 2021, 22:24
(Фотография: Рамис Назмиев)
(Фотография: Рамис Назмиев)
Год пандемии и связанных с нею ограничений, творческих экспериментов и ожидания капремонта.

Об этом и многом другом в интервью порталу «Вверх» говорит Радион Букаев – год назад он стал главным режиссёром Казанского ТЮЗа.

На два города

– Радион Тимурович, вступая в должность главного режиссёра, вы признались, что на первых порах будете жить на два города. За прошедший год ситуация изменилась?

– Нет, не изменилась. Я продолжаю работать в Казани, а моя семья находится в Москве. Я и прежде в таком режиме жил, так что ничего критического в этом не вижу. Тем более что при современном развитии коммуникаций от Казани до Москвы можно очень быстро добраться. Это вам не XIX век, сани запрягать не надо.

– Что мешает перевезти семью в Казань?

– У меня ребёнок сейчас в третьем классе школы. Он привык к детскому коллективу, у него очень хороший учитель. Мы с супругой посоветовались и решили пока не менять школу. Может быть, это случится после четвёртого или даже третьего класса, но пока мы к этому не готовы. Второй ребёнок ходит в детский сад. Тоже не хотелось бы его выдёргивать из сложившегося детского коллектива. Если у вас есть дети, вы меня поймёте.

– Давно назрел вопрос реконструкции театра. Есть какие-то подвижки в его решении?

– Об этом лучше директора спрашивать, это её вотчина. Могу только сказать, что на сегодняшний момент речь идёт не о реконструкции, а о капитальном ремонте театра, причём, не всего здания, а той его части, которая известна как объект культурного наследия «Восточный клуб». Разумеется, на время капремонта труппа не должна сидеть без дела, поэтому мы модернизировали репетиционную площадку, она теперь наша полноценная малая сцена, и вот-вот выпустим на ней спектакль «Тень» по одноимённой пьесе Шварца. Как только капремонт начнётся, мы перенесём сюда значительную часть репертуара. Конечно, театральное здание просто кричит о необходимости капремонта.

Трамвай надежды нашей

– И, тем не менее, в июне этого года вы выпустили спектакль, действие которого происходит в… общественном транспорте. Он так и называется – «Ночной трамвай». В чём смысл этого опыта?

– Современный театр не стоит на месте. С развитием телевидения и интернета, в особенности соцсетей, театр теряет зрителей. И пытается отыграть потерянное на новых для себя площадках. Казанский ТЮЗ здесь идёт по проторенной дорожке, потому что первые спектакли в общественном транспорте были гораздо раньше «Ночного трамвая». Мы таким образом хотим расширить аудиторию и, конечно, это маркетинговый ход – трамвай соответствующим образом украшен и по большому счёту привлекает внимание к нашему театру.

Кроме того, я повторюсь, Казанский ТЮЗ планирует уйти на капремонт, поэтому спектакли вне стен нашего здания жизненно необходимы. Конечно, мы можем и будем играть свой репертуар в домах культуры, и в Казани и в районах республики, но пусть расцветают все цветы. Нам нужны и спектакли большой формы, и вот такие как «Ночной трамвай», без непосредственного участия актёров (зритель, он же пассажир, слушает запись спектакля, синхронизированную с маршрутом трамвая – А.Е.), и спектакли во дворе…

– Как театр пережил первый год пандемии?

– Одно дело, когда у тебя полный зал, другое дело, когда действует противоковидная рассадка. Всего стало меньше, пришлось потуже затянуть пояса. Думаю, это коснулось всех творческих коллективов. Спасибо министерству культуры РТ, которое поддерживало нас финансированием ряда проектов, например, того же «Ночного трамвая». В этом смысле пандемия сыграла театру на руку. Она подтолкнула нас к эксперименту, на который в благоприятной обстановке мы, вполне возможно, и не решились бы.

– У вас богатый опыт работы с разными театральными коллективами. На сайте ТЮЗа я насчитал 26 (!) городов, с театрами которых вы сотрудничали. Хотелось бы в этой связи узнать ваше мнение о тюзовской труппе.

– Это коллектив, ядро которого сформировалось в конце 80-х – начале 90-х. Коллектив очень дружный, несмотря на кое-какие трения, имевшие место некоторое время назад. Коллектив возрастной – молодёжи у нас меньше, чем актёров моего возраста и старше. Из этого следует потребность в новых кадровых вливаниях. Так сложилось, что в последние десятилетия они происходили, в основном, за счёт выпускников казанских учебных заведений.

На мой взгляд, пополняйся театр актёрами из других театральных столиц, было бы гораздо лучше. (Каждый город задаёт свой особый тип мышления.) Этого сложно добиться, потому что Казанский ТЮЗ на сегодняшний день не может позволить себе привезти артистов из других городов, на это нет финансирования. В целом, коллектив очень чуткий, понимающий, работоспособный, готовый к исполнению всех режиссёрских задумок. Это объективная оценка – я бы не пришёл в труппу, лишённую таких качеств.

Сизиф и не только

– Как тогда вы объясните уход в последние месяцы из театра ряда актёров?

– Каждый случай нужно разбирать отдельно. Если вы о народной артистке республики Елене Ненашевой, то она не местная, у неё корни – из Сибири, и там сейчас проживают её дети. Елена Ефимовна просто решила уехать к себе на родину и жить в окружении близких. Никакой связи между её уходом и уходом других артистов нет. Ильнур Гарифуллин активно пробует себя в режиссуре. У него идут два спектакля в нашем театре, и, насколько я знаю, Ильнур плотно сотрудничает со своим бывшим нанимателем Туфаном Имамутдиновым в театре имени Тинчурина.

Уход Камиля Гатауллина связан с личными желаниями Камиля, никак не связанными с труппой и мною. Такое бывает в любом коллективе. Интересно, что вы обращаете внимание на уход, я подчёркиваю, – не исход, а уход некоторых актёров. Значит, лично вы и театральная общественность города воспринимаете нашу труппу достаточно сплочённой и монолитной. Это дорогого стоит.

– Все ли ваши режиссёрские задумки на прошедший театральный год были реализованы?

– Одним из названий, с которым я пришёл в Казанский ТЮЗ, был миф о Сизифе. За прошедший год я решил не ставить эту вещь, потому что не пришло время. За что пострадал Сизиф, я надеюсь, объяснять не надо?

– За то, что пытался обмануть смерть, пошёл против естественного хода жизни, если хотите…

– Очень актуально, не правда ли?! Другое дело, что подобный спектакль шёл бы вразрез с названием нашего театра. Мы семейный театр, на спектакли которого взрослые должны ходить не сами по себе, а с детьми. Люблю, когда в зале возникает диалог между родителем и ребёнком. Чтобы ребёнок, не поняв какой-то момент на сцене, повернулся к отцу или матери и спросил: «А почему он так сделал?» В этот момент по большому счёту включается самое главное, ради чего мы работаем. Включается рост ребёнка через его диалог с родителем.

Давайте признаемся – мы очень много работаем и очень мало времени уделяем детям. Мы рано встаём, отводим ребёнка в школу или детский сад, и, когда возвращаемся домой, часто не имеем времени даже на проверку уроков. Но на театр, хотя бы раз в месяц, найдёт время любой, и, если вы пойдёте к нам всей семьёй, то будете просто обречены на продолжительное осмысленное общение с ребёнком.

– Что нового появилось в репертуаре театра для семейного зрителя за прошедший год?

– Очень рекомендую спектакль «Северное сияние» по сказкам и легендам народов Поволжья. Постановка приурочена к Году родных языков и народного единства в Татарстане и, что особенно приятно, является первым режиссёрским дебютом на большой сцене Лилии Ахметзяновой. Она у нас ещё задействована как актриса в спектакле «Лиса и виноград». Я выпустил спектакль «Папамамалогия» по Остеру. Мы пометили его в афише как 10+, но и дети постарше будут в восторге от фирменного юмора писателя.

Это ведь не первая ваша постановка по Остеру?

– В «Углу» идёт спектакль по циклу рассказов «Дети и эти». Другие рассказы этого же цикла я использовал в своих постановках для театральных коллективов Томска и Краснодара. В афише нижнетагильского молодёжного театра имеется спектакль «Конфетоведение: наука об изучении конфет», который тоже поставил я. С Григорием Бенционовичем мы знакомы и тесно сотрудничаем. Есть как минимум ещё одна его книжка, которую я бы хотел поставить.

Ювелирная работа

– 8 октября у вас была премьера «Юбилей ювелира». Чем обусловлен выбор этой, на мой взгляд, чисто английской истории?

– Почти у всех актёров, задействованных в спектакле, в этом году юбилей. В том числе у исполнителей главных ролей, народных артистов РТ Вячеслава Казанцева и Надежды Кочневой. Получился такой творческий подарок нашим народным артистам республики ко дню рождения. Для меня также важно, что актёрский состав спектакля небольшой и в случае чего, – ну мы же понимаем, в какое время живём, – его легко населить другими актёрами. И, кроме того, при выборе пьесы мною двигал чисто творческий интерес. Вы правильно заметили, что это чисто английская история. Мне в ней нравится близость власти и народа. Это то, чего нам не хватает, и что, судя по первым показам, интересно нашему зрителю.

– Недавно стало известно, что спектакль Казанского ТЮЗа «Иваново детство» в постановке Антона Фёдорова номинирован на «Золотую маску». Как вам удалось привлечь в театр такого титулованного режиссёра?

– Договор с Антоном Фёдоровым был подписан ещё до моего прихода в театр. Могу только сказать, что финансовая сторона этого сотрудничества стала возможна благодаря проекту «Культура малой Родины», реализуемому партией «Единая Россия». Плюс мы серьёзный коллектив, о котором знают в театральной России, и работа с которым с творческой точки зрения интересна даже самому маститому режиссёру.

20 ноября (интервью было записано за неделю до этой даты – А.Е.) мы ждём очередную премьеру и снова речь идёт о спектакле приглашенного маститого режиссёра. На сей раз это Пётр Шерешевский, поставивший для театра упомянутый выше спектакль «Тень».

– Евгений Шварц родился в Казани. Со времён работы в одном из литературных журналов города сталкивался с выпадами в адрес русскоязычных театров республики, что, мол, они не ставят спектакли по пьесам современных казанских авторов…

– А они есть?! Недавно в соцсетях мы кинули клич: «Ищем современных драматургов!» Отозвался только один человек из Казани. Много идей, которые хочется реализовать с авторами именно на местном материале. Мы открыты! И хотим, чтобы драматурги не сидели и ждали, когда им позвонят, а сами выходили с нами на связь. Вот и через ваше издание говорю: «Молодые авторы! Приходите, заявляйте себя, предлагайте».

Алексей Егоров



Вернуться назад






Новости рубрики

18.07.2024 Андрей Егоров: В парламент надо идти работать, а не за значком депутата Какие проблемы остаются в сфере обращения с коммунальными отходами, как депутаты совершенствовали механизмы расселения аварийного жилья и что делается для...
10.07.2024 Леонид Якунин: Во время работы парламента 6 созыва ситуация в экономике была неординарной О расходовании бюджетных средств, налоговых льготах для промпарков и самозанятых, финансировании из федеральной казны проектов в Татарстане в интервью главному...
04.07.2024 Марат Галеев: «Была установка: кто выживет, тот выживет. В Татарстане была иная политика» О том, как вовремя принятые законы влияют на экономику, как республике удалось сохранить ключевые предприятия, о командной работе с Правительством Татарстана и...




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх