Гитарно-балалаечный баттл завершился в Казани мировой премьерой

Интервью    10 ноября 2017, 10:47
Казанский камерный оркестр La Primavera под руководством Рустема Абязова
Казанский камерный оркестр La Primavera под руководством Рустема Абязова
«Балалайка и гитара очень разные по нраву» — столь необычную программу представил публике 9 ноября казанский камерный оркестр La Primavera под руководством Рустема Абязова в ГБКЗ имени Салиха Сайдашева

В этот вечер солировали московский гитарист Артем Дервоед и балалаечник из Якутии Дмитрий Швецов.

В баттле победил… дуэт

Многие прозвучавшие произведения исполнялись в Казани впервые. Завершился концерт и вовсе мировой премьерой — заместитель председателя Союза композиторов Татарстана, известный гитарист Виталий Харисов, сочинил дуэт для гитары и балалайки в стиле кантри «Стрэттон», который исполнили Артем Дервоед и Дмитрий Швецов.

«Даже строка из стихотворения, использованного в названии программы — «Балалайка и гитара очень разные по нраву» говорит о некоем антагонизме. Но мы постараемся примирить их и даже слить воедино в специально написанном для этого случая дуэте», — анонсировал до начала концерта маэстро Абязов и сдержал обещание.

Задал же ритм необычной программе лауреат 37 международных конкурсов (на 16 из них удалось завоевать первые премии), один из ведущих российских классических гитаристов Артем Дервоед.

4-частный концерт для гитары и струнных «Мегарон» Никиты Кошкина, написанный в 2006 году, прозвучал впервые в Татарстане.

Несмотря на то, что концерт пользуется заслуженной популярностью у гитаристов, на YouTube существует лишь одна запись исполнения этого сочинения.

«Артем Дервоед решил переломить эту ситуацию и собирается с разрешения автора разместить запись исполнения в Казани», — отметил маэстро и обратился к публике с просьбой помочь в организации качественной записи — не ходить посреди концерта, не кашлять, не ронять номерки и отключить мобильные телефоны.

Классическая гитара — один из самых сложных инструментов

После исполнения «Мегарона» в экспресс-интервью порталу «Вверх» Артем Дервоед рассказал, почему классическая гитара — один из сложнейших инструментов и какую роль она играет в его жизни.

— Как вы оцениваете уровень казанского оркестра?

— В предыдущий раз в Казани я выступал в конце 2014 года. А вот с оркестром La Primavera — в далеком 2009 году. Я считаю, что это один из лучших камерных коллективов страны.

Мне нравится с ним работать — в La Primavera играют настоящие профессионалы, с ними легко и удобно.

— В Казань вы привезли довольно необычный концерт Кошкина. Чем обусловлен этот выбор, ведь вы сами говорили, что люди боятся всего неизвестного и будут лучше в тысячный раз слушать то, что уже знают?

— В целом это было удачное выступление. Этот концерт — один из моих самых любимых. Это также одно из лучших современных сочинений для гитары с оркестром. Тем более это не заигранный, а достаточно свежий концерт. Я искренне люблю эту музыку. Судя по всему, она понравилась и публике тоже.

— Легко ли вы согласились принять участие в одном концерте с балалайкой? Это для вас новый опыт?

— Я играю в одном отделении, а балалаечник в другом, так что это не было принципиально. Но чтобы два солиста красиво вышли на сцену и сыграли что-то вместе, мы подготовили небольшой бис — сочинение Виталия Харисова.

На самом деле, опыт совместной игры с балалайкой у меня уже был. Когда я учился в колледже и хотелось заработать карманные деньги, мы с балалаечником играли в переходах, метро, на улицах.

— С каким инструментом вы приехали в Казань?

— У меня много разных гитар — около 10. В Казань я привез инструмент японского мастера Сакураи. Эту гитару я выиграл на конкурсе в Тайване в 2012 году, когда получил первую премию.

— От чего зависит выбор инструмента на концерт?

— От репертуара, зала, играю ли я с подзвучкой или нет. Естественно, влияет и настроение — иногда хочется поиграть именно на этой гитаре, а иногда на другой. Какая-то гитара больше подходит для исполнения современной музыки, другая — к XIX веку. Но в каждом инструменте есть своя изюминка.

— Что для вас значит гитара?

— Это способ реализации. Есть что-то внутри меня, что просится наружу. В раннем детстве я сам в себе это обнаружил и попросил родителей отвести меня играть на гитаре.

Гитара для меня — способ общения с миром, получения любви извне. Именно гитара — посредник между мной и миром.

Поскольку у меня много гитар, я не отношусь к ним чуть ли не как к женам. Каждая гитара уникальна — так же, как и человек. Мне нравится, что у меня их много. И мне нравится, что я могу выбирать лучший вариант под конкретную исполняемую музыку. Я их всех люблю — они уникальные.

—А электрогитару вы изредка держите в руках?

— Да, но играю на ней современную академическую музыку. В прошлом сезоне я два раза выходил на сцену с электрогитарой.

За кулисами вы общались с казанскими гитаристами — Айнуром Бегутовым, Михаилом Нагорновым. Планируются ли совместные проекты?

— Да, 8 и 9 декабря в Москве уже во второй раз пройдет фестиваль камерной гитарной музыки «Золотые грифы». Конечно, я собираю музыкантов из различных городов России и из-за рубежа и приглашаю гитаристов из Казани.

— В своем творчестве часто ли вы сталкиваетесь с ложным стереотипом, якобы гитара простой инструмент, и побренчать на ней не стоит особых усилий?

— Смотря что играть. Если песни Цоя — этому можно довольно быстро научиться. Но исполнять музыку, написанную для классической гитары, произведения высокого стиля — очень сложно.

И чтобы делать это хорошо, нужно потратить всю свою жизнь. В том то и дело, что гитара в этом смысле уникальный инструмент. На ней можно научиться играть быстро и что-то себе или кому-то аккомпанировать — на уровне дворовой гитары.

А то, что делают музыканты на классической гитаре, выдающие сольные выступления, играющие с оркестром — это очень сложно. Я считаю, что классическая гитара — один из самых сложных инструментов, здесь слишком много разных нюансов.

— Сколько времени вы ежедневно тратите на занятия гитарой?

— Я никогда не считаю. Я же занимаюсь, исходя из необходимости. Иногда делаю это весь день — естественно, с перерывами на поесть, ногти подточить. Иногда и несколько часов.

— А сколько времени вы ежедневно уделяете уходу за ногтями?

— Не засекаю, конечно. Но это происходит несколько раз в день. Если регулярно занимаешься на инструменте, то они стачиваются.

— Публика, которая слушает классическую гитару, как-то отличается от публики, приходящей на концерты классической музыки?

— Наверное, пока что да. Люди, слушающие просто классическую музыку, далеко не всегда знают, что классическая гитара — такой же академический инструмент, как скрипка, виолончель, фортепиано. Но благодаря таким концертам я думаю, что эта грань стирается. И это хорошо. Я хотел бы, чтобы в конечном итоге все пришло к такому результату.

— Есть гитарная музыка, в которой вы чувствуете себя как рыба в воде?

— Я стараюсь не играть музыку, в которой не чувствую себя комфортно на сцене. Как только я понимаю, что у меня прекрасно получается то или иное произведение, я включаю его в свой репертуар. Раньше я включал разную музыку по причине обязательств, в том числе, обязательных произведений на конкурсах. Сейчас же я составляю репертуар из музыки, которая мне близка.

— Вы были очень успешны в конкурсах. Сказали им бесповоротное нет?

— Да. Уже с 2013 года я не выступаю на конкурсах. Я выиграл огромное количество конкурсов и участвовать в них дальше просто не было смысла. В какой-то момент этот этап надо было завершить и перейти в следующий. К этому конкурсному этапу я уже никогда не вернусь.

Артем Дервоед в 2013 году, победив на Международном конкурсе гитаристов имени Александра Фраучи, объявил о завершении конкурсной карьеры. За это время он стал лауреатом 37 международных конкурсов. Он первый россиянин, победивший на конкурсе имени Микеле Питталуги в Алессандрии (Италия, 2006) и на конкурсе Ее Королевского Высочества принцессы Кристины (Испания, 2009). Дервоед — сооснователь и художественный руководитель Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары», который c 2006 года ежегодно проходит в Концертном зале имени Чайковского. А также основатель и художественный руководитель Фестиваля камерной гитарной музыки имени Александра Пономарчука «Золотые грифы» и куратор направления «Классическая гитара» в Башмет-центре (Москва). С 2005 года преподает классическую гитару в Московском институте культуры, с 2011 года — в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Кристина Иванова



Вернуться назад






Новости рубрики

18.07.2024 Андрей Егоров: В парламент надо идти работать, а не за значком депутата Какие проблемы остаются в сфере обращения с коммунальными отходами, как депутаты совершенствовали механизмы расселения аварийного жилья и что делается для...
10.07.2024 Леонид Якунин: Во время работы парламента 6 созыва ситуация в экономике была неординарной О расходовании бюджетных средств, налоговых льготах для промпарков и самозанятых, финансировании из федеральной казны проектов в Татарстане в интервью главному...
04.07.2024 Марат Галеев: «Была установка: кто выживет, тот выживет. В Татарстане была иная политика» О том, как вовремя принятые законы влияют на экономику, как республике удалось сохранить ключевые предприятия, о командной работе с Правительством Татарстана и...




© 2019 Общественно-политический портал "Вверх"
info@vverh-tatarstan.ru
телефон: +7 (843) 238-25-28
Youtube VK RSS
Наверх