Минтимер Шаймиев: 25 лет работали — и вдруг, среди учебного года, взяться за разрушение. Что случилось-то?!Общество    27 октября 2017, 11:20
И, несмотря на то, что по этому поводу уже высказались первые лица республики, непонятно пока, чем эта история закончится. Корреспондент портала «Вверх» попытался проследить хронологию всех событий языкового разлада и выяснил, почему Рустам Минниханов предлагает не политизировать этот процесс, и какой выход видит Минтимер Шаймиев. Сказка о потерянном татарскомОстросюжетная сказка о потерянном татарском языке неожиданно начала разворачиваться летом этого года. До этого были отдельные случаи недовольства родителей количеством и качеством преподавания татарского, но массовой поддержки они не получали. «Ящик Пандоры» открыл Владимир Путин на заседании совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, которое состоялось 20 июля. «Русский язык для нас — язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя. Он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны», - заявил глава государства. Его знать должен каждый, сказал тогда президент. «Языки народов России — это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки — гарантированное Конституцией право, право добровольное.
Тогда же Путин дал поручение до 20 ноября проверить школы в национальных республиках на «добровольность» изучения родного языка. По мнению Путина родители сами должны были определять, нужен их чадам тот же татарский, если речь идет о Татарстане, или нет. «Нас запугивают, над нами издеваются…»Даже когда в соседней Башкирии начались прокурорские проверки, власти нашей республики никак не реагировали на это. А в социальных сетях и в мессенджерах активно стала распространяться инструкция об отказе от татарского в школах. «Для этого нужно всего лишь написать заявление в свободной форме на имя директора школы или заведующей детским садом и зарегистрировать его у секретаря. Исполняя распоряжение президента России, они обязаны будут освободить вашего ребенка от обязательного изучения татарского языка», - говорилось в сообщении. И только в начале сентября на сайте Минобрнауки РТ появилось официальное сообщение, в котором говорилось, что исходя из Конституции РТ, татарский язык является государственным в республике и, соответственно, к изучению обязателен. Дескать, Путин говорил о родных языках, в Татарстане это чувашский, марийский, удмуртский и т.п.
22 сентября в сети появилось открытое письмо 60 татарских литераторов в защиту национального языка. А чуть ранее в стенах исполкома всемирного конгресса татар прошло заседание президиума «Милли шура», заместитель премьер-министра Татарстана Василь Шайхразиев и по совместительству председатель данного национального совета, призвал не делать из мухи слона в вопросах изучения татарского в школах и дождаться прокурорской проверки. Однако уже через несколько дней, видя, что страсти накаляются, и, возможно, под давлением татарской общественности, Всемирный конгресс татар все же выступил со своим обращением, в котором выразил «решительный протест против абсолютно неправовых нападок на государственный статус татарского языка». Тем временем, на притеснение стали жаловаться уже сами учителя татарского. Они подсчитали, что около 2, 8 тысяч педагогов могут остаться на улице, если их предмет переведут в факультатив. Они обратились к депутатам Госсовета РТ с открытым письмом, отметив бездействие народных избранников в этом вопросе.
В поддержку татарского стали высказываться уже и родители русских детей, для которых этот язык не является родным. В соцсетях они с одной стороны обвиняли местные власти, что языковой вопрос те оставили на самотек, обеспечив количество изучения татарского, но, не позаботившись о качестве его преподавания. А с другой, многие вроде как согласились с тем, что живя в одной республике с татарами, неплохо знать их язык, но для этого вполне достаточно одного-двух уроков в неделю.
25 октября чиновники, а также учителя русского и татарского языков, начальники отделов образования совместными усилиями выработали резолюцию по вопросам совершенствования языковой политики и урегулированию вопроса об изучении русского и татарского языков в школах Татарстана. В ней федеральным властям предложено пойти на компромисс – до 9 класса оставить татарский обязательным для изучения, а в старших классах сделать предмет добровольным. Министр образования РТ Энгель Фаттахов до этого ездил в Москву к своему федеральному коллеге – Ольге Васильевой, однако, о результатах той встречи общественности не известно. «Лучшего способа дестабилизировать ситуацию в республике не придумаешь»И вот, наконец, горячие дебаты состоялись в Госсовете накануне, где уже все желающие высказались по полной. Вице-спикер парламента Римма Ратникова отметила, что в школах республики начались родительские собрания, на которых детей должны поделить по национальностям. «Лучшего способа дестабилизировать ситуацию в республике не придумаешь», - заявила она. - Директоров вызывают в прокуратуру, просят изменить учебный план. Дают шаблоны, каким должно быть расписание, требуют убрать предмет «татарский язык» и заменить его на «родной язык», что, вы понимаете, не одно и то же. Как можно изменить учебный план в середине года», - возмущалась она. С ней согласен и директор дома дружбы народов РТ Ирек Шарипов. По его словам, события последних нескольких недель расшатывают устои хрупкого межнационального согласия. А многочисленные родительские группы в мессенджерах и соцсетях, призванные выражать мнение «от имени всех русских родителей» только подливают масло в огонь. Депутаты направо и налево яростно высказывались и в поддержку учителей, которые могут потерять работу, и о том, что в российском законодательстве нет ни слова о том, что родной зык нужно изучать добровольно. В словах депутатов сквозила боль о судьбе татарского, вот только было удивительно, отчего же они фактически два месяца хранили молчание. А если бы не общественность и татарская интеллигенция, которые начали выражать свою активность по этому вопросу, так бы эта тема и не встала в повестку дня?
«Может быть, действительно, наш закон надо привести в соответствие нынешним требованиям российской прокуратуры? Но нельзя это делать как раньше. Когда свобода выбора подменяется административной обязанностью, это ни к чему хорошему не приводит — это приводит к тому, что выходят толпы как с одной стороны, так и с другой!». «К сожалению, виноватыми оказались директора школ, и это неправильно»Под занавес заседания слово, наконец, взял президент Татарстана Рустам Минниханов: «Я должен высказаться, - начал он свое выступление. - Мы зашли чересчур далеко, мы вернулись в девяностые годы. Как можно было сделать так, чтобы общество разделить, когда у нас не было никаких вопросов по межнациональным отношениям? Наверное, эта тема имела место, и ее надо было рассмотреть, но не в такой форме»... Минниханов рассказал, что после того, как появилось распоряжение Путина, в Татарстане была создана рабочая группа, которая взаимодействовала с прокуратурой. «Мы отстаивали, доказывали, поправляли наши учебные планы с учетом тех требований, которые присутствовали. Эту работу надо было спокойно довести до конца. Я обращался и к прокурору, и к генпрокурору с тем, что нам нужно время, чтобы мы с министерством образования РФ эту работу могли довести до конца. Но, к сожалению, виноватыми оказались директора школ, и это совершенно неправильно. Вина лежит на всех нас, но не на директорах школ. Они выполняли инструкции. Директора школ сегодня — это интеллектуальный потенциал республики в преддверии выборов, когда все выборные процессы проводят наши школы, директора, и мы создали для них вот такое... Или это делается специально, чтобы в Татарстане создалось плохое отношение к нашему президенту Владимиру Путину? Надо ведь все это продумать…». Минниханов посетовал, что министерство образования не отреагировало на предложения Татарстана, тем не менее, они в поиске точки решения данного вопроса. Ибо, по его мнению, нельзя трактовать закон, как вздумается какой либо из сторон. «Как может быть государственный язык добровольным? Да, в Швейцарии ты добровольно из четырех языков выбираешь два, а у нас один язык государственный, нашего субъекта. Я согласен, нам нужно работать над риторикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем. У нас будут итоги нашей работы с министерством образования, об этом вам доложим отдельно.
Я обращаюсь к вам, Илдус Саидович (Нафиков – прокурор РТ, - авт): если у вас есть претензии — обращайтесь ко мне, но зачем директоров школ терроризировать? Это же наши люди. Как можно так работать с людьми? Мы знаем, что многое нам нужно поменять. Вы знаете, какие документы мы подготовили, мы этот вопрос с вами открыто обсуждаем, и никто этого не скрывает. Но сегодня мы зашли слишком далеко. Если сегодня мы еще на заседании Госсовета будем нагнетать обстановку... К директорам школ вопросов не должно быть. Только вы в один момент все менять силовым методом не должны — вы и так породили столько напряжения…» По словам Минниханова, работу по урегулированию ситуации с изучением татарского нужно довести до логического завершения. И если что-то не получится, в этом и нужно будет признаться, не скрывать. Не остался в стороне от обсуждения этого вопроса и госсоветник президента РТ Минтимер Шаймиев. Он предложил в течение учебного года не затрагивать вопросы об изучении татарского, а к августовскому совещанию 2018 года доложить о новых учебных стандартах и, как дальше действовать. «25 лет работали — и вдруг, среди учебного года, взяться за разрушение. Что случилось-то», - вопрошал первый президент Татарстана. Точка в этом вопросе еще не поставлена. Насколько федеральные власти прислушаются к просьбам региональной – узнаем уже очень скоро. По крайней мере, доклад о состоянии изучения русского языка и о добровольности изучения родного должен лечь на стол к Владимиру Путину до конца осени. И ясно одно: чтобы сохранить взаимопонимание, каждой из сторон придется пойти на определенный компромисс. И тогда сказка о потерянном татарском может быть не такой печальной… Олеся Ткаченко
Вернуться назад Новости рубрики
|
|